В мире фразеологизмов

Фразеологические обороты обогащают язык, делают речь яркой, образной, меткой.

Русский язык очень богат фразеологическими оборотами. И сегодня мы с вами в этом убедимся. Достаточно взять простое слово рука. Фразеологизмов, в которых встречается это слово, больше пятидесяти: рука об руку, рукой подать, быть под рукой, носить на руках, держать в руках, ухватиться обеими руками, золотые руки, подвернуться под руку и др.

 

3 – 6 слайды

1 конкурс «Загадки-складки»

На экране учащимся демонстрируются четверостишия. Их задача – разгадать последние слова (если называют правильно – получают фразеологизм).

1. Дружнее этих двух ребят

На свете не найдёшь.

О них обычно говорят:

Водой …

2. Мы исходили городок

Буквально …

И так устали мы в дороге,

Что еле …

3. Товарищ твой просит украдкой

Ответы списать из тетрадки.

Не надо! Ведь этим ты другу

Окажешь …

4. Фальшивят, путают слова,

Поют кто в лес, …

Ребята слушать их не станут:

От этой песни …

 

7 слайд

2 конкурс «Подбери фразеологизм»

Представляется таблица со свободными сочетаниями слов. Задача учащихся – вычленить из данных предложений слова и словосочетания и составить с ними фразеологизмы.

 

Свободные сочетания

Фразеологизмы

1. Разграфите лист сначала вдоль, а затем поперёк.

Вдоль и поперёк

2. Я не нашёл себе места и стал в проходе.

Не находить себе места

3. Эта деревня не за горами, а вон за тем лесом.

Не за горами

4. Не разгибая спины, поднимите руки повыше вверх.

Трудиться не разгибая спины

5. В двух словах он допустил три ошибки.

В двух словах

6. Ни днём, ни ночью гости не приехали.

Ни днём ни ночью

7. За едой малыш прикусил язык и заплакал.

Прикусить язык

8. Я подхватил упавшего ребёнка и осторожно поставил на ноги.

Поставить на ноги

 

8 – 17 слайды

3 конкурс «Замени одним словом».

Задача учащихся – заменить фразеологизм одним словом.

1. Кот  наплакал – мало

2. Развесить  уши  - слушать

3. Как  снег  на  голову -  неожиданно, внезапно

4. Плевать в потолок – бездельничать 

5. Зарубить  на  носу - запомнить

6. Бить баклуши – бездельничать

7. Обвести вокруг пальца - обмануть

8. Сидеть сложа руки – бездельничать

9. Навострить лыжи – убежать

10. Не ударить в грязь лицом

 

18 – 21 слайды

4 конкурс «В двух словах».

Вы хотите, чтобы в кругу друзей вас слушали с интересом, как говорят, затаив дыхание? В таком случае, учитесь употреблять в своей речи меткие, краткие и образные выражения – фразеологизмы. Перед вами описания различных случаев из жизни. Внимательно их прочтите и попытайтесь подобрать фразеологизм, который бы кратко и образно выразил основной смысл описанного.

1. Дядя Миша умеет всё: он и на гитаре играет, и рисует хорошо, и сотовый телефон может сам починить. Как можно назвать дядю Мишу? (Мастер на все руки)

2. Петя со своими родителями целый день трудился: копал землю, помогал маме сажать цветы, обрезал с папой деревья. Он очень устал и вечером быстро заснул. (Спать без задних ног)

3. Егор напроказничал, но каким-то образом остался безнаказанным, уклонился от наказания. Как говорят об этом? (Выйти сухим из воды)

4. Но проделки Егора не должны остаться без наказания. Мы раскроем его проделки и расскажем о них всем. (Вывести на чистую воду)

 

5 конкурс «Рисунки-подсказки»

Вниманию учащихся представляется изображение какого-либо предмета. Они должны вспомнить как можно больше фразеологизмов, в которых эти предметы упоминаются.

