Конспект и презентация к внеклассному мероприятию по русскому языку. Игра "Лингвистическое путешествие"

Цели:

- стимулировать интерес к изучению русского языка;

- создать условия для демонстрации учащимися своих знаний и умений.

Задачи:

- познакомить учащихся с разнообразными играми со словами;

- активизировать творческие силы учащихся, их способности;

- увеличить словарный запас учеников;

- развить умение связно излагать свои мысли в устной форме с учетом   ситуации общения;

- развить умение учащихся работать в группах.

Предварительная работа: деление обучающихся на команды, название команды, приветствие, заготовленные маршрутные листы.

Оборудование:

компьютер,

мультимедийный проектор;

презентация Microsoft Power Point.

 

     Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня я хочу пригласить вас отправиться в страну Лингвинию. Здесь заканчивается текст первого слайда

(Слайд 2) Название этой страны произошло от названия науки лингвистики, изучающей язык ( от латинского слова «лингва», что означает язык»). Заниматься языком очень интересно и увлекательно. Особенно, когда мир языкознания предстает перед  вами как арена веселых и неожиданных  приключений. Действуют в нем, правда, ни пираты и королевские мушкетеры, а звуки, слова и предложения. Именно они и являются жителями  страны Лингвинии. Здесь заканчивается текст второго слайда(Слайд 3)

На пути следования нас ждут следующие станции: фонетическая, орфоэпическая, орфографическая, лексическая, фразеологическая, морфологическая, синтаксическая, пунктуационная.

Прежде чем отправиться в путь, давайте познакомимся (представление команд).

Вместе с нами путешествовать будет и наше справедливое жюри (представление членов жюри).

Здесь заканчивается текст третьего слайда(Слайд 4)

А теперь проведем лингвистическую разминку.

Лингвистическая разминка.

Какую строчку не может прочесть ни один ученый?
Чем похожи существительные ножницы,брюки,чернила?
Всякую ли точку нужно считать знаком препинания?
Как большой дом  превратить в маленький?
В каких словах по сто согласных?
Как правильно сказать: у рыб нет зуб, у рыбов нет зубов, у рыбей нет зубей?
Назовите пять дней подряд так, чтобы  ни разу не встретилась буква и?
Какое русское слово состоит из трех слогов, а указывает на 33 буквы?
Здесь заканчивается текст четвертого слайда(Слайд 5)

Итак, отправимся в путь, капитаны команд, получите ваши маршрутные листы .

Здесь заканчивается текст пятого слайда(Слайд 6)

1. Станция «Фонетическая»

Прочитайте слова, потом произнесите звуки в обратном порядке, чтобы получить:

1)из слова ЛЁН – цифру,

2) из слова ЛЕЙ – название дерева

3) из слова ЛОБ – название настила

4) из слова ЛЮК – большой мешок,

5) из слова ТОК – домашнее животное,

6) из слова ШЕЛ – неправду,

7) из слова ШЕЙ – просьбу,

8) из слова КУБ – связку, охапку чего-либо,

9) из слова ТОЛ – прибор для измерения глубины моря,

10) из слова ЛЁД – материал для крыши.

Здесь заканчивается текст шестого слайда(Слайд 7)

2. Станция «Орфоэпическая»

Расставьте ударения в следующих словах:

Верба, километр, свекла, сирота, статуя, компас, документ, магазин, партер, портфель.

Красивее, случай, премировать, хозяева, звонишь, щавель, кружева, украинский, положил, средства.

Здесь заканчивается текст седьмого слайда

3.  Станция «Орфографическая»

Ребята, а кто такой корректор? Человек, который исправляет ошибки. И вам сегодня предстоит побывать в роли корректоров. А корректор должен обладать орфографической зоркостью, быть внимательным, аккуратным. Перед вами стихотворение болгарского поэта И.Босева. Это как бы письмо одной не очень грамотной девочки. Найдите ошибки в этом письме и исправьте их. За каждую исправленную ошибку вы получаете 1 балл, за неисправленную или исправленную неверно – минус 1 балл.

