Конспект и презентация к уроку географии "Южная Америка. Путешествие по внутренним водам материка"

Цель урока:

Формирование представления о внутренних водах Южной Америки.

Задачи урока.

Образовательная:

Познакомить учащихся с внутренними водами Южной Америки;
раскрыть особенности распределения рек по материку, режима питания, своеобразие течения;
раскрыть значение новых терминов и понятий;
показать возможности хозяйственного использования рек, озер.

Развивающая:

 развивать познавательный интерес к предмету;
 продолжить обучение методами географических исследований;
 определять причинно-следственные связи на примере выявления 

  зависимости вод от рельефа и климата;

 продолжить формирование умения составлять характеристику реки;

Воспитательная:

воспитание бережного отношения к природе;
формирование у школьников активной жизненной позиции по сохранению и преумножению богатства Земли.

Методы: репродуктивный, частично-поисковый, эвристический.

Форма работы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

Оборудование: физическая карта Южной Америки, атласы и набор контурных карт для 7 класса, раздаточный материал для организации самостоятельной деятельности учащихся, видеотехника, мультимедийная презентация «Внутренние воды материка».

 

Ход урока

Организационный момент.

  Здравствуйте, ребята!  Сегодня мы отправимся с вами в необычное путешествие, где вашим проводником буду я. Чтобы его провести, нам не надо будет выходить из кабинета. Оно будет виртуальным. С собой мы возьмём:

Путеводитель (атласы, контурные карты)
Дневник путешественника (напечатан каждому учащемуся).

Чтобы начать наше виртуальное путешествие, мы должны отгадать пароль:

Как называется материк, по своим очертаниям напоминающий  гроздь винограда?

Учащиеся: Южная Америка

Учитель: А вот по каким объектам природы пройдет наше путешествие, вы узнаете, прослушав эту запись.

Ученики: По водным объектам

Учитель: Сделайте первые заметки в путеводных дневниках, запишите тему урока.  (Здесь заканчивается текст первого слайда.  Слайд № 2)

Цель нашей экскурсии – познакомиться с внутренними водами Южной Америки, их особенностями,  характером питания,  режимом, значением.

Учитель: А что такое внутренние воды?

Ученик: Это реки, озера, водопады, болота, ледники, подземные воды, находящиеся на материке.

Южную Америку называют материком рекордов. Здесь находится самая полноводная река,  самый высокий водопад, самый красивый водопад, самое высокогорное озеро. А какие, мы узнаем сегодня на уроке.

 Откройте ваши путеводители, атласы, пусть они лежат открытыми, чтоб не сбиться в пути. Внутренние воды зависят от многих компонентов природы, которые являются частью природного комплекса и сами влияют на них.  Посмотрите внимательно на географическую карту, вспомните пройденный материал и ответьте на вопрос.

Учитель: Что вы можете сказать о внутренних водах материка?

Учащиеся: На материке много рек, есть болота, мало озер.

Учитель: Вот в путешествие по рекам мы сначала и отправимся с вами.

Учитель: Какие крупные реки протекают по материку?

Учитель: К бассейнам каких океанов относятся реки Южной Америки?

Учащиеся: Реки Южной Америки относятся к бассейнам Тихого и Атлантического океанов.
Учитель: Почему все крупные реки текут в Атлантический океан?

Учащиеся: На западе находятся горы Анды, а на востоке равнины. Это главный водораздел  рек и  главная причина такого распределения речных  систем, (объяснение причинно-следственных связей).

Учитель: Какой рельеф преобладает на материке?

Ученик: Равнинный восток (Бразильское плоскогорье, Оринокская низменность, Гвианское плоскогорье, Ла-Платская низменность).

Учитель: Все крупные реки стекают с гор и плоскогорий. В верховьях они бурные, стремительные, порожистые. Стекая на равнины, становятся спокойными, с небольшим  падением. К какому выводу мы пришли?

Ученик: Рельеф влияет на характер течения, направление течений, образование порогов  и водопадов.

 

 Учитель: Да, речная сеть густая, хорошо развита. Почему? Какой компонент природы определяет полноводность рек, режим, питание?

Ученики: На густоту речной сети повлиял влажный климат материка.

Ученики: Характер питания рек, режим определяет климат.

Здесь заканчивается текст второго слайда. Слайд №3 

Учитель: Реки материка полноводны, имеют почти исключительно дождевое питание. Уровень воды зависит от сезона  выпадения осадков.

Климат влияет на: полноводность, питание, режим, колебание уровня воды. Какую роль играют воды в жизни человека?

Ученики: Воды играют большую роль в жизни природы и человека. Они выравнивают рельеф, переносят частички пород, участвуют в круговороте воды. Человек использует их для рыбной ловли, как пути сообщения, в промышленности и в быту.

