Конспект и презентация к уроку русского языка "Употребление причастий в речи"

Задачи урока:

образовательные: систематизировать знания учащихся о причастии; отработать умения применять на практике орфографические и пунктуационные правила; определить роль причастий в художественном и научном  текстах;
развивающие: развивать логическое мышление, письменную и устную  речь учащихся, обогащать их словарный запас, совершенствовать навыки выразительного чтения; формировать интерес к русскому языку  как к учебному  предмету; расширять кругозор учащихся.
воспитательные: воспитывать любовь к родному языку и родной литературе; воспитывать усидчивость, умение преодолевать трудности, аккуратность при выполнении заданий, настойчивости, упорства; воспитывать доброжелательное отношение учащихся друг к дру­гу.

Оборудование урока

Компьютер, мультимедийный проектор, экран, авторская работа-презентация (Приложение).

Презентация содержит:

тексты заданий и ответы к ним
иллюстративный материал.

 

Ход урока

Организационный момент. Создание проблемной ситуации

Слайд №2 «Что-то не так»

На слайде - предложения с грамматическими ошибками, связанными с употреблениями причастий:(материал-  на экране , учащиеся, готовясь к уроку, могут обсудить, что же не так в этих предложениях)

 

1.Появившиеся почки на деревьях говорили о наступившей весне.
2.На пристани толпились ожидающие пассажиры посадки на катер.
3.Его разбудила беготня, поднявшейся в доме.
4.Ребята, увидящие красоты озёр Карелии, надолго запомнят их.

 

В начале  урока учащиеся  исправляют ошибки, устно редактируя предложения. (фронтальная работа)

Вступительное слово учителя. Запись даты и темы урока в тетради.

Как вы думаете, какова будет тема нашего сегодняшнего урока?

Итак, тема сегодняшнего урока – «Употребление причастий в речи». (Слайд №3)

Русский язык в школе является не только предметом изучения, но и средством обучения всем остальным школьным предметам. Сегодня на уроке у вас будет особое расписание. А какое, вы узнаете, отгадав по описанию, о каком школьном предмете идёт речь. Вам необходимо заполнить «Расписание уроков». Будьте внимательны!

Словарная работа

Слайд №5 царица наук, книга природы написана на её языке, в ней нет символов для неясных мыслей.
Слайд №6 ничто так не помогает повторять /эту науку/, как извержения вулканов и землетрясения. .
Слайд №7….служит вам проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами сердца людей - одним словом, делает вас мудрым.  Дмитрий Сергеевич Лихачёв .
Слайд №8 Сквозь волшебный прибор
                  Левенгука
                  На поверхности капли воды
                  Обнаружила наша наука
                  Удивительной жизни следы…
                                        Н.Заболоцкий .
Слайд №9… - свидетель прошлого, свет истины, живая память, учитель жизни, вестник старины.  Марк Туллий Цицерон .

 

Слайд № 10 В результате словарной работы у учащихся появляется список из пяти слов:

Математика
География
Литература
Биология
История

 

Проводится необходимая корректировка и орфографическая работа .

 

Постановка целей.

Сегодня мы с вами будем стараться грамматически и  орфографически  верно употреблять причастия в речи на наших «уроках». Вы поймёте, что роль причастий и в научном, и в художественных стилях речи очень важна.

 

Слайд 11. Звенит звонок на первый урок. Математика.

На математикечасто употребляются причастия. Ваша задача – сформулировать определение математическогопонятия. Вспомним, из каких частей состоит определение понятия (видовое понятие= родовое понятие+видовое отличие), + исторически сложившаяся  на основе операций подсчёта, измерения и описания форм реальных объектов

 

Слайд №12 Развитие речи.  Дать определение понятию, используя причастный оборот.

Попытайтесь сформулировать определения следующих математических понятий :

Сложение
Треугольник
Дробь
Уравнение

Учащиеся составляют предложения, в которых обязательно должен быть причастный оборот. Через некоторое время зачитываются некоторые определения. Условие: читают только те ребята, кто использовал в определении причастный оборот.

