Конспект и презентация к уроку истории "Освободительная война в Нидерландах. Рождение Республики Соединённых провинций"

Цели урока:

Планируемые результаты:

Предметные:

Научатся определять термины: штатгальтер, гёзы, иконоборцы, террор, уния, революция.

Получат возможность научиться: использовать типовые планы изучения революций, работать с документами и текстом учебника.

Метапредметные УУД:

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Познавательные: ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблем

Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество)

Личностные УУД:

Имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур, религий.

Характеристика основных видов деятельности ученика:

-        определить географическое и экономико-политическое положение Нидерландов в XVI- первой пол. XVII вв.

-      выяснить, как проходил процесс Реформации в Нидерландах;

-        узнаем причины, цели и итог испано –нидерландской войны;

-        объяснить значение новых слов: штатгальтер, иконоборцы, гёз, уния, республика.

Оборудование урока: учебник: Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М.. История Нового времени. — М.: Просвещение, 2013; доска, мультимедийная презентация, карта «Англия во время буржуазной революции».

Тип урока: изучение нового материала.

 

Ход урока

Организационный момент
Актуализация знаний

Мы начинаем знакомиться с новым разделом «Первые революции Нового времени». И первая страна которую изучим, будут Нидерланды. Открываем тетради, записываем число и тему урока: «Освободительная война в Нидерландах. Республики Соединённых провинций». (слайд 1)

Сегодня на уроке: (слайд 2)

определим географическое и экономико-политическое положение Нидерландов в XVI- первой пол. XVII вв.
выясним, как проходил процесс Реформации в Нидерландах;
Узнаем причины, цели и итог испано –нидерландской войны ;
объясним значение новых слов: штатгальтер, иконоборцы, гёз, уния, республика.

Проблемный вопрос урока: (слайд 3)

Почему авторы учебника поместили эту тему не в раздел, где рассказывается о Реформации в Европе, а в раздел о ранних буржуазных революциях. Согласны ли Вы с этим?

План урока: (слайд 4)

Географическое и экономико – политическое  положение Нидерландов.
Реформация в Нидерландах.
Испано – нидерландская война.

Изучение нового материала

Географическое и экономико – политическое  положение Нидерландов.

Уч.: Нидерланды – государство на северо – западе Европы, омываемое Северным морем и входившая в XVI - начале XVII в. в состав владений испанский Габсбургов. (слайд 5)

- Посмотрите на карту и скажите, какие земли входили в состав империи Габсбургов, помимо Нидерландов? (герцогство Милан, кор. обеих Сицилий, кор. Сардиния, Австрия, Чехия, Венгрия и т.д.)

- Нидерланды состояли из 17 провинций. Это была самая густонаселенная страна Европы. Нидерланды называли «страной городов», т.к. на небольшой территории находилось 300 городов и 6500 деревень.

- Учитывая географическое положение, каковы были основные занятия жителей Нидерландов? (морская торговля, рыболовство)

- Кроме этого, развивалось с\х и промышленность. Посмотрите на карту и скажите, какие наиболее крупные порты в Нидерландах? (Антверпен, Амстердам, Гаага и т.д.) (слайд 6)

- Этот регион давал Габсбургам средств в несколько раз больше, чем все их заокеанские владения. Поэтому он находился на особом положении. Каждая провинция Нидерландов имела собственные штаты. Для решения проблем, касавших всех провинций Нидерландов, собирались Генеральные штаты. Во главе администрации стоял назначаемый королём штатгальтер. (слайд 7)

Запись в тетрадь: Штатгальтер – королевский наместник, который стоял во главе администрации.

Реформация в Нидерландах.

Во второй половине XVI в. возникли из-за религиозных мотивов противоречия между Нидерландами и Испанией. Многие жители Нидерландов приняли кальвинизм. Карл V,  воспринимая себя в качестве основного защитника католической веры, учредил в 1525 г. инквизиционный суд, который приговорил многих протестантов к смерти. После его смерти, дело продолжил  сын Филипп II.  Население при правлении Филиппа II оказалось в бедственном  положении. Почему? (работают с учебником стр.)