Учитель: Найдите  на карте крупные реки Юж. Америки и покажите их на карте. Здесь заканчивается текст третьего слайда. Слайд №4

Амазонка – «Крушитель лодок»   Парана – «Родственница океана». Ориноко -  «Река»

Глоссарий – Амазонка, Ориноко, Парана.

Реки наносим на контурные карты в дневнике путешественника.

У вас на столе в раздаточном материале есть описание рек. Прочитайте характеристики  рек и соотнесите их с названиями.

Здесь заканчивается текст четвертого слайда. Слайд №5

Ученик: Амазонка – самая полноводная река в мире, вторая по длине после Нила (6 437км). Амазонка рождается в Перуанских Андах, вытекая под названием Мараньон. У Амазонки более 500 притоков. Её ширина в месте впадения в Атлантический океан около 350 км, а глубина до 90 метров. Во время океанических приливов волны высотой до 3-4 метров свободно заходят в реку. Страшный шум и грохот идет по реке, переворачиваются лодки, волны бьют о берег. Это явление – поророка. Река имеет исключительно дождевое питание и отличается сложным режимом. С октября по апрель разливаются правые притоки, а с марта по сентябрь левые. В переводе с индейского Амазонка – обозначает «крушитель лодок», что говорит о её характере, особенно в половодье.

Здесь заканчивается текст пятого слайда. Слайд №6  Ориноко.

Ученик: Эта река берёт начало на Ю-З  Гвианского плоскогорья, на высоте более 1000 метров. На карте Ориноко кажется небольшой. Однако её длина 2740 км! А это немало! В переводе с индейского её название так и звучит – «Река», так как она судоходна на расстоянии 1500 км от устья, в тех местах, где равнинный рельеф.
Она имеет ярко выраженную сезонность режима. С приходом влажного экваториального воздуха и сезона дождей река разливается. В сухой период сильно мелеет.

Здесь заканчивается текст шестого слайда. Слайд №7

Парана. 

Ученик: В переводе с индейского эта река – «Родственник океана» - названа так за свои большие размеры.  Она берёт начало на южной окраине Бразильского плоскогорья. Река имеет сложный режим, который характеризуется бурным половодьем в период дождей, резким спадом в сухой сезон и паводками.  Река судоходна, но только на протяжении 2500 км от устья, опять же из-за рельефа.

Учитель: Воды этих рек богаты живыми организмами. Здесь заканчивается текст седьмого слайда. Слайд №8

В реках бассейна Амазонки видится до 2000 видов рыб. На поверхности можно увидеть речных дельфинов – боту,  выпрыгивающих из воды и знаменитых рыб Амазонки – пираруку. Здесь заканчивается текст восьмого слайда. Слайд №9

Это гигантские красные рыбы, которые могут достигать 5-метровой длины и весить до 90 кг. Средняя  пираруку весит 25 – 30 кг.

Учитель: Как вы думаете, какие  самые опасные рыбы Южной Америки?– пираньи. Здесь заканчивается текст девятого слайда. Слайд №10. А почему они опасны?

Ученик: Мощные челюсти и острые зубы позволяют им, как бритвой, срезать кусок мяса. Индейцы Амазонки использовали их челюсти задолго до того, как европейцы привезли им ножницы. Рыбы эти очень опасны, агрессивны и молниеносно двигаются. Они всегда нападают стаей, привлечённые любым всплеском воды или почуяв кровь.
Учитель: Но в реке есть обитатели, которые не боятся этих рыб. Это кайманы. Кто такие кайманы?

Учащиеся:  Это вид крокодилов. Здесь заканчивается текст десятого слайда. Слайд №11
Учитель: В этих же водах обитает самая большая змея в мире. Как она называется?

Учащиеся:  Это удав анаконда (10-11 м).  Здесь заканчивается текст одиннадцатого слайда. Слайд №12.
Учитель: На побережье пасется водосвинка капибари.   Здесь заканчивается текст двенадцатого слайда. Слайд №13.
Много ещё можно рассказывать об обитателях этой необыкновенной реки.  Здесь заканчивается текст тринадцатого слайда. Слайд №14.  В тихих заводях реки растет удивительная кувшинка Виктория-регия.  Здесь заканчивается текст четырнадцатого слайда. Слайд №15. 
Учитель: В бассейне реки Ориноко, её притоке  Карони, находится самый высокий водопад на Земле – Анхель – 1054м (Сальто Анхель или Прыжок Ангела). Находим водопад на картах.

Здесь заканчивается текст пятнадцатого слайда. Слайд №16. 
Учитель: В руках у меня самолет. Это своеобразный символ водопада, Назван он по имени его первооткрывателя – американского лётчика – Джимми Анхель.
Водопад  расположен в одном из самых глухих и труднодоступных мест Земли. Подступы к нему перекрыты труднопроходимыми джунглями. Туземцы считают их запретными.
Водопад был открыт случайно в 1935 году. Джимми Анхель отправился на поиски алмазных мест. Так, с высоты он увидел водопад. Алмазов он не нашёл, его самолёт потерпел крушение у подножия этого водопада, но лётчик остался жив.