Здесь заканчивается текст восьмого слайда(Слайд 9)

4.Станция «Словообразовательная»

Ребята, какую часть слова можно в земле найти? Правильно, корень.А вы попробуйте найти корень в следующих словах:

БЕСЕДКА, БЕСТОЛОЧЬ,БЕЗДЕЛКА,БЕЗДНА,БЕСЁНОК,БЕСКОЗЫРКА,БЕСТИЯ

Здесь заканчивается текст де слайд девятого слайда (Слайд 10)

5.Станция  «Лексическая»

Слово красный в древнерусском имело значение «красивый, нарядный, парадный, добрый, ласковый» Какое из этих значений оно имеет в следующих предложениях:

А) Пустил стрелу средний брат – полетела стрела к богатому купцу во двор и упала у красного крыльца.

Б) Стали жены кликать мамушек, нянюшек и красных девушек, чтобы пособили им ткать ковры.

В) Стоит тот дуб, вершиной в облака упирается, корни на сто верст в земле раскинул, ветками красное солнце закрыл.

Здесь заканчивается текст десятого слайда(Слайд 11)

6. Станция «Фразеологическая»

1.Исправьте неверно употребленные фразеологизмы и исправьте ошибки. Объясните, что означает фразеологизмы: а)делать из комара слона, два валенка пара, заблудиться в трех осинах, восемь четвергов на неделе, пишет как индюшка лапой, после снегопадика в субботу,кошку съел.

2. Используя приемы пантомимы, изобразите следующие фразеологизмы:

Куры денег не клюют

Язык чешется

Галопом по Европе

Делать из мухи слона

Здесь заканчивается текст одиннадцатого слайда(Слайд 12)

7.Станция «Морфологическая»

Вы читали сказку Л.Кэрролла «Алиса в стране чудес»? Тогда давайте  попробуем разобраться в незнакомом зазеркальном языке. Нам кажется, что кому-то грозит опасность, и мы должны ему помочь. Если мы определим части речи, это и будет наша победа.

БАРМАГЛОТ

Варкалось. Хливкие шорьки            

Пырялись по наве.                                           

И  хрюкали зелюки,                                           

Как мюмзики в мове.    

О, войся Бармаглота,сын!

Он так свиреп   и дик,

А в глуще рымит исполин –

Злопастый Брандашмыг!

Здесь заканчивается текст двенадцатого слайда(Слайд 13)

8.Станция «Синтаксическая»

Составьте распространенное предложение, каждое слово которого должно начинаться на букву:

1 команда К

2 команда Л

Например: Прасковья Петровна пригласила Порфирия Павловича поужинать пирогами.

Здесь заканчивается текст тринадцатого слайда(Слайд 14)

9. Станция «Пунктуационная»

О каких знаках препинания идет речь?

1.Когда слова гремели и блистали,
   Я в моде был, я был на пьедестале!

   Однако время новое настало –

   Оно меня и свергло с пьедестала.

                        (Восклицательный знак)

2.Что о себе сказать могу?

   Согнула жизнь меня в дугу.

   За свой характер я плачу –

   За то, что много знать хочу.

                          (Вопросительный знак)

3.Известно миру с давних пор,
   Что знак я немаловажный

   И не окончен разговор…

   И начинает думать каждый.

                               (Многоточие)

                                             Стихи С.Пивоварова

Здесь заканчивается текст четырнадцатого слайда(Слайд 15)

2.Расставьте недостающие запятые.

Очень-очень странный вид:

Речка под окном горит

Чей-то дом хвостом виляет

Песик из ружья стреляет

Мальчик чуть не слопал мышку

Кот в очках читает книжку

Старый дед влетел в окно

Воробей схватил зерно

Да как  крикнет,улетая:

- Вот что значит запятая!

Здесь заканчивается текст пятнадцатого слайда(Слайд 16)

Вот и подошло к концу наше путешествие. До новых встреч, друзья!

 

Список использованных источников.

Григорян Л.Т.Язык мой – друг мой.М.:Просвещение,1988
.Шкатова Л.А. Подумай и ответь. М., «Просвещение»,1989
 Предметные недели в школе: русский язык и литература/сост.Л.И.Косивцова.-Волгоград:Учитель,2008
Орг А.О. Олимпиады по русскому языку.М.:Просвещение,1994


Просмотров: 266 | Загрузок: 62
Автор: Карпова Т.А.
Теги: лингвистика
Предмет: Русский язык


Похожие образовательные материалы:
Всего комментариев: 0
avatar