Конспект и презентация к уроку русского языка в 6 классе «Учимся понимать текст»

Цели урока

Формирование языковой компетенции:

1) Познавательные

- обучить работе с текстом;

- повторить понятия текст, тема, основная мысль текста;

- расширить лексический запас слов.

2) Практические

- учить детей читать и понимать текст

- учить видеть структуру текста;

- учить составлять план текста.

Формирование надмпредметных компетенций:

учебно-организационные:

-определять учебную задачу,

-оценивать свою учебную деятельность

учебно-инормационные:

-работать с текстом

-составлять план текста

учебно-коммуникативные:

- развивать внимание, логическое мышление, умение сопоставлять и делать вывод, кратко формулировать свои мысли.

-умение выслушивать мнение других

Социальные компетенции

- работать в коллективе, прогнозировать свою работу, слушать и слышать учителя,  адекватно реагировать на ошибки, принимать решения.

III. Воспитательные цели:

воспитывать милосердие, любовь к Родине, уважение к людям.

Тип урока

Урок развития речи

Оборудование

Рабочие листы к уроку

Мультимедийный комплекс

Презентация к уроку

Доска

19 апреля

Учимся читать и понимать текст

 

План урока

Оргмомент

Здравствуйте, ребята. Меня зовут Наталья Александровна, я учитель русского языка и литературы. Сегодня мне выпала большая честь провести урок в вашей гимназии в вашем замечательном 6А классе, где учатся, как мне сказали,  замечательные ученики.

Актуализация знаний

Сегодня, ребята, я предлагаю вам забыть, что вы ученики и представить, что мы с вами группа серьезных, маститых, всемирно известных ученых, работающих над важнейшими проблемами лингвистики. Представили?

-Ребята, а какое качество является самым важным качеством для ученого? (умение мыслить, анализировать, думать)

-Вы обладаете такими качествами? (Да)

-Тогда мы начинаем наш урок, на котором мы будем работать с очень важным не только для ученых материалом? Каким ? Угадайте?

Загадка

Это слово заимствовано из немецкого языка, но произошло оно от латинского слова, означает ткань, единство. Обозначает оно словесное единство. О каком языковом понятии идет речь? (о тексте)

-Да, ребята, на уроке мы будем говорить о тексте.  А на каких уроках  помимо уроков русского языка вам приходится работать с текстом? (на любых)

-А всегда ли вы понимаете тест, с которым работает на уроках истории, географии? (не всегда)

-Сегодня я открою вам секреты правильного чтения и понимания текста. Откройте тетради, запишите тему урока «Учимся  понимать текст»

(запись темы урока)

-Итак, господа ученые, тему мы определи, а теперь мне хотелось бы вас попросить определить цель нашего урока. Чему мы сегодня будем учиться?

(будем учиться понимать текст)

-Ребята, а как вы считаете, так уж необходимо нам научиться понимать текст?

- А где вам могут пригодится полученные на уроках умения? (на других

уроках, на экзамене и просто в жизни)

 

Работа с текстом

Подготовка к восприятию текста

-Ребята, я приехала к вам из города Кашин. Вы слышали про такой город? А знаете ли вы, что мой город и город, в котором живете вы, связаны памятью о двух великих князьях: князе Михаиле Тверском и его супруге княгине Анне Кашинской?

-Я знаю, что в Твери чтят память о великом князе Михаиле Тверском, так и мы, жители Кашина, чтим память о княгине Анне Кашинской и считаем ее покровительницей нашего города. Поэтому мы сегодня будем работать с текстом, в котором речь пойдет об Анне Кашинской, покровительнице города Кашина и супруге тверского князя Михаила Тверского.

-Ребята, давайте вспомним: что такое текст? (несколько предложений, связных по смыслу и грамматически)

-Понимание текста - задача непростая. Часто прочитав текст, человек не может понять, о чем этот текст? Какую информацию он несет? Я вам сегодня отрою секрет понимания текста. Для этого обратимся к рабочим листам урока.

План  работы  читателя  с текстом

 

Перед вами план работы читателя с текстом. Давайте внимательно изучим его.

До чтения текста

По ходу чтения текста

После чтения текста

1.Автор

2.Название

3. Эпиграф

4.Прогноз (предугадывание того, о чем или о ком будет текст)

1. Скрытые вопросы (выделение в тексте непонятных слов)

2.Выделение ключевых слов

3.Диалог с автором (какую информацию он хочет

донести автор до читателя)

4.Основная мысль

1. Понимание информации

-тема;

-основная мысль

2. Создание вторичных текстов (пересказ, составление плана)

 

Перед вами текст. Любой текст несет в себе какую-либо информацию. Если вы научитесь «вычитывать» эту информацию, вы правильно поймете текст. Понимание текста начинается еще до его чтения.

-Что должен сделать читатель перед тем, как  начать его читать?(работа с таблицей, графа «До чтения»)

-Кто автор?

-О чем говорит название? (что текст о княгине Анне Кашинской)

-Прочитайте эпиграф. Почему именно эти слова взяты в качестве эпиграфа?

