Конспект и презентация по русскому языку "Фонетика"

Цели урока:

- повторить звуки речи

 - повторить фонетический разбор

 - развивать внимание.

Оборудование:

- презентация к уроку.

 

Урок проводится в конце года в разделе «Повторение».

 

Ход урока:

Объявление темы урока (слайд 1), постановка целей (слайд 2).
Для начала давайте вспомним разделы науки о языке. В этом нам поможет таблица (слайд 3).

 

Разделы науки о языке

Что изучает

Фонетика

Части речи

Лексика

Части слова

Морфемика

Предложение и словосочетание

Морфология

Звуки

Синтаксис

Устойчивые сочетания слов

Фразеология

Словарный состав языка

Словообразование

Образование новых слов

 

Задача: расположить записи в правой части таблицы в нужном порядке (работа в тетрадях).

Проверка (слайд 4).

Итак, ещё раз скажите, что изучает фонетика?

- Фонетика изучает звуки речи (слайд 5).

3. Беседа:

На какие группы делятся все звуки?

- Гласные и согласные.

Как образуются гласные звуки?

- Воздух свободно проходит через ротовую полость. Работают голосовые связки. Голос.

Как образуются согласные звуки?

- Воздух, проходя через ротовую полость, встречает преграды: губы, зубы, язык. Появляется шум.

Согласные делятся на..?

- Звонкие и глухие.

- Твёрдые и мягкие.

В чём отличие глухих звуков от звонких?

- Звонкие состоят из голоса и шума, а глухие только из шума.

(Слайд 6) – записать в тетради.

Поговорим о согласных. Среди них есть парные и непарные по звонкости-глухости  (слайд 7) – в тетрадь. Все остальные – непарные.

Скажите, на слайде показаны буквы или звуки?

- Буквы. Звуки изображаются в квадратных скобках.

Согласные и по мягкости-твёрдости бывают парными и непарными.

Назовите твёрдые согласные, у которых нет мягкой пары.

- [ц ж ш]

Назовите мягкие непарные.

- [й, ч, щ,]

(Слайд 8) – в тетрадь.

С согласными звуками связаны некоторые фонетические процессы. Запишите слова со слайда  в тетрадь (слайд 9,  левая часть). Вставьте пропущенные буквы, запишите проверочное слово.

Как видим, на месте звонкой буквы мы слышим глухой звук. Как называется этот процесс?

- Оглушение.

Но (слайд 9, правая часть)… Запишите в тетрадь слова, вставьте буквы, проверьте.

Обратный процесс называется озвончением.

Запишите следующие слова (слайд 10). Как вы думаете, о какой орфограмме мы будем говорить?

Задача: вставить пропущенные буквы, произвести проверку.

Перейдём к особенностям некоторых гласных букв. Это буквы е, ё, ю, я 

Их особенность заключается в том, что они могут обозначать один звук, а могут два.

Когда один звук?

- После согласного звука.

Когда два?

- В начале слова, после ь и ъ знаков и после гласной  (слайд 11) – в тетрадь.

Особое внимание хочу обратить на (слайд 12). Запомните! Нет таких звуков.

Задача: сосчитать в словах предложения количество букв и звуков.

 

Какой цифрой обозначается фонетический разбор?

- цифрой 1.

Вспомним порядок фонетического разбора. Слово подъём (самостоятельная работа).  Проверка по слайду 13.

Занимательное языкознание.

А сейчас проверим, сможете ли вы на практике применить свои знания. Решите пропорции (слайд 14).

Проверка (слайд 14).

Домашнее задание (слайд 15)

Запишите предложение:

Входишь в лес ненастным днём и  вдыхаешь полной грудью влажный

ароматный воздух.

В каждом слове сосчитать количество букв и звуков.

2. Два слова (по выбору) – фонетический разбор.


Просмотров: 213 | Загрузок: 59
Автор: Венгренюк О.И.
Теги: фонетика
Предмет: Русский язык


Похожие образовательные материалы:
Всего комментариев: 0
avatar