Урок русского языка. Обобщение и систематизация по теме "Имя прилагательное"

Цели урока:

Деятельностная: развивать умение находить орфограмму в слове, графически обозначать ее, выбирать способ  проверки;  редактировать и восстанавливать текст, работать в парах, отбирать примеры и распределять их на группы

Содержательная:  обобщить и расширить знания о правописании и употреблении прилагательного  
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, карточки с заданиями, картонные заготовки для цветика-семицветика

 

Этапы урока

Деятельность учителя

1)этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

- Здравствуйте, ребята! Я приглашаю вас на несколько минут перенестись в лето и пройтись по лесной тропе. В конце нашего пути мы с вами вырастим своими руками цветики-семицветики. Как известно, эти цветы могут исполнить желание. А что можно считать в данный момент самым заветным желанием?

А чтобы вырастить наши цветы, одних рук бывает мало. Поэтому сегодня вы разделены на группы (зелёная, синяя, красная) и будете работать сообща весь урок. С таким видом деятельности, как работа в парах и группах, вы знакомы, но только при условии выполнения какого-то одного задания. Сегодня вы в составе команд будете работать в течение всего урока. 

- Кто согласен начать работу, поднимите руку.

Вы сможете оценить свою работу во время нашей прогулки с помощью карты успеха.  Она на ваших столах, заполняйте её в течение урока (плюс/минус).  Пять плюсов – ваша оценка 5, 4 плюса – 4  и т.д.

2) этап актуализации и пробного учебного действия

Итак, мы в лесу. Посмотрите вокруг себя. Вы видите множество предметов. Давайте их назовем.

 

- Как вы думаете, если мы будем рассказывать кому-либо об этих предметах и понятиях только называя их, у слушателя сложится  полное представление?

 

- А как вы думаете, почему?

 

- Правильно. Когда мы хотим рассказать о том, как выглядит тот или иной предмет, мы описываем его (каков он?)  Согласны?

- Правильно. Отгадайте загадку.

С существительным дружу
И нисколько не тужу.
Моя основная примета:
Обозначаю признак предмета.
Лед какой? Холодный, гладкий.
Чай какой? Горячий, сладкий.
Изменяюсь по родам,
Числам и падежам.
Люблю детей внимательных.
Кто я?...  

- Отгадали загадку, а теперь поиграем, ведь все знают, как хороши игры на свежем воздухе.  

 

Внимание на экран.

 2 слайд
1. (светло)зелёная трава
2. (ярко)красные мухоморы
3. (кисло)сладкие ягоды
4. (вечно)зелёная сосна
Здесь заканчивается текст 2 слайда (3 слайд)
1. Тума(н,нн)ая даль
2. Со(н,нн)ые травы
3. Огне(н,нн)ый шар
4. Земля(н,нн)ая насыпь
 

Здесь заканчивается текст 3 слайда (4 слайд)

1. Меленькая тропа
2. Серебряная паутинка    (переносное. знач.)
3. Высокий ствол
4. Голубое небо

Учитель. Ребята, в ходе разминки мы вспомнили несколько орфографических правил, связанных с правописанием прилагательных. Какова тема урока, как вы думаете? Сформулируйте 

Здесь заканчивается текст 4 слайда (5 слайд)
 

3) этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

- Изучите таблицу на стр. 170 учебника

Ребята, вы получаете первое задание. Нам нужно подготовить почву для посадки наших цветов и тщательно её полить. Для этого необходимо  приложить все ваши старания. Перед вами известные русские пословицы. Найдите в них прилагательные и определите их синтаксическую роль.
  (Приложение №1)

 

4) этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

1. Ожидание первых всходов – дело долгое и утомительное. Но мы может ускорить процесс, выполнив творческую работу. Используя прилагательные,  нужно заполнить пропуски в тексте.   Образцом вам может служить упражнение, заданное на дом.

(Тексты для команд разноуровневые. Группе красных прилагательные даны в словах для справок.

(Слайды 9,10,11)

 

2. Физкультминутка. Игра «Что какое? Кто какой? »  (игра в ассоциации)
 

- Ребята, мы не раз играли в эту игру. Напоминаю, что вы можете использовать только имена существительные и имена прилагательные. Повторяться нежелательно.
 

3. Ребята, чтобы наши всходы чувствовали себя уютно, необходимо много света и влаги. Давайте поможем им, вспомнив,  как называется средство, с помощью которого поэт-писатель может придать предмету или явлению образность…
- Правильно. Мы сейчас поиграем в игру «Кто больше» Каждая команда получает слово (дождь, лето, взгляд). Подберите как можно больше эпитетов к каждому слову.
 

5) этап включения в систему знаний и повторения

1. – Ребята, скажите, сколько разрядов прилагательных  существует в русском языке?
- как определить разряд прилагательных?

 

- перед вами прилагательные в составе словосочетаний. Распределим их по группам согласно разряда. В задании принимает участие каждый член команды.

Лесная полянка, соловьиные трели, лазурное небо, земляная насыпь, крутой спуск, бархатные листья,  махровые цветы, лисий хвост, светлый день, берёзовая кора, летняя жара,  кленовый лист, твердый ствол, съедобные ягоды, ядовитые грибы, хорошее настроение, сорочьи переговоры.  

 

2. Ребята, мы уже близки к заданной цели. Осталось нам полить наши всходы удобрениями, чтобы наши цветы росли долго и приносили радость людям. Закрепим наши знания. Индивидуальное задание для каждой группы
(Слайды  12,13,14)

6) этап рефлексии учебной деятельности на уроке

Молодцы, ребята! Я думаю, что всем не терпится посмотреть на наши цветы. Посмотрите на доску. Вы видите три жёлтый кружочка. Напоминает ли это цветы? Чего не хватает?

 

 Попробуйте сделать выводы.

- Вы видите на своих столах семь разноцветных лепестков. Заполните каждый лепесток информацией об имени прилагательном (каждому члену команды достаётся по лепестку) и закрепите вокруг жёлтой серединки.

(учитель воспроизводит вслух написанное)

- Оцените свою работу на уроке, заполнив карту успеха.

Домашнее задание: подготовка к контрольной работе – повторить материал параграфов   27-34


Просмотров: 202 | Загрузок: 62
Автор: Ларина И.Г.
Теги: прилагательное
Предмет: Русский язык


Похожие образовательные материалы:
Всего комментариев: 0
avatar