-Какой можно сделать вывод: о чем будет тест, который нам предстоит прочитать? ( о Анне Кашинской)

-Что необходимо делать читателю при чтении текста? (графа «При чтении текста:

-Подчернуть все непонятные слова

-Выделить ключевые слова (ключевые слова-главные слова, несущие в себе смысл)

-при чтении вести разговор с автором, отвечая на вопрос: что он хочет сказать нам, читателям?

Итак, господа ученые, сформулировали основные  теоретические постулаты и теперь приступаем к серьезному практическому эксперименту- чтении и пониманию текста.

 

Чтение текста

Чтение текста сопровождается показом рисунков и прослушиванием музыкальных фрагментов, созвучных настроению рисунков.

Осмысление (понимание) текста

Фронтальная беседа

-Мы прочитали текст. Какое впечатление он произвел на вас? Какие чувства вы испытывали вовремя его чтения? (радость, тревогу, страх, скорбь)

-Как вы считаете, почему чтение текста сопровождалось рисунками и музыкой? ( они помогали понять лучше понять текст, почувствовать его)

-То, что мы читали - это текст? Почему? (это несколько предложений, связных по смыслу и грамматически)

- О чем этот текст? Какова его тема? Какую информацию несет в себе текст?  ( в тексте рассказывается о княгине Анне Кашинской, ее жизни)

-Какую информацию несут рисунки? (При помощи рисунка создается образ. Только этот образ создается не словами, как в тесте, а красками)

-Что такое рисунок? (Изображение, сделанное карандашом, пером, углем, красками)

-Музыка, вы сказали,  помогала прочувствовать текст, значит музыка, как и текст тоже содержит в себе информацию? (музыка создает музыкальный, звуковой образ, который тоже наполнен смыслом).

-Как вы считает, что общего между текстом, рисунком и музыкой? ( Они содержат информацию, создают образ, только при помощи текста, слов создается словесный образ, при мощи рисунка – образ, созданный при помощи красок, при помощи музыки - звуковой, музыкальный образ)

-На каких уроках вы имеете дело с рисунками, отрывками музыкальных произведений? (на уроках изо, истории, обществознания, музыки)

Вывод: значит, читая текст, рассматривая рисунки, прослушивая музыкальное произведение, важно уловить их содержание и извлечь информацию)

-Какие слова вам не понятны? Ребята, а что делают ученые и все образованные люди, если чего-то не знают? (они пытаются найти информацию в справочниках, словарях)

-Давайте воспользуемся словариком урока и выясним значение непонятных слов)

-Из скольких частей состоит текст?(из 4)

-Давайте выделим ключевые слова в каждой части.

1 часть- «родилась девочка, нелегкие времена, беды и страдания народа, сострадание княжны Анны»

- Что хочет сказать автор читателям о княжне? (Юная княжна была доброй и милосердной, несмотря на то, что она была княжеского рода, она любила простых людей и как могла помогала им)

2 часть -«красота, мудрость, милосердие Анны», «мужество, благородство, доброе сердце князя Михаила»

3часть- Анна «учила детей истинной христианской жизни», а князь Михаил – «мужеству, стойкости, верности Отечеству».

4 часть - «князь был оклеветан и принял мученическую смерть в Орде»

5 часть -  «испытания княгини, испив до дна горькую чашу горестей не озлобилась, а стала утешительницей народа»

6 часть -«монахиня…прожила  в Кашине 20 лет»

7 часть- «Анна Кашинская явила собой образец мудрости, терпения скорбей, деятельной любви к Родине и людям»

- Какова же основная мысль текста? В каком предложении она выделена отчетливо? («Анна Кашинская явила собой образец мудрости, терпения скорбей, деятельной любви к Родине и людям»)

-Для чего автор рассказал нам о княгине Анне Кашинской?

-Как вы думаете, почему в наше время чтят память о Михаиле Тверском и Анне Кашинской? (князь- образец любви к Родине, народу, мужества, стойкости, истинного отцовства; княгиня- образец мудрости, терпения, любви к людям)

Составление план текста

Понятие рисунок схема

 

-Вот мы и прочитали текст, поняли его. Итак, господа ученые, нам предстоит выполнить еще одно задание - составить его план. А для чего нам нужен план? (план помогает представить структуру  текста, поделить его на микротемы, опираясь на план, мы можем легко пересказать текст)

-А приходилось ли вам составлять план?

-Сейчас я попрошу вас поделиться на пары (7) и выполнить задания, работая в группе

1 группа – озаглавливает 1 часть и готовит ее пересказ

(каждая группа работает со своей частью)- 5 мин

Составление плана (слайды)

Княгиня Анна Кашинская

1.Жизнь княжны в Ростове

2.Венчание с Михаилом Тверским

3.Воспитание детей

4.Смерть Михаила Тверского

5.Испытания

6.Монашество

7.Княгиня Анна Кашинская - образец мудрости, терпения скорбей, деятельной любви к Родине и людям.

