Конспект и презентация к уроку истории по теме: "Художественная культура в XVIII в"

Цели: - сформировать представление об особенностях, основных достижениях и ярких представителях культуры XVIII века;

            - развивать умение анализировать, сравнивать, находить информацию

            - воспитывать гордость и чувство уважения к культурным истокам нашего прошлого

Оборудование: презентация, компьютер, мультимедийная доска , листы с проверочной работой

 

                            Ход урока.

1. Орг. начало урока.

2. Проверка домашнего задания:

         Проверочная работа:

1. Подпишите известного вам выдающего деятеля:

 

2. Соотнесите выдающего деятеля и его изобретение

1

М.В. Ломоносов

А

« История Российская»

2

В.Н. Татищев

Б

В 1763 г. разработал проект универсального парового двигателя

3

И.Ф. и М. И. Моторины

В

Построил гребнечесальную машину, заменившую труд 30 человек

4

И.И. Ползунов

Г

Открыл в 1761 г. наличие на Венере атмосферы

5

И.П. Кулибин

Д

Создал проект одноарочного моста и « зеркальный фонарь»

6

Родион Глинков

Е

Царь-колокол

3. Дополни следующие предложения ( двумя-тремя словами) :

 

А. Открытие Академии наук состоялось в  ________ году.

Б. М.В. Ломоносов в 1730 г. уехал в Москву и поступил в  _______________________

В. В 1756 г. в Москве был основан ботанический сад заводчиков ________________

Г.  Первым президентом  Российской академии наук стала _____________________

Д.  Новым явлением в образовании стало зарождение _________________ школ.

Е. Крупнейшим событием в истории отечественного образования стало открытие в 1755 г. ________________________________________________________________

 

Ключ:

1.  1. М.В. Ломоносов. 2 Е.Р. Дашкова.3. И.И. Ползунов. 4. И.П. Кулибин

2. 1-г,2-а,3-е,4-б,5-д,6 –в.

3. А:1725 г.

Б: Славяно-греко-латинская академия

В: Демидовых.

Г: Екатерина Романовна Дашкова

Д: общеобразовательных

Е: Московского университета.

 

3. Сообщение темы и целей урока.

- На прошлом уроке мы говорили с вами о развитии науки и образования в XVIII веке. Сегодня мы поговорим с вами о развитии художественной культуры и данный период времени. Выясним, развитие творчества каких поэтов, писателей приходится на данный период времени.

            План урока: ( сл.2)

            1. Особенности развития художественной культуры.

            2. Литература.

            3. Театр.

            4. Музыка

            5. Живопись и скульптура

            6. Архитектура

 

4. Изучение нового материала.

         1) самостоятельная работа:

- Изучая культуру нашей страны, мы должны знать её особенности.

-( сл.3)  Каковы же особенности развития художественной культуры в России в XVIII веке вы узнаете, прочитав п.1 на стр. 222. После изучения данного пункта выполните задание  в рабочей тетради на стр.77 – 78.

- Проверим, какие же особенности в развитии культуры вы можете назвать. Какую букву в задании 1 вы выбрали? ( в)

                        2. Литература.

- Первым на изменения в обществе чаще всего реагирует литература. К VIII веку сложилась развитая система жанров: ода, песня, элегия, трагедия, комедия, повесть, роман.

- ( сл.4) Главными отличительными чертами данного времени были:

            1) новый литературный язык

            2) новая система  стихосложения

- ( сл. 5) Основоположником  нового стихосложения, ледащего в основе современной русской поэзии, был Василий Кириллович Тредиаковский.

- ( сл. 6)  Основоположником русской драматургии, автор первых русских трагедий и комедий был Александр Петрович Сумароков. Им было создано 9 трагедий и 12 комедий, 400 басен, которые пользовались большой популярностью в обществе из – за критики пороков крепостнической системы

            Басня Сумарокова « Ворона и лиса»

И птицы держатся людского ремесла.

Ворона сыру кус когда-то унесла

          И на дуб села.

            Села,

Да только лишь ещё ни крошечки не ела.

Увидела Лиса во рту у ней кусок

И думает она: «Я дам Вороне сок!

          Хотя туда не вспряну,

        Кусочек этот я достану,

          Дуб сколько ни высок».

        «Здорово, - говорит Лисица, -

Дружок, Воронушка, названая сестрица!

          Прекрасная ты птица!

      Какие ноженьки, какой носок,

И можно то сказать тебе без лицемерья,

Что паче всех ты мер, мой светик, хороша!

