Конспект и презентация к уроку истории "Гуманизм и Возрождение в Италии"

Цели урока:

- познакомить учащихся с основными особенностями культуры Возрождения,  идеями гуманистов,

- продолжать формирование умение сравнивать исторические явления, работать с историческими документами, отвечать устно, подтверждая аргументами свою точку зрения,

- воспитывать уважение к истории иностранных государств.

Тип урока: комбинированный

Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, поисковый, проблемный

Оборудование: оборудование для презентаций.

Используемая литература:

1.Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М. 1989.

2. Гарэн Э. Проблемы итальянского возрождения. М. 1986.

3. Данте Алигьери. Новая жизнь. Божественная комедия. М., изд-во «Художественная литература». 1967

4. 50 биографий мастеров западно - европейского искусства. Ленинград, издательство "Советский художник". 1965

5. Брагина Л.М. Итальянский гуманизм. Этические учения XIV - XV веков. М. 1977.

6. Из истории культуры Средних веков и Возрождения. М, издательство "Наука". 1976 г.
7.Рабле Франсуа. Гаргантюа и Пантагрюэль. М., изд-во «Художественная литература». 1973.

8. Ревякина  Н.В.  Проблема  человека  в  итальянском  гуманизме  второй половины XIV - первой половины  XV в. М. 1977.

 

ХОД УРОКА

Эпиграф к уроку: «Каждый человек – сын своих дел» (Сааведра Мигель де Сервантес)

1. Организационный момент

Вступительное слово

Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы переходим к изучению темы: «Гуманизм и Возрождение в Италии». Изучение данной темы рассчитано на 2 часа. Сегодня мы изучим философские основы культуры Возрождения и поговорим о гуманизме в литературе. На следующем уроке мы коснемся творчества художников и архитекторов эпохи Возрождения (слайд 1). Обратите внимание на план работы на уроке (слайд 2). Вы познакомитесь с основными особенностями культуры Возрождения, выдающимися мыслителями эпохи и их идеями. Результатом работы должен стать заполненная таблица: «Деятели эпохи Возрождения»

2. Переход к изучению новой темы

Учитель: Откройте ваш учебник на странице 61 (Глава IV,§ 7). Чтобы понять особенности культуры Возрождения необходимо вспомнить, каково было мнение о человеке у мыслителей в Средние века?

3. Изучение новой темы

Беседа по вопросу : «каково было мнение о человеке у мыслителей Средневековья?»

Ожидаемый ответ: «Средневековая культура развивалась, по большей части, в рамках церкви. Мыслители считали, что мир сотворен Богом, что жизнь человеческая заранее им предопределена («Провиденциализм» - Божественное предопределение). Поэтому жизнь человека мыслилась лишь как этап, который предшествует смерти и жизни небесной. Мыслители говорили не о теле человека, а о душе, которая, по их мнению, была бессмертной. Поэтому интерес проявляли прежде всего к божественному, а не к земному существованию человека»

Учитель иллюстрирует ответ на примере части текста гимна студентов «Gaudeamus» (песня появилась в XIII или XIV веке) (слайд 3)

Gaudeamus igitur,

Juvenes dum sumus! (bis)

Post jugundam juventutem,

Post molestam senectutem

Nos habebit humus.(bis)

Перевод:

Итак, будем веселиться,

Пока мы молоды!

После весёлой молодости,

После горестной старости

Нас возьмет земля.

Учащиеся видят, что даже в гимне студентов получили отражение взгляды средневековых теологов.

Самостоятельная работа учащихся с учебником

Учитель: откройте учебник на с. 61 и самостоятельно прочитайте раздел «Колыбель Возрождения». Ответьте на вопрос: «каковы особенности общественно - политического развития Италии в XIV – XV вв.?»

Ожидаемый ответ: «Многие города в Италии того времени были республиками, немалую роль там играли купцы, банкиры и предприниматели. Поэтому именно здесь возник новый тип личности – энергичный, активный, состоятельный человек, любящий жизнь.»