-Перед нами план текста. Как вы считаете, можно ли его назвать схемой текста? (Можно, потому что одно из значений слова «схема»- совокупность взаимосвязанных частей)

- А на каких уроках вам приходится работать со схемами? (уроки истории, географии, биологии)

-К каждой из частей мы подобрали рисунок. Можем ли мы сказать, что рисунок - это тоже схема) (нет)

-В чем разница? Что позволяет сделать рисунок (рисунок – увидеть образ, а схема – увидеть структуру)

- Что помогает выразить свое отношение к прочитанному, а что - структурировать содержание рисунок или схема?

Итог урока

 

-Ну что ж дорогие, ученые, наш урок подходит к концу. Узнали вы сегодня на уроке что-то новое, ранее неизвестно?

-Будете ли вы применять полученные на сегодняшнем уроке знания на уроках русского языка, на других уроках?

Я благодарю вас за урок, ребята. Мне было интересно с вами работать. А на память о нашей встрече мне хотелось бы прочитать стихи ою Анне Кашинской  и подарить вам изображение святой благоверной княгини Анны Кашинской. Пусть эта святая помогает вам и хранит вас.

 

К ней в храм приходят низко поклониться,

Почтить святую сердцем и умом.

И светом ее духа озариться

И помолиться за детей потом.

Со всей страны приходят к Анне люди,

Живущие в грехе, какие есть,

И знают, что она их не осудит

И каждому пришлет благую весть.

И отступает постепенно скверна,

И душу наполняет благодать.

Минуты эти нам даны, наверно,

Чтоб тайну чистых помыслов познать.

О.Абразумова

 

Приложение

Княгиня Анна Кашинская

К ней в храм приходят низко поклониться,

Почтить святую сердцем и умом.

И светом ее духа озариться

И помолиться за детей потом.

В 1279 году в семье ростовского князя Дмитрия Борисовича родилась девочка, которую назвали Анной. Это были нелегкие для Руси времена. Долгие века изнывала Русь под тяжестью монголо-татарского ига. Жизнь в Ростове, где жила юная Анна,  полнилась тревогами и страхами.  Много бед обрушилось на жителей княжества. Страдания народа вызывали глубокое сострадание в юной княжне. По ее просьбе при дворе кормили голодающих, помогали сиротам и вдовам. Ростовская княжна сама ухаживала за больными, ранеными, искалеченными. От всего ее облика, улыбки  исходил лучезарный свет. 

Слава о красоте ростовской княжны, ее мудрости и милосердии дошла до княгини Ксении, матери тверского князя Михаила Ярославича, которая пожелала, чтобы Княжна Анна стала женой ее сына – тверского князя Михаила. Анна  была наслышана  о мужестве, благородстве и добром сердце князя Михаила и согласилась выйти за него замуж. В 1294 году в Спасо-Преображенском соборе молодые повенчались. И была в Твери радость великая. Народ приветствовал новобрачных, желая им любви. 

Вскоре у супругов родились дети - дочь Феодора, сыновья Дмитрий, Александр, Константин и Василий. Княгиня Анна сама занималась воспитанием и образование детей. Она учила детей истинной христианской жизни, а князь Михаил - всему тому, что подобает знать и уметь настоящим воинам: мужеству, стойкости, верности Отечеству.

Но недолгой была счастливая супружеская жизнь княгини Анны. После смерти великого князя Владимира великое княжение досталось князю Михаилу Тверскому. Но великим князем хотел стать гордый и завистливый московский князь Юрий. Тяжба затянулась на многие годы, а война, начавшаяся не по вине князя Михаила, привела к тому, что  тверской князь был оклеветан и принял мученическую смерть в Орде.

Анна тяжело переживала смерть мужа. Однако испытания для княгини следовали одно за другим и, казалось, что их нельзя пережить, не предавшись отчаянию. Одного за другим хоронила княгиня Анна дорогих и близких сердцу людей: сыновей Дмитрия, Александра и внука Федора, казненных в Орде, сына Константина, умершего в 1339 году. Но, испив до дна горькую чашу горестей и печалей, она не озлобилась, а стала утешительницей народа в его бедах. Она помогала нищим, сиротам, заступалась за беззащитных и обиженных и смирено переносила свое горе.

После страдальческой кончины близких княгиня стала монахиней. В 1364 году единственный оставшийся в живых сын княгини Василий перевез мать в свой княжеский удел – небольшой город Кашин, где она прожила 20 лет. Умерла княгиня в 1368 и была погребена в Успенском храме.

Княгиня Анна Кашинская явила собой образец мудрости, терпения скорбей, деятельной любви к Родине и людям. За великий подвиг терпеливого несения страданий и утрат в жизни княгиня Анна Кашинская была причислена к лику Святых. Пересказала для детей Светлана Демченко


Просмотров: 903 | Загрузок: 137
Автор: Чижова Н.А.
Теги: текст
Предмет: Русский язык


Похожие образовательные материалы:
Всего комментариев: 0
avatar