Конспект и презентация к уроку физики "Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля"

Цель урока: Изучить закон Паскаля, объясняющий процесс передачи давления  жидкостями и газами.     (СЛ.2)

Содержание занятия

Первый этап урока. Мотивация.

Учитель.  Ребята! У меня  есть два яйца – одно варёное, а другое сырое.  Что произойдет с каждым из них, если в них выстрелить из пистолета?  Подумайте! А пока для усвоения сегодняшнего материала мы подготовим базу.

Второй этап урока. Актуализация познавательной деятельности учащихся.

Учитель.  (СЛ.3)  Ребята! На ваших столах карточках с табличками. Подпишите их.  На экране тесты с заданиями. Вы должны, внимательно читая задания, правильно на них ответить. Обращаю  ваше внимание, что исправленные ответы считаются за ошибку.

Тест по теме «Давление твердых тел»:

По  формуле  р =   определяют физическую величину …

С) работу;

У) давление;

К) скорость;

О) путь.

2.  Основной  единицей измерения давления является …

     У) Ватт (Вт)

     Ж) Джоуль (Дж)

     В) Ньютон (Н)

     Р) Паскаль (Па)

3. Имеются два кирпича одинаковой массы и размеров    

 

     Меньшее  давление оказывает кирпич …

    А) 1;     С) 2;       Ж) давление одинаково.

 

Учитель.  (СЛ.4) Внимание!  Правильный ответ: УРА!  А теперь вы сами себя оцените: если у вас получилось слово – вы ставите себе отметку «5», если одна ошибка – «4», если две ошибки  - «3».  Поднимите руку, у кого нет троек. Молодцы!

Карточки оставьте пока у себя, на краю стола.

 

Третий этап урока. Изучение нового материала.

Учитель. 

 (СЛ.5)

А сейчас немного поговорим  о давлении газа:

 

Чем отличаются твердые тела от жидкостей и газов?
Какова особенность поведения молекул жидкости и газа?

3.  Чем создается давление газа?  (ударами молекул газа)

4.  На примере воздушного шарика скажите: Как газ давит на стенки сосуда любого, в том числе и воздушного шарика?  (Газ давит на стенки шарика по всем направлениям одинаково).

 Так же и жидкости  давят на стенки сосуда.

 

(СЛ.6)

Давайте это проверим еще раз на опыте. У вас на столах комплект для проведения эксперимента  и описание опыта.

 ВНИМАНИЕ!. Не забудьте о соблюдении правил техники безопасности при работе со стеклянным оборудованием. По окончании эксперимента сделаем вывод.

(СЛ.7)

      Итак, почему столбик воды в капиллярной трубочке поднимается? =

 Вывод: Давление, производимое на газ, передается в каждую точку газа, а также в отверстие капиллярной трубки.  Водяной столбик, испытывая передаваемое давление, движется к открытому концу капиллярной трубки.

= Для того, чтобы объяснить, передается  как передается производимое на жидкости и газы давление, проведем еще один опыт.

Приглашается помощник:  налейте в полиэтиленовый пакет немного воды и завяжите его. Давайте положим его между двумя книгами и надавим на верхнюю. Удалось ли нам сжать воду?

  (СЛ.8)

 НЕТ!  Жидкости вообще не возможно сжимать, когда мы надавливаем на одну часть жидкости, давление передается всем другим её частям.

 

= Как вы думаете, чем можно объяснить это явление?  (Подвижностью частиц жидкости или газа)   ТО ЕСТЬ, подвижностью частиц жидкости и газа объясняется, что давление производимое на жидкость или газ передается в каждую точку жидкости или газа, причем одинаково по всем направлениям.

(СЛ.9)        Этот  факт был установлен французским ученым Блез Паскалем и сейчас называется законом Паскаля.

 

Давайте вместе еще раз прочитаем закон Паскаля

Ребята! Так все-таки, что же произойдет с вареным и сырым яйцом, если в них выстрелить?  (Вареное яйцо – это твердое тело, в нем давление передается в направлении  действия силы, то есть пули, значит будет отверстие. А сырое яйцо – это жидкость. В нем, согласно закону Паскаля давление передается одинаково по всем направлениям, следовательно яйцо разлетится во все стороны).

 

Четвертый этап урока. Закрепление  и применение знаний.