Рассказ учителя с элементами беседы об увлечении передовых людей Италии античной культурой

Учитель: Эпоху и культуру, которую мы изучаем называют Возрождением (от слова «возрождать» - реконструировать, давать новую жизнь, сбрызгивать живой водой, воскрешать, отстраивать, создавать вновь, обновлять, окроплять живой водой, оживлять, поднимать из руин, поднимать из развалин, реставрировать, воссоздавать, поднимать из пепла, восстановлять, восстанавливать, отстраивать заново )Люди той эпохи стремились возродить культуру античности. О каких государствах говорят как об античных?

Ожидаемый ответ: «прежде всего, говорят о Древней Греции и Древнем Риме»

Учитель: Итак, люди стремились возродить античность , и именно тогда появилось негативное отношение к Средневековью. Сам термин «Средние века» носил негативную окраску, что прослеживается до сих пор. Считалось, что вернуться к идеалам античности необходимо во всех областях культуры: в живописи, архитектуре, языке, философии и т. д. Посмотрите на слайд и ответьте, почему эти идеи появились именно в Италии? (слайд 4)

Ожидаемый ответ: «Италия была наследницей Древнего Рима. Повсюду там можно было встретить руины античных построек: храмов, театров, триумфальных арок. Сам итальянский язык происходит от латыни»

Рассказ учителя с элементами беседы о гуманизме как явлении в культуре и о гуманистах

Запись в тетрадь: «Гуманизм – идейное течение, возникшее на рубеже 14-15 вв., философская основа культуры Возрождения». (слайд 5)

Учитель: Философов, ученых стал больше интересовать человек, стали изучать дисциплины, изучающие самого человека, общественное устройство, этику.

Запись в тетрадь: «Этика – учение о морали и поведении человека в обществе». (слайд 5)

Учитель: Эти дисциплины назывались по-латыни «studia humanitatis» Отсюда и произошел термин «гуманизм» Для философии гуманизма характерно обращение к проблемам человеческого бытия, человек «спустился с небес на землю», культура стала менее богословской и более светской.

         Гуманисты по-новому взглянули на жизнь человека. Поговорим о некоторых выдающихся мыслителях, их творениях и идеях.

         Учащиеся чертят в тетради таблицу и готовятся вместе с учителем заполнить ее. (слайд 6)

Вариант 1

Учащиеся, заранее подготовившие сообщения, выступают перед классом. Остальные заполняют таблицу и задают вопросы докладчикам.

Вариант 2

Учитель кратко рассказывает о каждом деятеле с опорой на слайды, отвечая на вопросы учащихся. (слайды 7-11)

Результатом работы должна стать заполненная таблица:

Деятель

Что создал

Основные идеи

Эразм Роттердамский (1469-1536)

«Похвала глупости»

Считал, что знание и вера служат поискам истины. Высмеивал дворян, жадных королей и духовенство.

Франсуа Рабле (1494 – 1553)

«Гаргантюа и Пантагрюэль»

Отвергал средневековый аскетизм. Высмеивал духовенство. Считал, что люди должны жить в новом обществе.

Никколо Макиавелли

(1469-1527)

«Государь»

Выступал против папы римского, за единую Италию. Считал, что ради упрочения государства хороши все цели. Государь должен обладать  характером льва и лисицы (хитростью и силой)

Данте Алигьери (1265-1321)

«Божественная комедия»

Сделал человека центром повествования. Призывал задуматься о высоком предназначении человека

Франческо Петрарка (1304—1374)

«Книга песен»

Считал культуру античности образцом. Говорил об отличии культуры Средневековья от Возрождения

4. Закрепление изученного материала и повторение пройденного.

Работа учащихся с тестовыми заданиями (слайды 13-23 с вопросами демонстрируются с интервалом 20-30 сек.)

5. Подведение итогов урока

Учитель: итак, средневековая этика утверждала необходимость аскетизма и презрения к миру, идеи Возрождения вырвались за эти рамки, поставив человека в центре мироздания. (слайд 24)

6. Домашнее задание

Учитель: дома вы изучите §7, документ на с. 69, ответите устно на вопросы к параграфу учебника.


Просмотров: 328 | Загрузок: 64
Автор: Огневой Ю.А.
Теги: история Италии
Предмет: История


Похожие образовательные материалы:
Всего комментариев: 0
avatar