Конспект и презентация к внеклассному мероприятию по русскому языку. Филологическая игра «Грамотеи»

Цели и задачи: актуализировать знания учащихся по различным разделам русского языка; развивать познавательный интерес к предмету, расширять общий кругозор и обогащать речь школьников; воспитывать культуру речи, способность работы в команде, терпимость к различным точкам зрения.

Оборудование: презентация, карточки с заданиями, песочные часы для заключительного этапа игры.

 

Ход игры

Вступительное слово учителя (Слайд №1). Добрый день, я рада приветствовать всех присутствующих на филологической игре «Грамотеи». Сегодня знатоки русского языка 6-А и 6-Б класса собрались здесь, чтобы проверить глубину своих знаний и сравнить себя с соперниками. В нашем соревновании  участвуют команды (представление команд). Оценивать игру будет компетентное жюри в составе (представление жюри). А победителем станет тот, кто лучше и быстрее сможет воспользоваться знаниями, полученными на уроках русского языка.

Начнём нашу игру с РАЗМИНКИ (Слайд № 2). За каждый правильный ответ команды получают по одному баллу.

Вопросы:                                          (Слайд № 3)

1. Какую часть слова можно найти в земле? (Корень)

2. Какие существительные не имеют рода? (Существительные, употребляющиеся только в форме множественного числа – брюки, часы и т.д.)

3. Какие существительные не относятся к 1, 2 и 3 склонению? (Разносклоняемые и несклоняемые)

(Слайд № 4)

4. Какие прилагательные имеют краткую форму? (качественные)

5. Какой частью речи является слово «оба»? (числительное)

6. Без какого местоимения не могут обойтись прилагательные в форме превосходной степени сравнения? (Самый, всех)

(Слайд № 5)

7.  В каких случаях существительные не являются членами предложения?                         ( Если они входят в состав обращения)

8. Какое местоимение не имеет именительного падежа? (Себя)

9. Как называется раздел языкознания, изучающий правильное произношение слов? (Орфоэпия).

 

Следующий конкурс  в нашей игре «ОРФОЭПИЧЕСКИЙ» (Слайд № 6)

Каждый из участников команд сможет принести  очко своей команде, если правильно произнесёт слово, которое появится на экране. Проходить этот конкурс будет в виде словесной дуэли. Первыми к барьеру приглашаются капитаны.  (Слайд № 7)

А сейчас в орфоэпическом конкурсе примут участие и болельщики, которые тоже могут принести своей команде по 3 очка. (Слайд № 8)

Для этого они должны отгадать загадки Незнайки и произнести слова, в которых часто делают ошибки, неправильно ставя ударение.

Загадки-складки для 1 команды (Слайды № 9, 10, 11)

1) На бахче у нас растёт, как разрежешь сок течёт,

    Свеж и сладок он на вкус называется арбуз.

2) Из меня посуду тонкую, нежно-белую и звонкую

    Обжигают с давних пор, называюсь я фарфор.

3) Это зелье ты не тронь: жжётся больно, как огонь.

    Неприметна, некрасива, называется крапива.

Загадки-складки для 2 команды(Слайды № 12, 13, 14)

1) Чтоб скорей в библиотеке отыскать ты книгу смог,

    Там бывает картотека – специальный каталог.

2) Буквы-значки, как бойцы на парад, в строгом порядке построены в ряд.

    Каждый в условленном месте стоит, и называются все алфавит.

3) Стелют на матрас меня, называюсь простыня.

(Слово жюри)

 

Следующий конкурс «ПОЛИГЛОТ» (Слайд № 15).  Кого называют полиглотом? ( Полиглот – человек, знающий  много языков). В русском языке есть группа слов, которые называются заимствованные. Почему их так называют? (Ответы) Сейчас команды продемонстрируют знание иностранных слов: они получат кроссворды, которые должны будут разгадать и найти зашифрованное слово. А также ответить на вопрос, в чём особенность слов, из которых составлен кроссворд.