Учитель. А теперь посмотрим, как изученный материал поможет вам решать задачи:  (СЛ.10)

 

 Загадка. 

Легкий, круглый, но не мяч,

И не прыгает он вскачь,

На веревочке висит,

Зазеваюсь – улетит.     (Воздушный шарик)

 

Ответьте на вопрос:  если нажать на шарик, то можно ли сказать, в каком месте он лопнет?    (По закону Паскаля давление передается во все точки одинаково, а значит, шарик может лопнуть в любой точке)

(СЛ.11)

Задачи от Григория  Остера:

Как изменится давление в воздушном шарике средних размеров, если его сначала  бессовестно надуть, а потом, воспользовавшись его наивностью и доверием, очень крепко прижать к груди?  (Сначала давление увеличится, но шарик станет больше и спасется. А вот когда его крепко прижать к груди, он может и лопнуть от переизбытка чувств и давления).
Изменится ли давление в шинах вашего велосипеда, если вместо вас в седло сядет бабушка, да еще прокатит на раме дедушку? (Все зависит от массы бабушки и дедушки)

(СЛ.12)

Отрывок из рассказа Н.Н.Носова  «Незнайка на Луне»

«Незнайка и Пончик почувствовали, что комбинезоны, которые прежде плотно прилегали к телу, вдруг стали становиться просторнее, словно раздувались. Это объяснялось тем, что давление наружного воздуха исчезло  и стенки скафандров стали испытывать лишь давление воздуха изнутри…»

Вопрос:  А в какой точке скафандра давление больше: в средней, нижней или у головы коротышек? (По закону Паскаля давление во всех точках одинаково).

(СЛ.13)

Мы надуваем мыльные пузыри. Почему они приобретают форму шара?
 Почему взрыв снаряда под водой губителен для живущих в воде организмов?

 

(СЛ.14)     Пятый этап урока. Контроль  и самоконтроль  знаний.

Учитель. А сейчас проверим, как вы поняли изучаемый сегодня материал. Возьмите карточки, на которых вы уже отвечали. Под  табличкой будете отвечать, очень лаконично, на  качественные задачи.

Злобный джин, находящийся в газообразном состоянии внутри закупоренной бутылки, оказывает сильное давление на её стенки, дно и пробку. Чем же джин лупит во все стороны, если в газообразном состоянии не имеет ни рук, ни ног?  Какой закон разрешает ему это делать? (Молекулами. Закон Паскаля)
Для космонавтов пищу изготавливают в полужидком виде и помещают в тюбики с эластичными стенками. Что помогает космонавтам выдавливать пищу из тюбиков? (Закон Паскаля)
Как проще удалить вмятину с мячика для настольного тенниса? (его нужно нагреть, например бросить в горячую воду).

 

Итак, поменяйтесь карточками, будете оценивать друг друга.  Я  читаю ответ на каждую задачу, вы сверяете и ставите «+» или «-», а потом ставите оценку в зависимости от количества правильных ответов.

 (СЛ.15)

Шестой этап урока. Информация о домашнем задании.

- §36, ответить на вопросы.

- Упражнение 14 на стр. 88. Задачи №1,2.

- Экспериментальное задание:

На боковой стенке высокой банки из-под кофе пробейте гвоздем отверстия на высотах 3см, 6см, 9см. поместите банку в раковину под водопроводный кран, открытый так, чтобы объем воды поступающий в банку и вытекающий из неё был одинаков. Проследите за струйками воды, вытекающими из отверстий банки, и сделайте вывод.

 

Седьмой этап урока. Подведение итогов, рефлексия.

 

Учитель. Давайте вспомним, что мы  сегодня делали на уроке и что  узнали. Для этого ответьте на вопросы:

-   Чем мы пользовались для получения новых знаний на уроке?

-  что вы узнали о том как передается давление, оказываемое (производимое) на жидкость или газ?

А где на практике  используется  процесс передачи давления жидкостями и газами?   Посмотрим?   (СЛ.16)

 

Должна заметить, что новые знания мы получали в соответствии с методом научного познания: наблюдения => гипотеза  => эксперимент => вывод.

 Вы молодцы!


Просмотров: 340 | Загрузок: 65
Автор: Онькова О.В.
Теги: Паскаль
Предмет: Физика


Похожие образовательные материалы:
Всего комментариев: 0
avatar