И попугай ничто перед тобой, душа,

Прекраснее стократ твои павлиньих перья!»

(Нелестны похвалы приятно нам терпеть).

«О, если бы ещё умела ты и петь,

Так не было б тебе подобной птицы в мире!»

Ворона горлышко разинула пошире,

          Чтоб быти соловьем,

«А сыру, - думает, - и после я поем.

В сию минуту мне здесь дело не о пире!»

          Разинула уста

          И дождалась поста.

Чуть видит лишь конец Лисицына хвоста.

          Хотела петь, не пела,

          Хотела есть, не ела.

Причина та тому, что сыру больше нет.

Сыр выпал из роту, - Лисице на обед.

 

-( сл.7)  Влияние идей Просвещения, крестьянской войны под предводительством Пугачёва, идеи Французской революции  привели к появлению творчества Дениса Ивановича Фонвизина, остро обличавшего невежество и произвол помещиков в комедии «Недоросль», « Бригадир»

 

- ( сл.8) Гавриил Романович  Державин в оде « Фелиция» создал образ                                « идеального монарха», сравнение с которым не выдерживали современные ему правители. Творчество Державина оказало решающее влияние на литературный язык и отечественную словесность. Державин впервые явил миру образ поэта, вся жизнь которого подчинена творчеству. Пройдя в юности через множество искушений, он через творчество достиг духовных вершин, запечатлев свои духовные искания в произведениях, многие из которых стали эталоном русской поэзии. Символично, что и в последние мгновения своей земной жизни он оставался поэтом, подведя итог многолетним духовным исканиям в непревзойденном стихотворении, выведенном уже слабеющей рукой на грифельной доске: 

              Река времен в своем стремленьи

               Уносит все дела людей

               И топит в пропасти забвенья

               Народы, царства и царей.

               А если что и остается

               Чрез звуки лиры и трубы,

                То вечности жерлом пожрется

            И общей не уйдет судьбы…

 

-( сл. 9)  Зарождение нового направления – сентиментализма- связано с именем  Николая Михайловича Карамзина. В своей повести « Бедная Лиза» он сумел доказать простую истину – « и крестьянки любить умеют» и готовы жизнь отдать за неё.

 

- ( сл.10) Александр Николаевич Радищев – первый из русских писателей, кто в своих произведениях поставил проблему необходимости ликвидации самодержавия и крепостничества. Его книга « Путешествие из Петербурга в Москву» показала такие картины произвола и беззакония, что Екатерина II сочла его « бунтовщиком хуже Пугачёва» и приговорила к смертной казни

 

- ( сл. 11) Большой популярностью пользовались журналы Николая Ивановича Новикова  « Трутень» и « Живописец», в которых он при помощи средств сатиры бичевал пороки крепостничества.

 

- Говоря о развитии литературы следует отметить, что и сама Екатерина писала.

 

- А теперь, чтобы закрепить материал,  выполните задание 3 на стр. 78 – 79.

- Давайте проверим:

            1. Основоположником новой системы стихосложения в русской поэзии был  В.К. Тредиаковский.

         2. Автором первых трагедий и комедий. Директором Российского театра в Петербурге являлся  А.П. Сумароков.

            3. Первыми авторами, посвятившими свои работы острым социальным и политическим проблемам, стали Д.И. Фонвизин и Г.Р. Державин.

            4. Родоначальником течения сентиментализма в русской литературе был Н.М. Карамзин.

         5. О необходимости ликвидации….заявил Н.М. Карамзин …«Путешествие из Петербурга в Москву».

            6. Блестящий журналист …Н. Новиков … « Трутень», « Живописец» бичевал пороки крепостничества.

 

                                         3. Театр.

-  Самостоятельно прочитайте материал  на стр. 224 и попытайтесь выделить особенности развития театра

- Каковы особенности развития театра в XVIII века? ( сл. 12)

            1) начинает складываться русский театр

            2) при учебных заведения возникают театры

            3) всероссийскую славу имели постановки ярославского актёра и режиссёра Ф.Г. Волкова

            4) начинает появляться система крепостных театров, в которых играли крепостные актёры.

            5) известность приобрели крепостные актрисы П.И. Ковалёва- Жемчугова, Т.В. Шлыкова-Гранатова, которых приезжали слушать из Петербурга.

 

                                   4. Музыка.

- стр. 225 – самостоятельно

- ( сл.13) Каковы особенности развития музыки в XVIII веке?

