Конспект к уроку-зачету по русскому языку "Глагол"

Цель: проверить знания учащихся о глаголе как части речи; умение находить изученную часть речи; обосновывать правильность выбора орфограмм при написании глагола; использовать глагол в речи.

На уроке использую задания в индивидуальных карточках.  Этот вид заданий  проверяется учащимися, которые также получают оценку. Учитель подводит итоги этапа работы, консультанты- помощники проставляют под руководством учителя оценки в «Листок…».

 

1.    1) На доске, разделенной на 4 части, учащиеся выполняют задания по карточкам.  Карточка №1, №2, №3, №4

     2) Пятый ученик (на месте) делает морфологический разбор глагола из предложения.

 Между тучами и морем гордо реет буревестник.  ( М.Горький)

      3)Пока учащиеся работают у доски, один ученик составляет устное связное высказывание на тему «Что я знаю о глаголе как части речи».

Остальные оценивают ответ учащегося.

     После этого проверяется работа школьников у доски. Оценивают выполнение работы вызванные ученики, они же должны ответить и на дополнительные вопросы, после чего им выставляется оценка в «Листок учета знаний».

Так, ученику, проверяющему 1 задание, предлагается восстановить в памяти порядок действий, который помогает правильно определить написание  -  ться,  -  тся в глаголах:

-  установить, от какого слова зависит глагол;

-  поставить к глаголу вопрос от слова, к которому он относится, определить его форму;

-  вспомнить правило написания (в неопределенной форме пишется  ь,            в з-м лице – не пишется).

Например:  надо (что делать?)  учиться;  он  (что делает?)  трудится.

Ученику, проверяющему выполнение работы №2, предлагается рассказать об изменении глаголов по временам и об употреблении их в речи;

проверяющему по карточке №3 – о синтаксической роли глагола в предложении, он же проверяет правильность морфологического разбора глагола в задании №5;

проверяющему задание №4 – рассказать о способе действия при написании безударных личных окончаний глаголов:

-  поставить глагол в начальную форму;

-  выяснить, оканчивается ли он на – ть  и является ли исключением; после чего определяется его спряжение, от чего и зависят окончания.

Учитель подводит итоги этапа работы, консультанты- помощники проставляют под руководством учителя оценки в «Листок…».

II.  Проверочная работа .

Цель работы: проверка умения учащихся определять орфограмму в глаголах 3-го лица  ед. числа.

III. Упражнение  206 (самостоятельно).

Прочитайте предложения, назовите грамматические основы. Чем выражены подлежащие и сказуемые? Сопоставьте предложения со схемами, данными рядом. Выведите правило.

  инф.     -       инф.

инф.    -     сущ.

сущ.    -     инф.

 

IV.   Анализ текста.

  Учащиеся должны определить его тему, подобрать заголовок, выяснить роль глаголов в описании природы и состояния человека.

 (с помощью одних глаголов передается динамика, движение пробудившейся весной природы  -  проснулось, зашевелилось, пробивается, разносится,  с помощью других создаются зрительные и слуховые впечатления  -  запело, зашумело, заговорило, журчит, звенит, сверкает, поголубело, почернели. Глаголы  дышится, не хочешь передают состояние и настроение человека).

-  Правомерно ли использование в данном тексте глаголов в различных временных формах?

 

V. Подведение итогов урока. Домашнее задание.


Просмотров: 115 | Загрузок: 69
Автор: Березная Е.А.
Теги: глагол
Предмет: Русский язык


Похожие образовательные материалы:
Всего комментариев: 0
avatar