Болельщики тоже выступят в роли переводчиков с девяти иностранных языков и, воспользовавшись подсказками, назовут  слова, пришедшие в русский язык из других языков.(Работа в группах)

А сейчас проверим, как справились с заданием обе команды.               (Слайд № 16).  Внимание на экран. Давайте сначала посмотрим на правильные ответы, которые должны были дать болельщики.

(Слайд № 17).  А теперь команды имеют возможность увидеть все слова, бывшие в кроссворде (пенальти, депо, пенсне, какао, филе, пони, кашне, салями, меню, домино, фойе, ателье), и готовятся дать ответ на вопрос, в чём особенность этих слов.

 

А сейчас в нашей игре – юмористическая страничка (Слайд № 18), ведь мы переходим к  фразеологическому конкурсу, который называется «ПОСЛОВИЦЫ-ПЕРЕВЁРТЫШИ». Ваша задача  – узнать пословицы и поговорки, в которых шут заменил слова на другие , часто противоположные  по значению . Например,  «Лужа по шею» - перевёрнутая поговорка «Море по колено».

(Слайды № 19, 20, 21, 22, 23, 24)

На полицейском  сапоги мокнут. – На воре шапка горит.
Перед солнечным  понедельником. – После дождичка  в четверг.
Лысина – мужское безобразие.  – Коса – девичья краса.
Ниже пяток не опустишься.  – Выше головы   не прыгнешь.
Болтовня не примета отказа. – Молчание  –  знак согласия.
Курица кабану подружка.  – Гусь свинье  не товарищ.

А теперь задание для болельщиков – помочь своей команде угадать фразеологизм, подготовив его инсценировку (Слайд №25). 

Пантомима. Команды угадывают фразеологизм, который инсценируют болельщики:

           Обвести вокруг пальца

         водить за нос

           хлопать ушами

         тянуть за язык

                       прикусить язык

                     спустя рукава

                       клевать носом

                     на лбу написано

 

ПОСЛЕДНИЙ КОНКУРС «ЭКСПРЕСС-ОПРОС» (Слайд № 26). 

Команда должна постараться дать как можно больше правильных ответов на вопросы за одну минуту.

 

Вопросы для 1 команды

К какому роду относится существительное кофе?   (к мужскому)
Второстепенный член предложения подчёркивается пунктиром?   (дополнение)
Как называются слова,  близкие по лексическому значению? (синонимы)
Значимая часть слова, стоящая после корня и служащая для образования новых слов (суффикс)
Сколько существует типов речи?    ( 3)
К какому склонению относится существительное метро?     (несклоняемое)
Раздел языкознания, изучающий правила постановки знаков препинания.    (пунктуация)
Форма какой степени сравнения имён прилагательных образуется при помощи слова более?  ( составной сравнительной)
Является ли пословица фразеологизмом? (да)
Как называются слова, употребляемые людьми той или иной местности?     (диалектные)

 

Вопросы для 2 команды

Член предложения, отвечающий на вопросы косвенных падежей? (дополнение)
К какому склонению относится существительное путь? (разносклоняемое)
Часть слова без окончания            (основа)
К какому роду относится существительное  шимпанзе?      (к мужскому)
Являются ли словосочетанием подлежащее и сказуемое?     (нет)
Какие прилагательные отвечают на вопрос чей?  (притяжательные)
Устойчивые сочетания слов называются            (фразеологизмы)
Сколько существует стилей речи? (5)
Сколько значений имеет каждое слово?       ( 2)
Раздел языкознания, изучающий правильное написание слов (орфография)

 

СЛОВО ЖЮРИ

Заключительное слово учителя (Слайд № 27): подведение итогов, награждение победителей.


Просмотров: 281 | Загрузок: 73
Автор: Олифирова Т.И.
Теги: русский язык
Предмет: Русский язык


Похожие образовательные материалы:
Всего комментариев: 0
avatar