            1) развивалось музицирование на клавесинах и столовых гуслях

            2) созданы первые придворные оперы

            3) оперные постановки ставились не только в столицах, но и в провинциальных городах

            4) появляются первые русские композиторы Д.С. Бортянского, В.А. Пашкевича, Е.И. Фомина

            5) большой популярностью пользовались концерты русской народной музыки

 

                        5. Живопись и скульптура

- ( сл.14)  XVIII век стал периодом расцвета русской живописи и скульптуры. Картины отличались разнообразием жанров.

- Наиболее известными мастерами исторической живописи были Антон Павлович Лосенко и Григорий Иванович Угрюмов.

- В развитии портретной живописи проявились две особенности:

            1) большое внимание к повседневному быту людей

            2) повышение художественного мастерства

- ( сл.15 – 16)  Один из известных портретных  мастеров был Алексей Петрович Антропов. На своих полотнах он изображал людей среднего и пожилого возраста, выделяя их волевые качества, достоинство, уверенность в себе. Он является одним из основоположников нового жанра в живописи- камерного портрета.

 

- ( сл.17 -18 ) Мастером портретного жанра был Иван Петрович Аргунов, создавший галерею парадных изображений графов Шереметьевых

 

- ( сл.19) Особая душевная тонкость и многогранность личности отличали картины, написанные Фёдором Степановичем Рокотовым. Его кисти принадлежат  парадные портреты Екатерины II, её сына Павла, графа Г.Г. Орлова.

 

-( сл. 20 – 21)  Дмитрий Григорьевич Левицкий был учеником А.П. Антропова. Его работам присуща яркая индивидуальность образов. Много работ он посвятил деятелям эпохи просвещения Д. Дидро и Н.И. Новикова, галерею воспитанниц Смольного института, которых он изображал танцующих, поющих, музицирцющих.

 

-( сл. 22-23)  Новые черты в живописи проявились в творчестве Владимира Лукича Боровиковского. Он был автором в основном камерных портретов

 

- В самом конце века появляются в живописи картины, описывающие крестьянскую жизнь. Такими были работы М.Шибанова ( сл. 24)  « Крестьянский обед», « Свадебный сговор» ( сл. 25)  

                                   Скульптура.

- во второй половине 18 века  были заложены основы русской скульптуры. Её основоположником и крупнейшим представителем был Федот Иванович Шубин. Ему не было равных в виртуозном проникновении во внутренний мир своих персонажей и умение  создать из мрамора тончайшие черты их образов. Наиболее удачными были его следующие работы: А.М. Голицына, статуя                          « Екатерина-законодательница», бюсты Ломоносова, Павла Петровича….

 

- Впервые на улицах появляются памятники. Практически все правители России 18 века внесли большой вклад в собирание произведений художественной культуры. На покупку картин, различных изделий они тратили большие деньги.

 

                        6. Архитектура.

- В творчестве крупнейших архитекторов 18 века были воплощены лучшие национальные традиции русского зодчества.

- Самой крупной фигурой в архитектуре 18 века был Варфоломей Варфоломеевич Растрелли

-  Франческо Растрелли родился в семье известного впоследствии скульптора Бартоломео Карло Растрелли, имевшего также и архитектурное образование. В то время флорентиец Карло Растрелли работал при дворе Людовика XIV, а после его смерти в 1715 году вместе с семьёй был приглашён Петром I в Россию, где для важности стал именовать себя графом. Первые оригинальные творения Растрелли были созданы в Курляндии. По рекомендации Бирона становится обер-архитектором императрицы Анны Иоанновны, а затем и её преемницы Елизаветы. В начале 1740-х гг. он дважды ездил в Москву, где, видимо, ознакомился с традиционным русским зодчеством и значительно расширил свой архитектурный кругозор:

- После смерти Елизаветы Петровны стиль барокко вышел из моды, и поток заказов быстро иссяк. Екатерина II благоволила Антонио Ринальди, который на протяжении ряда лет работал по заказам «молодого двора» и был осведомлён о новейших веяниях в европейской архитектуре. Привыкший к роскоши Растрелли испытывает серьёзные финансовые трудности и в 1762 году просит об отпуске. 10 августа 1762 года императрица подписывает указ об увольнении обер-архитектора в отпуск на год для лечения в Италии.

