Конспект и презентация к уроку русского языка "Правописание приставок при- и пре-"

Цели:

Закрепить и  отработать орфограмму (правописание приставок при- и пре-) на практике.
Воспитание любви и уважения к родному языку.
Развитие речи учащихся, творческого мышления и внимания.

 

Первый слайд.

 

Ход урока.

Организационный момент.

 

Закрепление материала.

 

Здесь заканчивается текст первого слайда.

Второй слайд.

 

- Запишите число и дату. Тема сегодняшнего урока: «Правописание приставок при- и пре-». Цель урока усвоить написание приставок при и пре, отработать на практике данное правило.

Опрос:

- Обратите внимание на таблицу, которая поможет вам в выборе приставки. Давайте повторим правило:

 

Здесь заканчивается текст второго слайда.

Третий слайд.

 

- Какая есть особенность у этих приставок, как мы определяем их написание? (по значению)

- Когда мы напишем приставку при-?

- Когда мы напишем приставку пре-?

- Но не забудьте, что есть и такие слова, которые нам надо запомнить, приставки у многих таких слов стали частью корня. (Примеры – привет, приют).

- Обратите внимание на таблицу-помощницу.

 

Здесь заканчивается текст третьего слайда.

Четвертый слайд.

 

Задание №1. Творческий словарный диктант.

- Я диктую словосочетания, ваша задача словосочетания заменить синонимом с приставкой при- или пре-. После, проверим.

- Что такое синоним? (слова близкие по значению, но различные по написанию)

Участок около школы (пришкольный), буфет возле вокзала (привокзальный), очень старый человек (престарый), чуть-чуть открыть окно (приоткрыть), сесть ненадолго (присесть), подойти поближе (приблизиться), очень интересный рассказ (преинтересный), очень опасный участок (преопасный), остановить движение (прервать, прекратить), переделать что-либо (преобразовать), полоса около фронта (прифронтовая), умолкла на короткое время (приумолкла), человек, переступивший закон (преступник).

 

Здесь заканчивается текст четвертого слайда.

Пятый слайд слайд.

 

- Проверьте, правильно ли вы написали.

 

Здесь заканчивается текст пятого слайда.

Шестой слайд слайд.

 

Задание №2. Устно.

- Объясните значение слов  (устно).

 

Придорожный (находящий около дороги, напишем при), прилепить (значит присоединить), пришкольный участок (находящийся рядом со школой), при­двинуть (значение приближения),  призадуматься (неполнота действия),  прирасти (значение близости),  прислониться (значение близости),  присесть (неполнота действия).

 

Здесь заканчивается текст шестого слайда.

Седьмой слайд.

 

Задание №3. Развиваем зрительную память:

- Прочитайте данные предложения, скажите, из какого произведения они взяты? (рассказ Тургенева «Муму»)

- А какие здесь написаны предложения? (прямая речь)

 

 «Боже мой! — прервала барыня приживалку.— Да она премиленькая собачка! - Велите её привести».

«Человек, человек, приведите поскорей Муму!» — закричала приживалка.

 

 -  Приживалка – устаревшее слово, так называли безродных там, где они находил приют.

 

Письменно:

- Передайте содержание диалога своими словами, без прямой речи,  но употребляя слова (приживалка, премиленькая, прервала, привести (в 2-3 предложениях письменно).

 

Барыня увидела премиленькую собачку Муму, прервала разговор с приживалкой и приказала слуге немедленно привести собачку в комнаты.

 

Здесь заканчивается текст седьмого слайда.

Восьмой слайд.

 

Задание №4. Письменно. Объяснительный диктант.

(Проверка по предложению на экран). Учитель диктует, ученики записывают и объясняют.

1. «Во время нашего пребывания в горах погода была прекрас­ная»,— писала Марина своей подруге. 2. Преподаватель предпола­гал, что пионеры прибудут в лагерь поздно вечером. 3. Мечты Мичу­рина о преобразовании природы претворяются в жизнь. 4. Сестра на цыпочках вышла из комнаты больного брата и притворила за собой дверь. 5. Шалунья приоткрыла дверь в гостиную, свернулась на диванчике калачиком и притворилась спящей.

 

Написать → объяснить чётко, где по смыслу, а где надо запомнить.

 

Здесь заканчивается текст восьмого слайда.

Девятый слайд.

 

Задание №5. Письменно. Диктант «Проверь себя».

 

- Я Вам приготовила сюрприз, посмотрим, как развито чувство самокритики и самоконтроля, я диктую, а вы записываете, каждое предложение с новой строчки.

- Проверьте свою работу и поставьте оценку. Потом я посмотрю ваши работы и скорректирую оценки.

 

1. Слышится сдержанный шёпот ночи, сквозь который доносят­ся приглушенные голоса.

2. Равномерные ночные звуки, шуршание камышей, жужжание комаров прерывались то дальним выстрелом, то бульканьем отвалившегося берега, то всплеском рыбы.

3. Что, дремучий лес, призадумался, грустью тёмною затуманился?

4. Тяжё­лое зерно сгибает колосья и приклоняет их к земле.

5. Яркий свет превращал кабинет в уголок цветущего растительного мира.

 

- А теперь проверьте, как у вас развита грамматическая зоркость. (Учитель раздаёт листочки с напечатанным текстом).

 

3. Итог урока:

- Скажите, какую орфограмму мы отрабатывали на уроке?

 

Здесь заканчивается текст девятого слайда.

Десятый слайд.

 

Д/з.  Написать небольшой рассказ (7-10 предложений), в котором бы присутствовали слова с пройденной орфограммой.


Просмотров: 307 | Загрузок: 58
Автор: Вавильченкова Е.М.
Теги: приставки, Правописание -при
Предмет: Русский язык


Похожие образовательные материалы:
Всего комментариев: 0
avatar