Конспект и презентация к уроку русского языка в 10 классе по теме "Глагол как часть речи"

Цели:

образовательная: обобщить и систематизировать изученные ранее сведения о глаголе как части речи в рамках подготовки к ЕГЭ;

развивающая: развивать умение определять грамматические признаки глагола, синтаксическую роль в предложении, совершенствовать орфографические навыки;

воспитательная: воспитывать чувство ответственности, культуру общения.

Тип: урок- закрепление.

Оборудование: компьютер, проектор, карточки для индивидуальной работы.

 

                                            Ход урока.

I. Орг.момент (объявление цели, задачи урока).

II. Повторение изученного о глаголе. Чтение теории учебника, составление опорной записи в тетрадях. Работа в группах по 3 человека, защита полученных результатов(слайд 4-10)

1группа - инфинитив.

2группа - виды глагола

3группа - переходность-непереходность

4 группа - возвратные глаголы. Роль постфикса – ся (-сь)

5группа-наклонение глагола

6 группа- категория времени

7 группа – спряжение глагола

 III.Закрепление изученного.

а) морфологический разбор глагола (самостоятельно, по образцу, данному в учебнике на стр.161-162);

б) синтаксическая роль инфинитива в предложении (совместно с учителем) (слайд 11):

       1.Ум нужно тренировать.

  2.Он в совершенстве обладает этим труднейшим искусством слушать.

       3.Не бойтесь посвящать целые часы чтению книги.

       4.Я спешил скорее видеть вас.

  5.Жить-родине служить.

  6.Явился человек от Дарьи Михайловны с приглашением пожаловать к ней в кабинет.

в) правописание безударных личных окончаний глагола (индивидуальная работа по карточкам), взаимопроверка (слайд 12-14):

I.   1.  Он выль...т,  ма...тся,  крас…т,  бре...тся,  чу...т,  вытерп...т, разве...т,    стел...т,    зре...т,    наверт...т,    надо...т, держ...тся, заво...т, вымет...т, затрат...т, выкол...т, застел...т, стел...тся, разве...т, обступ...т, окуп...тся, се...т, задерж...тся, напо...т, гоня...т, прогон...т, удержива...т, удво...т, стерп...т, вытесн...т, прикле...тся, высид...т птенцов; (ты) выпад...шь, рассе...шь, разве...шь.

2. Обре...т, завис...т, мел...т, зижд...тся, стел...т, выздорове...т, обессиле...т, крикн...т, гон...т, брезж...т, вытр...т, ненавид...т.

3.  Они дыш...т, вид...т, кле...т, брезж...т, стел...т, выйд...т, стукн...т, опротиве...т, обид...т, бор...тся, держ...тся, обескрове...т, опостыле...т.

II. 1. Если война продлится, агрессор обезлюд...т всю стра­ну. 2. Скоро наша деревня совсем обезлюде...т. 3. Потеря крови обессил...ла бойца. 4. От потери крови он обессил...л. 5. Крикн...те погромче, она плохо слыш...т. 6. Если вы кри­кн...те, она проснется. 7. Вытр...те ноги, мы помыли пол. 8. А не вытр...те ног, мы вас выгон...м.

IV. Повторение сложных случаев согласования подлежащего и сказуемого в рамках подготовки к ЕГЭ (А-3, А-5):

а) повторение теории (слайд15):

1. Если подлежащее – собирательное существительное ( или существительное, обозначающее множество людей, предметов как единое целое), сказуемое ставится в форме единственного числа: крестьянство боролось.

2.Если подлежащее большинство, большая часть, меньшинство, то сказуемое чаще ставится в форме единственного числа : большинство интеллигенции не приняло. Сказуемое ставится в единственном числе, если в состав подлежащего входят слова много, мало, немного, только, лишь.

3. Если подлежащее выражено вопросительным, неопределенным или отрицательным местоимением, сказуемое ставится в форме единственного числа: Кто-то из великих сказал… Никто …не догадывался.

4. Если в роли подлежащего выступают однородные члены, соединенные сочинительными союзами (и, да = и) или бессоюзно, то сказуемое ставится во множественном числе.

  В это время жили и писали Булгаков, Солженицын, Платонов.

5. Если однородные члены соединены противительными или разделительными союзами (или, либо, то-то, а), сказуемое согласуется с ближайшим из подлежащих.

  Нас больше интересуют политические деятели, а не политика.

б) работа с тестами :

1 . Выберите форму сказуемого в соответствии с правилами согласования.

1) Перед нами (А. предстают, Б. предстает) са­мый многочисленный класс - крестьяне.

2) Современная молодежь в качестве кумиров (А.выбирают, Б. выбирает) людей обеспечен­ных, известных.

3) Российское государство в сотрудничестве с другими странами (А. близко,

Б.близки) к успешному  разрешению этого конфликта.

2. Выберите форму сказуемого в соответствии с правилами согласования.

1) Поколение наших отцов и дедов с недове­рием (А. воспринимало, Б. воспринимали ) ре­формы.

2) Большинство населения России (А. идут, Б. идет) за демократическими лидерами.

3) К сожалению, лишь меньшинство сейчас (А. предпочитают, Б. предпочитает) классику детективным романам-однодневкам.

3.Выберите форму сказуемого в соответствии с  правилами согласования.

1) Кто из вас (А. собирается, Б. собираются) поступать в университет?

2) Кто-то из фигуристов, выступавших на последней Олимпиаде, (А. пытались, Б. пытался) опротестовать  решение судей.

3) Добро и любовь (А. заложены, Б. заложено) в глубине души человека.

4. Выберите форму сказуемого в соответствии правилами согласования.

1) Ряд гимназий (А. ввел, Б. ввели) в свои про­граммы уроки риторики.

2) Он со своей маленькой дочкой (А.жил, Б.жили) на краю леса.

3) Уж много лет (А.прошли, Б.прошло) со времени нашей встречи.

Ключи (слайд 16):

1. 1-Б, 2-Б, 3-А ;    2. 1-А, 2-Б, 3-Б;    3.1-А, 2-Б, 3-А;     4. 1-А, 2-А,  3-Б.

VI. Правописание суффиксов глаголов (слайд 17, 18). Чтение правила на странице 166. выполнение упражнения  258, работа в парах.

VII. Итоги урока. Д.З.: чтение теории (стр. 158-161,165-166), упр. 252,253.


Просмотров: 1259 | Загрузок: 161
Автор: Митрошина М.Ю.
Теги: глагол
Предмет: Русский язык


Похожие образовательные материалы:
Всего комментариев: 0
avatar