Находясь в Италии, где Растрелли одновременно пытается найти нового заказчика, он узнаёт, что архитектор Валлен-Деламот переделывает внутренние покои Зимнего. 24 октября 1763 года по высочайшему указу архитектор был уволен «в рассуждении старости и слабого здоровья» с назначением ему пенсиона — тысяча рублей в год. Следы дальнейшего пребывания Растрелли теряются где-то в Литве, и дата смерти и место захоронения его не известны. Указ о выплате пенсии, назначенной Растрелли, его зятю и наследнику Франческо Бартолиати датирован 29 апреля 1771 года. Могила жены архитектора, находившаяся в Елгаве, была утрачена во время Второй мировой войны.

 

- Основоположником русского классицизма был Василий Иванович Баженов. Василий Баженов, сын дьячка одной из придворных кремлёвских церквей Ивана Фёдоровича Баженова (1711—после 1773), свой природный талант к искусству обнаружил ещё в детстве, когда срисовывал всякого рода здания в древней столице. Эта страсть к рисованию обратила на Баженова внимание архитектора Д. В. Ухтомского, принявшего его в свою школу. В сентябре 1759 года Баженов был направлен для развития своего таланта в Париж. Поступив в ученики к профессору Шарлю Девайи, Баженов занялся изготовлением моделей архитектурных частей из дерева и пробки и выполнил несколько моделей знаменитых зданий. Баженов был одним из лучших практиков-строителей своего времени, отличаясь как искусством планировки, так и изяществом формы проектируемых зданий.

- После своего вступлении на престол Павел I, вообще приближавший к себе всех гонимых его матерью, назначил Баженова вице-президентом Академии художеств и поручил ему приготовить собрание чертежей русских зданий для исторического исследования отечественной архитектуры, а также представить объяснение по вопросу: что следовало бы сделать, чтобы сообщить надлежащий ход развитию талантов русских художников в Академии художеств. Баженов с жаром принялся выполнять милостивые поручения монарха, выказавшего себя покровителем отечественного искусства; многое бы, без сомнения, он мог сделать, если бы смерть совершенно неожиданно не пресекла его жизнь.

Баженов был похоронен в Санкт-Петербурге, но позже, в 1800 году, его останки были перевезены в имение Баженовых в селе Глазово (ныне Тульская область

- По его проектам было построено много зданий…

 

- Матвей Фёдорович Казаков был помощником и учеником Баженова.

Матвей Казаков родился в 1738 году в Москве, в семье подканцеляриста Главного комиссариата Фёдора Казакова — выходца из крепостных. Семья Казаковых жила около Кремля, в районе Боровицкого моста. В 1749-м или начале 1750-го года умер отец Казакова. Мать решила отдать сына в архитектурную школу известного зодчего Д. В. Ухтомского. В марте 1751 года Казаков стал учеником в школе Ухтомского и пробыл в ней до 1760 года. С 1768 г. работал под руководством В. И. Баженова в Экспедиции кремлёвского строения; В 1775 году Казаков был утверждён в звании архитектора.

По его проектам были возведены….

 

- Иван Егорович Старов был известен реконструкцией Александро-Невской лавры, строительством усадеб под Петербургом. Одним из таких сооружений стал Таврический дворец.

В 1755 году был принят в воспитанники гимназии при Московском университете, через год переведён из него в гимназию при Санкт-Петербургской академии наук и в 1758 году поступил в ученики Академии художеств к А. Ф. Кокоринову и Ж. Б. Валлен-Деламоту. Окончив в ней курс, с 1762 по 1768 год путешествовал за границей в качестве пенсионера Академии художеств, был в Париже, где учился у Ш. де Вайи и в Риме.

По возвращении в Санкт-Петербург за проект здания для кадетского шляхетского корпуса был признан в 1769 году академиком, в следовавшем затем году занял в академии должность адъюнкт-профессора, из которой в 1770 году повышен в профессоры и в 1794 году — в адъюнкт-ректоры. В 1772—1774 годах — главный архитектор «Комиссии о каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы».

 

- Особенностью архитектуры второй половины XVIII века стало развитие ансамблевых построек не только столичных, но и губернских и уездных городов.

 

- Подводя итог, хочется отметить, что художественная культура XVIII века нагляднее всего свидетельствует о том, что Россия за короткий срок превратилась не только в великую военную державу, но и в одну из признанных культурных держав.

 

5. подведение итога урока:

         Вопросы на стр: 231

 

6. Домашнее задание:

         Параграф 32 -33, записи, подготовить сообщение об одном из архитектурном ансамбле ( по желанию)


Просмотров: 449 | Загрузок: 84
Автор: Антоненкова А.В.
Теги: россия 18 век
Предмет: История


Похожие образовательные материалы:
Всего комментариев: 0
avatar