Конспект и презентация к уроку русского языка "Турнир грамотности"

Цель урока:  Проверить знания учащихся по основным разделам грамматики.

Задачи: 1. Повышать языковую грамотность учащихся, развивая их устную и письменную речь.

              2. Развивать навыки коллективной и индивидуальной деятельности.

              3. Углубить интерес к предмету.

              4. Коррегировать внимание, память, логическое мышление.

Оборудование: презентация, мультимедийный проектор, карточки для

                            индивидуальной работы; загадки, кроны деревьев; кроссворд.

 

Ход урока.

I. Организационный момент.

Сегодня на уроке мы совершим экскурсию в страну «Грамматика».

Как в любом путешествии, у нас будут остановки с необычными

заданиями.

 

П. Первая наша станция «Словознайка».

На этой станции мы посмотрим, как вы умеете отгадывать загадки.

Я прочитаю загадки, а вы должны найти признаки – отгадки. Если

вы назовёте правильный ответ, то я покажу картинку. Затем отгадку

запишите в тетрадь.                                                                                         Загадки загадываются по

                                                                                                                           очереди каждой команде.

                            Кто в лесу глухом живёт,

                            Неуклюжий, косолапый?

                            Летом ест малину, мёд,

                            А зимой сосёт он лапу?                                                      Медведь

 

– По каким признака вы догадались, что это медведь?                              Неуклюжий, косолапый,

                                                                                                                           сосёт лапу и живёт в лесу.

(Слайд № 2, слово записывается в тетрадь.)

 

                            У косого нет берлоги,

                            Не нужна ему нора,

                            От врагов спасают ноги,

                            А от голода – кора.                                                              Заяц (слайд № 2)

– Назовите признаки этого животного.                                                        Быстрые ноги, ест кору,

                                                                                                                           глаза у него косые.

                            Хвост пушистый,

                            Мех золотистый,

                            В лесу живет,

                            В деревне кур крадёт.                                                         Лиса (слайд № 2)

– Какие характерные особенности помогли вам отгадать загадку?          Пушистый хвост, мех золо-

                                                                                                                           тистый, живет в лесу и лю-

                                                                                                                           бит кур.

                            С хозяином дружит,

                            Дом сторожит,

                            Живет под крылечком,

                            А хвост колечком.                                                               Собака (слайд № 2)

– Назовите признаки этого животного.                                                        Дом сторожит, хвост колеч-

                                                                                                                           ком, дружит с хозяином.

– Прочитайте внимательно слова, которые вы записали и подчеркните

лишнее слово.

(Лишнее слово «собака» - это домашнее животное.)

Жюри подводит итоги первого конкурса.

Ш. Следующая станция «Думайка»

– А теперь внимание! Сложное задание!

Вам нужно будет расшифровать слова.

Каждой цифре соответствует определенная буква, например:                  слайд № 3

                            1   2   3   4  5

                            а   п   е   т   к

 

                            1   2   4   3   5   1                                                                   

– Какое слово зашифровано?                                                                         аптека

Каждая команда получает телеграмму с цифрами. В ней зашифро-

ваны буквы. Как называются слова, вы узнаете из телеграммы.

Задание для 1 команды:

1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11   12   13

я   е   и   м   с   в   л   н   о    щ    ь     у     т

                         Какое слово зашифровано?

3, 4, 1   5, 12, 10, 2, 5, 13, 6, 3, 13, 2, 7, 11, 8, 9, 2.

___________________________________________

(получается слово: имя существительное)

Задание для 2 команды:

1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11   12   13

я   е   и   м   п   а   л   н   о    г     ь     р     т

                         Какое слово зашифровано?

3, 4, 1   5, 12, 3, 7, 6, 10, 6, 13, 2, 7, 11, 8, 9, 2.

_______________________________________

(получается слово: имя прилагательное)

– После того, как учащиеся разгадают телеграммы, им предлага-

ется выбрать правильный ответ:                                                               жюри оценивает ответы

Задание для 1 команды:

«Что же такое имя существительное?»

Имя существительное — это...

1) часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает

на вопросы что делает? что сделает?

2) часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы

кто? что?

3) часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на

вопросы какой? какая? какое? какие?

Задание для 2 команды:

«Что же такое имя прилагательное?»

Имя прилагательное — это...

1) часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает

на вопросы что делает? что сделает?

2) часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы

кто? что?

3) часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на

вопросы какой? какая? какое? какие?

–А теперь команды будут друг другу загадывать загадки.

                             «Узнай по описанию».

Описание учащиеся делают самостоятельно. По заданным

признакам (цвет, форма, вкус, величина), с опорой на картинку

учащиеся характеризуют предмет. Команда противника должна

этот предмет узнать.                                                                                            слайд №  4

                          Загадка 1 команды.  Помидор.

Это овощ. По форме он _____________ .

По цвету ______________ .

По вкусу _________________ .

По величине _______________.

                         Загадка 2 команды. Лимон.

Это фрукт. По форме он _____________ .

По цвету ______________ .

По вкусу _________________ .

По величине _______________.

Физкультминутка

IV. Станция «Выбирайка»

Задание № 1

Много-много лет назад появились на свет слова САД и ЛЕС.            

Нашли их люди и думают: «Что с ними делать?» А слова эти и

говорят: «Посадите нас, и мы разрастемся в большие красивые

деревья»                                                                                                       выставляются 2 дерева.

Посадили люди слова САД и ЛЕС и стали они расти. Сначала

один росток пустили, потом второй, третий… Много ростков

появилось от слова САД и от слова ЛЕС. А так как деревья стояли

рядом, то ветви их перепутались.

Вам нужно распутать эти веточки.

На столе лежат однокоренные слова к слову САД и ЛЕС.

Выходит по одному ученику от каждой команды. По сигналу

ученики начинают подбирать слова к своему дереву. Кто первым

правильно соберет слова, тот и считается победителем.

Задание № 2

– А теперь мы поиграем в игру «Колодец, дай воды напиться»

           (выступает один человек от команды)

Задание дается каждой команде.

Колодец позволит воды напиться тому, кто выполнит задание

«Четвертое лишнее».

(предложены 4 слова, нужно найти лишнее (не однокоренное)

1) вода, водитель, подводный, водянистый                                            слайд № 6

2) водить, наводнение, водяной, подводный                                          слайд № 8

Если ученик правильно находит лишнее слово, щелкает по нему

мышкой и вместо слова появляется колодец.

V. Станция «Упражняйка».

На этой станции вам нужно будет разгадать кроссворд. Но крос-

сворд необычный, все слова в нём начинаются на букву В.                 Ответы учащиеся прове-

                                                                                                                      ряют на компьютер.

          1. Дождь пошёл, а на рассвете

              Вдруг подул холодный ……(ветер)                                           слайд № 11

          2. Ах, какое объеденье –

              Земляничное ……(варенье)

          3. Как зовут меня, скажи

              Часто прячусь я во ржи

              Скромный полевой цветок,

              Синеглазый …..(василёк)

          4. Валя на проталинке

              Промочила ….(валенки)

          5. Бабушка идёт с пруда.

              В вёдрах плещется …..(вода).                                                     

Прочитайте слово, которое у вас получилось в рамочке:                      Весна.

Какие приметы весны вы можете назвать?                                             Учащиеся называют.

А теперь вам нужно восстановить текст. Из текста выпали все           слайд № 12

имена прилагательные, он оказался неинтересным, не красочным.

Восстановите текст вставляя подходящие по смыслу имена

прилагательные.

                                           Весна в лесу!

Оживает ………… лес. На деревьях появились ………... листочки.

Землю покрыла ……… травка. С пригорка зажурчали ……..…ручьи.

По ветвям скачут………… белки.

Слова для справок: весенний, рыжие, первые, весёлые,

                                     зеленая.

Ответы проверяются по компьютеру.                                                      слайд № 13

VI. Итог игры

Награждение победителей.


Просмотров: 174 | Загрузок: 51
Автор: Прохорова Н.Г.
Теги: русский язык
Предмет: Русский язык


Похожие образовательные материалы:
Всего комментариев: 0
avatar