 

22 слайд

1. Рука

- Живу – рукой подать

- Правая рука – помощница

- Давать волю рукам

- На руках носить

- Руки чешутся

- Рука об руку

- Быть под рукой

- Держать в руках

- Не покладая рук

- Ухватиться обеими руками

- Рука руку моет

- Золотые руки

- Чужими руками жар загребать

- Руки не доходят

- Греть руки

- Попасть под горячую руку

- Как рукой сняло

- Рука не поднимается

 

23 слайд

2. Голова

- Ветер в голове

- Вылетело из головы

- Голова идет кругом

- Давать голову на отсечение

- Как снег на голову

- Морочить голову

- Не сносить головы

- Осмотреть с головы до ног

- Очертя голову

- По головке не погладят

- С больной головы на здоровую

- С ног на голову

- Сломать голову над задачей

- Сломя голову

 

24 слайд

3. Ухо

- Держать ухо востро

- Навострить уши

-Не видать как своих ушей

- Погрузится во что-то по уши

- Покраснел до ушей

- Развесить уши

- Слушать во все уши

- Слушать вполуха или слушать краем уха

- Уши вянут

- Уши режет

 

25 слайд

4. Зуб

- Быть в зубах

- Вооруженный до зубов

- Заговорить зубы

- Зуб за зуб

- Зуб на зуб не попадает

- Зуба дать

- Зубом есть

- Зубы скалить

- Зубы съесть

- Зубы чесать

- На зуб попробовать

- Не по зубам что-нибудь кому-нибудь

- Нечего на зуб положить

- Ни в зуб ногой

- Поглядеть кому в зубы

- Поднять на зубка

- Показывать зубы

- Положить зубы на полку

- Сквозь зубы говорить

- Стиснуть зубы

- Точить или иметь зуб на кого-нибудь

 

26 слайд

5. Язык

- Бежать высунув язык

- Держать язык за зубами

- Длинный язык

- Как корова языком слизала

- Найти общий язык

- Наступить на язык

- Повесить язык на плечо

- Попасть на язык

- Прикусить язык

- Развязать язык

- Распускать язык

- Типун тебе на язык

- Тянуть за язык

- Укоротить язык

- Чесать язык (чесать языком)

- Чесать языки

- Чёрт дёрнул за язык

- Язык без костей

- Язык заплетается

- Язык к гортани прилип

- Язык проглотить

- Язык хорошо подвешен

 

27 слайд

6. Нос

- Бурчать под нос

- Водить за нос

- Задирать нос

- Зарубить на носу

- Клевать носом

- Любопытной Варваре на базаре нос оторвали

- На носу

- Не видеть дальше собственного носа

- Не совать нос не в свое дело

- Нос по ветру держать

- Нос повесить

- Остаться с носом

- Под самым носом

- Показывать нос

- С гулькин нос

- Совать свой нос в чужие дела

- Уйти с носом

- Утереть нос

- Уткнуться носом

 

28 – 38 слайды

6 конкурс «Назови фразеологизм»

На слайде демонстрируется иллюстрация фразеологизма. Задача учащихся – назвать фразеологизм.

- Белая ворона

- Браться за ум

- Быть на седьмом небе

- Вертеться как белка в колесе

- Взять быка за рога

- Вилами на воде писано

- Витать в облаках

- Глаза разбегаются

- Два сапога пара

- Держать ухо востро

 

39 слайд

7 конкурс «Лото»

Учителем заранее готовится 12 таблиц (каждая с четырьмя клетками) и 48 карточек. На таблицах записываются предложения с выделенными словами, а на карточках – фразеологизмы, соответствующие выделенным словам. Участникам игры раздаются таблицы. Учитель читает вслух фразеологизмы. Тот, кому подходит названный фразеологизм для замены выделенных слов, берет карточку, читает вслух своё предложение и заменяет выделенные слова подходящим фразеологизмом. Затем он закрывает карточкой соответствующую клетку таблицы. Выигрывает тот, кто ни разу не ошибся в выборе фразеологизма и раньше всех закрыл все клетки своей таблицы. (Материал для конкурса в приложении 1).


Просмотров: 195 | Загрузок: 65
Автор: Шепеленко Т.А.
Теги: Фразеологизмы
Предмет: Русский язык


Похожие образовательные материалы:
Всего комментариев: 0
avatar