- испанское правительство запретило торговать с протестантской Англией и испанскими колониями;

- резко поднялись налоги.

Уч.: В итоге недовольство политикой Филиппа II росло.

- Как вы думаете, как он решил усмирить Нидерланды? ( ввел на её территорию войска)

-К чему это привело? (к народному восстанию)

Запись в тетрадь: 1566 г. – народное движение, принявшее иконоборческое движение.

Иконоборчество – религиозное движение, направленное на уничтожение предметов культа (икон, храмов, скульптур святых и т.д.) (слайд 8)

Уч.: Филипп II на подавление восстания направил сурового и беспощадного герцога Алюбу:

- введены гарнизоны в городах Нидерландов;

- смертные приговоры, около 8 тыс.;

-поощрялось доносительство, т.к. доносчик получал часть казненного;

-повышен налог с продаж. (слайд 9)

Уч.: Тысячи людей бежали из страны, многие уходили в леса, среди низ обедневшие дворяне, их прозвали гёзы. (слайд 10)

Запись в тетрадь: Гёзы (нищие) — в период Нидерландской революции XVI в. прозвище нидерландских дворян, вставших в оппозицию к испанскому правительству.

 

Испано – нидерландская война.

Уч.: В 1572 году началась война между Нидерландами и Испанией.

Запись в тетрадь: 1572 г. – начало войны между Нидерландами и Испанией.

Национально – освободительная борьба.
Борьба против феодальных порядков.
Борьба против католической церкви. (слайд 11)

- Война шла с переменным успехом. Многие были не довольны политикой Испании и в 1579 г. – семь провинций Северных Нидерландов заключили в г. Утрехте унию – военно – политический союз против Испании.

1581 г. – Генеральные штаты Северных провинций объявили о низложении Филиппа II.

Ещё через несколько лет семь провинций провозглашают создание Республики Соединенных провинций. Новое государство стали называть Голландией, в честь самой большой северной провинции.

1609 г. – перемирие Испании с Республикой Соединённых провинций. (слайд 12)

Итог:

Нидерланды добились независимости;
Форма правления – республиканская (форма правления, при которой высшие органы государственной власти избираются народом (президент, парламент);
Религия кальвинизм. (слайд 13-14)

Проблемный вопрос: Почему авторы учебника поместили эту тему не в раздел, где рассказывается о Реформации в Европе, а в раздел о ранних буржуазных революциях. Согласны ли Вы с этим? (национально – освободительная борьба в Нидерландах являются революцией, т.к. движение велось не только за реформацию церкви, н и имело своей целью и уничтожение национального гнёта и всех препятствий, которые мешали развитию свободной духовной и экономической жизни. (слайд 15)

Закрепление:

Дайте определения следующим терминам: штатгальтер, иконоборцы, гёз, уния, республика?
Когда началось народное восстание? (1566 г)
В каком году началась испано0нидерландская война? (1572 г.)
А когда закончилась? (1609 г.)

 

Домашнее задание: Параграф 15, термины (учим), вопросы (слайд 16)

 

Список использованных печатных источников:

Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М. История Нового времени. — М.: Просвещение, 2013
Юдовская А.Ю. Всеобщая история. История Нового времени. 1500 – 1800. Поурочные разработки. 7 класс: пособие для учителей общеобразоват. Организаций / А.Ю. Юдовская, Л.М. Ванюшкина, Т.В. Коваль. – М.: Просвещение, 2013.
Соловьев К.А. Поурочные разработки по всеобщей истории. 7 класс. – М.: ВАКО, 2013.


Просмотров: 2624 | Загрузок: 243
Автор: Шурыгина Е.В.
Теги: история Нидерланд
Предмет: История


Похожие образовательные материалы:
Всего комментариев: 0
avatar