Здесь заканчивается текст шестнадцатого слайда. Слайд №17. 
Со ступенчатых уступов Бразильского плоскогорья низвергаются многочисленные водопады. К одному из них мы подходим. Особой известностью пользуется водопад Игуасу (Пасть дьявола).  Игуасу ниспадает двумя главными каскадами (ступенями). Но всего водопадов в его системе 275.
Давайте посмотрим на это живописное зрелище поближе и ответим на вопросы из дневника путешественника.

 Кинофрагмент о водопаде.

Учитель:  Мы можем продолжить наше путешествие. Оно было бы неполным, если бы мы ничего  не узнали об озёрах этого материка. Посмотрите в путеводные карты, прежде, чем путешествовать дальше. Что вы можете сказать о наличии озёр на территории материка?

Учащиеся:  Озёр на материке мало.

Учитель:  Да, озёр очень мало. На карте дано 2-3 названия, а остальные не подписаны,  настолько они малы. У вас есть таблицы с названьями некоторых озёр. Давайте их рассмотрим.  Назовите  самое глубокое озеро.
Учащиеся:  озеро Титикака.

Учитель:  А теперь мы можем посмотреть, как выглядит это озеро.  Здесь заканчивается текст семнадцатого слайда. Слайд №18. 
Название озера в переводе  – «Оловянное поле», так как цвет его воды серебристо - серый.  Как вы думаете, кто живет на берегах этого озера? Именно они дали название сначала острову у южного берега озера, а затем самому озеру.  По берегам озера живёт племя – Уру. Здесь заканчивается текст восемнадцатого слайда. Слайд №19. 
Уру – первые обитатели Анд – появились здесь около 7000 лет до нашей эры. Сейчас их сохранилось 1000 человек. На сушу они почти не выходят. Жизнь им обеспечивает тростник – тотора. Из него индейцы делают лодки, плоты, хижины, домашнюю утварь и ходят на охоту. Отправимся и мы с вами на охоту. Действия повторяйте за мной.   Физминутка  Жила-была семья индейцев.   Мама кричала: «А-а-а…!»  Папа кричал: «О-о-о…!»   Маленький сынок кричал: «А-о, А-о …»  Пошел папа на охоту.   По дорожке топ-топ.  По песочку (трем ладошки).  По мосточку (хлопаем по груди)   По болоту (по надутым щекам)  Увидел папа крокодила и закричал: «О-о-о….   И побежал   По болоту (щеки)   По мосточку (грудь)  По песочку (трем ладошки)   По дорожке. Топ-топ.  Учитель: Вернемся к таблице. Найдите самое крупное по площади озеро.

Ученики: Маракайбо. Здесь заканчивается текст девятнадцатого слайда. Слайд №20

Учитель: Лагунное озеро, похожее, скорее на залив в Карибском море.  
Оно находится на севере Южной Америки. Найдите и отметьте его на контурной карте.
Учитель: Наша экскурсия по рекам и озёрам Южной Америки заканчивается. Я хочу поблагодарить вас за внимание и помощь во время её проведения. Нам осталось закрыть окно виртуальной экскурсии. Но для этого надо нанести водные объекты на контурную карту (выполняют  задание).
3. Проверка усвоения материала

Здесь заканчивается текст  двадцатого слайда. Слайд №21

Учитель: В дневнике находятся задание на «Самое-самое». Закончите предложения, выполните тестовые задания.  Взаимопроверка. Оценивание.

Здесь заканчивается текст  двадцать первого слайда. Слайд №22.   Здесь заканчивается текст  двадцать второго слайда Слайд №23.   Здесь заканчивается текст  двадцать третьего слайда Слайд №24

4. Домашнее задание:  

Используя п.43 учебника, конспекты урока, таблицы, дополнительную литературу и сведения, которые получили на уроках, составить рассказ об одной из рек материка (по выбору). А желающие могут поработать с чайнвордами.  Здесь заканчивается текст  двадцать четвертого слайда. Слайд №25

5. Рефлексия: Капельки  Здесь заканчивается текст  двадцать пятого слайда.  Слайд №26

 

Список использованных источников литературы:

1. Коринская В.А., Душина И.В., Щенев В.А. География материков и океанов 7 класс. Издательство: Дрофа 2010 г.

2.Смирнова Н.П., Шибанова А.А. По материкам и океанам. Книга для чтения по географии материков и океанов. М.: Просвещение 1988г.

3.Пивоварова Г.П., По страницам занимательной географии: книга для учащихся 6-8 классов, М.: Просвещение 1990 г.

3. Смирнова Т.А. Хрестоматия по географии материков и океанов. Пособие для учителя М.: Просвещение 1987 г.


Просмотров: 588 | Загрузок: 87
Автор: Купрюхина В.Н.
Теги: Южная Америка
Предмет: География


Похожие образовательные материалы:
Всего комментариев: 0
avatar