Конспект и презентация "Урок-обобщение. Основные признаки текста"

Цели: Пользоваться разными видами чтения (ознакомительным, просмотровым, изучающим), навыками аудирования, извлекать информацию (текст, таблица, вопросы),перерабатывать и преобразовывать ее.

Свободно излагать свои мысли, соблюдая нормы построения текста, участвовать в речевом общении.

Выявлять признаки текста и анализировать текст.

 

Ход урока.

Оргмомент.
Введение в тему урока.

На уроке мы познакомимся с понятием «текст», а также поговорим о некоторых произведениях (стихотворных текстах) великого русского поэта – Сергея Александровича Есенина.

Запись предложения для синтаксического разбора:

« Я покинул родимый дом, голубую оставил Русь».

­- Можно ли назвать это предложение текстом?

Текст – это два или более предложений, связанных по смыслу, а также с помощью языковых средств и расположенных в определенной последовательности. Текст может иметь заглавие.

-Записанное предложение еще нельзя назвать текстом.

 

Обобщение и систематизация  изученного.

Актуализация изученного о тексте.

С опорой на презентацию «Мы знаем!» обучающиеся составляют небольшой рассказ «Что мне интересно при работе над текстом?»

Особое внимание уделяется основным понятиям текста (тема, микротема, абзац, заголовок, основная мысль, ключевые слова).

Работа над типами и структурными частями текста.

Работа над таблицей в текнологии продуктивного чтения:

Ознакомительное чтение: определение структуры таблицы,выявление ключевых слов.

Изучающее чтение: определение основных понятий.

 

Развитие учебно-языковых и речевых умений.

-Итак, записанное вами предложение еще нельзя назвать текстом. Посмотрим, как из восьми предложений поэт создает необыкновенно лиричный, пронизанный тоскою о покинутой родине текст:

 

Сергей Есенин – стихи

 

Я покинул родимый дом,
Голубую оставил Русь.
В три звезды березняк над прудом
Теплит матери старой грусть.

Золотою лягушкой луна
Распласталась на тихой воде.
Словно яблонный цвет, седина
У отца пролилась в бороде.

Я не скоро, не скоро вернусь!
Долго петь и звенеть пурге.
Стережет голубую Русь
Старый клен на одной ноге.

И я знаю, есть радость в нем
Тем, кто листьев целует дождь,
Оттого, что тот старый клен
Головой на меня похож.

 

1. -Какова тема и главная мысль текста?

-Семнадцатилетним юношей Есенин оставил родительский дом в селе Константиново, держа путь на Москву, но навсегда, где бы потом ни жил он, поэт сохранил светлые воспоминания о родном доме. Живя в Петербурге, Москве, Есенин возвращался на родину:

 

Я снова здесь, в семье родной,

Мой край, задумчивый и нежный!

 

Возвращался в «низенький дом с голубыми ставнями», на знакомую деревенскую улицу.

2. Наблюдение над признаками и особенностями текста.

    Запись в тетради и анализ строк:

 

Эта улица мне знакома,

И знаком этот низенький дом.

Проводов голубая солома

Опрокинулась над окном.

 

Вижу сад в голубых накрапах,

Тихо август прилег ко плетню.

Держат липы в зеленых лапах

Птичий гомон и щебетню.

- Записанные предложения являются  текстом? Чем отличается текст от предложения, от нескольких предложений?

- Этот текст – описание? Рассуждение? Повествование?

- Чем описание отличается от рассуждения и повествования?

Писатели и поэты чаще всего при описании используют специальные изобразительные средства языка: эпитеты, сравнения, метафоры, которые помогают делать речь более выразительной, живой, образной.

 

- Под пером поэтов и писателей окружающие нас предметы оживают. У Есенина, например, «заря на крыше, как котенок, моет лапкой рот», «шепчет синий ветер». И нам нравится это!

-Какому стилистическому приему обязаны все превращения в художественных произведениях?

(Олицетворению)

- При олицетворении описываемый предмет может внешне уподобляться человеку. Вот как у Есенина:

 

Зеленая прическа,

Девическая грудь,

О, тонкая березка,

Что загляделась в пруд?

 

- Еще чаще неодушевленным предметам приписываются действия, которые доступны лишь людям.

-Есть ли  такие действия неодушевленных предметов в нашем тексте?

(«Тихо август прилег ко плетню», «держат липы в зеленых лапах птичий гомон..»)

-Какие еще художественные средства использует Есенин, рисуя картину родительского дома?

(Метафору)

-Не всегда удается четко определить, в чем заключается сходство, положенное в основу метафоры. Поэты и писатели находят общие черты в самых различных предметах. Неожиданность таких сопоставлений придает метафоре особую выразительность.

«Проводов голубая солома»

 

3. - Как могут связываться предложения в тексте?

Предложения в тексте связываются повторением одного и того же слова, заменой существительного местоимением , с помощью однокоренных слов, синонимами и другими средствами.

 

Понаблюдаем!

Есенин никогда не был в Персии, но в 1924-1925 гг. он приехал на Кавказ, где написал цикл лирических стихотворений – «Персидские мотивы».

Одно стихотворение перед нами:

 

Шаганэ ты моя, Шаганэ!
Потому, что я с севера, что ли,
Я готов рассказать тебе поле,
Про волнистую рожь при луне.
Шаганэ ты моя, Шаганэ.

Потому, что я с севера, что ли,
Что луна там огромней в сто раз,
Как бы ни был красив Шираз,
Он не лучше рязанских раздолий.
Потому, что я с севера, что ли.

Я готов рассказать тебе поле,
Эти волосы взял я у ржи,
Если хочешь, на палец вяжи -
Я нисколько не чувствую боли.
Я готов рассказать тебе поле.

Про волнистую рожь при луне
По кудрям ты моим догадайся.
Дорогая, шути, улыбайся,
Не буди только память во мне
Про волнистую рожь при луне.

Шаганэ ты моя, Шаганэ!
Там, на севере, девушка тоже,
На тебя она страшно похожа,
Может, думает обо мне...
Шаганэ ты моя, Шаганэ. 

 

- Посмотрите, как связаны предложения в есенинском тексте?

(При помощи повторов)

Повтор придает тексту связность, подчеркивает важнейшие мысли.

Если повторяющиеся элементы стоят в начале стихотворной строки, они называются  АНАФОРОЙ.

 

Итог урока.

Запись ключевых слов урока.

(Текст, признаки текста, типы речи)

 

Домашнее задание: Подобрать небольшой интересный текст, проанализировать его с опорой на таблицы параграфа.

 

Список литературы:

«Русский язык. 6 класс» Методические рекомендации для учителя.Е.В.Бунеева, Л.Ю.Комиссарова, Н.А.Исаева

Москва, Баласс,2013г.

Учебник «Русский язык. 6 класс» Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева,изд.3-е.-М.:Баласс


Просмотров: 728 | Загрузок: 98
Автор: Алиферникова Н.Г.
Теги: текст
Предмет: Русский язык


Похожие образовательные материалы:
Всего комментариев: 0
avatar