Этап проверки:
Сложение  - математическое действие, посредством которого из двух или нескольких чисел - слагаемых - получают новое - сумму, содержащее столько единиц, сколько было во всех названных числах вместе.

 

Треугольник — это геометрическая фигура, образованная тремя отрезками, которые соединяют три не лежащие на одной прямой точки.

 

Дробь - число, состоящее из долей единицы, нецелое число

 

Уравнение - это два выражения, соединенные знаком равенства; в эти выражения входят одна или несколько переменных, называемых неизвестными.

 

На  этапе проверки работу можно организовать разными способами:

Учащиеся зачитывают первое определение «СЛОЖЕНИЕ» . Если в их определениях нет логических и грамматических ошибок (а такое бывает редко), то переходим к формулировке следующего понятия.
Как показала практика, учащимся сложно сформулировать определения ДРОБИ, поэтому это предложение записывают все, выделяя причастный оборот.

 

Звенит звонок. Нас ждёт следующий урок.

 

VI .Слайд №13 Урок 2 ГЕОГРАФИЯ  

Орфографическая и синтаксическая разминка:

Г_ограф_я  самая г_роич_ская и самая по_тич_ская из всех наук наука о (З,з)емле и человеке  живущ_м на ней.

Проверка, объяснение орфограмм и пунктограмм.

Слайд №14 Конструирование предложения

Составить из слов предложение:

География ,наука, путь, романтика, ведение, хозяйство , Земля
 домашний 
прошедший,  неведомый
это , от , до

Задача : постараться составить предложение таким образом, чтобы  «найти место» всем словам и чтобы в предложении обязательно был причастный оборот.

Проверка

География - это наука, прошедшая путь от романтики неведомого до ведения домашнего хозяйства Земли.

Кто не сумел справиться с заданием,  переписывает предложение со слайда. С теми, кто справился,  выясняем значение метафор «романтика неведомого» и «домашнее хозяйство Земли», что подготавливает дальнейшую работу с текстами художественного стиля.

Слайд №15  Работа с эпитетами (развитие речи +словарная работа)

География – наука о Земле, обо всём,  что на ней находится и окружает нас. Следующее задание сложное: по эпитетам-причастиям  догадаться,  о каком природном явлении идёт речь./фронтальная работа/

В результате совместной работы получается следующий результат:

            Ветер-  бешеный, неукротимый, колющий, леденящий, обжигающий, освежающий.
            Озеро - волнующееся, заснувшее, играющее
           Ручей - бурлящий, гремящий, дремлющий, студёный, всклокоченный, пересохший
            Туман-  непроницаемый, ползущий.
           Небо- необъятное, раскалённое, заплаканное, притихшее, окоченевшее.

Терминологический диктант. Морфологические признаки причастий:

Задание воспринимается учащимися на слух

К определяемому слову ВЕТЕР подберите из списка эпитетов отглагольное прилагательное и страдательное причастие настоящего времени. Эти слова являются синонимами. Записать полученное словосочетание. (бешеный, неукротимый ветер)
К определяемому слову ОЗЕРО подберите действительное причастие прошедшего времени.(заснувшее озеро)
К определяемому слову РУЧЕЙ подберите отглагольное прилагательное(студёный ручей)
К определяемому слову ТУМАН подберите действительное причастие настоящего времени(ползущий туман)
К определяемому слову НЕБО подберите действительное причастие прошедшего времени, имеющее два суффикса.(окоченевшее небо)

Проверка, корректировка задания.

Развитие речи. Создание собственного текста.

Используя полученные словосочетания , составьте небольшой текст художественного стиля, пока звучит музыка.( Чайковский - Времена Года - Октябрь )

Чтение написанных миниатюр.

 

Слайд №18 Урок №3  Литература.

Слайд №19 Вступительное слово учителя о Л.Н.Толстом и его главной книге.

Слайд №20 Работа с художественным текстом.

Чтение отрывка из романа «Война и мир»

 

На краю дороги стоял дуб. Вероятно, в десять раз старше берез, составлявших лес, он был в десять раз толще и в два раза выше каждой березы. Это был огромный в два обхвата дуб с обломанными, давно видно, суками и с обломанной корой, заросшей старыми болячками. С огромными своими неуклюжими, несимметрично-растопыренными, корявыми руками и пальцами, он старым, сердитым и презрительным уродом стоял между улыбающимися березами. Только он  один не хотел подчиняться обаянию весны и не хотел видеть ни весны, ни солнца.

Кто является главным героем отрывка? (дуб)
 Какое время года изображено в отрывке?(весна)
Каким себя ощущает весной дуб? («Старый, сердитый, презрительный урод, с обломанными суками и с обломанной корой»)
Как вы думаете, чьими глазами мы видим этот дуб? (человека)
А что вы можете сказать об этом человеке? (у него что-то случилось)

Учитель (на уровне шестого класса) рассказывает о психологизме Толстого, о главном герое романа Андрее Болконском.

Исследовательская работа. Морфологический и лексический анализ.

Подсчитайте , сколько в тексте причастий. 

В каком значении – прямом или переносном – они употреблены.

Развитие речи. Создание собственного текста.

Андрей Болконский через несколько дней возвращался той же дорогой к себе в имение. По дороге он что-то искал глазами. Как вы думаете, что пытался увидеть князь Андрей? (дуб). А каким он мог его увидеть, таким же старым, презрительным уродом? (нет). Правильно. Дуб совершенно изменился. Напишите, каким стал дуб.

На этом этапе учащийся волен выбирать, какой текст он создаст: высказывание такого же типа, которое представлено на слайде, или же небольшую миниатюру. Сочинение учащиеся начинают зачитывать по мере написания. Задача учеников сложная: внимательно слушать друг друга, корректировать свои сочинения.

После  того, как все желающие прочитали свои миниатюры, учитель зачитывает авторский вариант Л.Н.Толстого. Дети поражены: как же они угадали толстовский замысел.

Звенит звонок. Ждёт другой урок.

 

VII Слайд №21. Урок №4 Биология.

Задания на этом этапе урока направлены на поиск ошибок в предложении с причастным оборотом и на замену придаточного предложения предложением с причастным оборотом.

Отредактировать предложение, изменив место определяемого слова:  Биология - комплекс знаний o жизни и совокупность изучающих живое научных дисциплин.

 

В результате работы делается вывод, что в научном стиле место причастного оборота после определяемого слова.

 

Слайд №22  В каких предложениях выделенную часть можно заменить причастным оборотом. Найдите такие предложения и запишите, используя причастный оборот.

 

Эхо - неизменный ответ природы на вопросы, которые   ей задаём.
И стебелёк травы достоин великого мира, в котором он растёт. (Рабиндранат Тагор)
Нет вещи, которая могла бы возникнуть и расти одна.

(Тит Лукреций Кар)

Радугу, которая держится четверть часа, перестают замечать.( Гёте)

 

              Проверка. Объяснение.

VII Домашнее задание, подведение итогов урока.

А пятый урок – урок истории вам задаётся на дом. Ваша задача, используя знания, полученные на уроке , придумать и записать предложения, включив в них причастия или причастные обороты.

Начала предложений:

Сталинградская битва …
Бородинское сражение…
Пётр I…
Иван Грозный…

Давайте подумаем, в каком стиле речи вы будете писать предложения? (в художественном или научном)

Если вашей задачей будет дать чёткое определение историческому явлению или исторической личности, вы будете пользоваться схемой «определения понятия», а если ваша задача будет эмоционально описать то или иное историческое событие или историческую личность, то вы обязательно используете в своей работе средства художественной выразительности.

На этом наш урок закончен. Спасибо за работу.

 

Список литературы

Лакоценина Т.П. Волшебный мир знаний. Издательство «Учитель», 2006.
Универсальный словарь по русскому языку. Издательская группа «Весь», 2009.
Любичева Е. В., Ольховик Н. Г. Посредством Слова творю я  Мир ...: Книга 3: Диалог с художественным текстом: 5-11 классы: Пособие по русскому языку для учителей словесников. -- 2002


Просмотров: 283 | Загрузок: 60
Автор: Бодня А.А.
Теги: причастие
Предмет: Русский язык


Похожие образовательные материалы:
Всего комментариев: 0
avatar