Конспект и презентация к уроку русского языка "Правописание НЕ с именами существительными"

Цели.  Познакомить учащихся с условиями слитного и раздельного написания НЕ с именами   Существительными. Формировать умения: 1) переносить знания в новую ситуацию, 2)    самостоятельно добывать знания, опираясь на ранее изученный материал; 3) логически мыслить и излагать свою точку зрения; 4) применять полученные знания на письме; 5) развивать монологическую речь, познавательный интерес к изучаемому материалу. Поддерживать на уроке атмосферу взаимопомощи между учителем и учениками.

Оборудование. Мультимедийный проектор, карточки с дифференцированными заданиями, конверт с заданиями от Незнайки.

 

I. Слово учителя

            Прозвенел опять звонок,

            Чтоб позвать нас на урок,

            В мир открытий, знаний, света.

Вместе со звонком и я приглашаю вас в новое путешествие в богатый мир русского языка. А вот насколько удачным и интересным будет наш урок, зависит от вашего психологического настроя. Из листочков, которые лежат на ваших столах, выберите тот, что по цвету соответствует вашему настроению.

 

II. Игра «Кто зоркий»

Слайд №2

Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом: звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна…

                                                                                                                      (К.Г.Паустовский)

 

Прочитайте предложение.
Найдите орфограммы, которые «спрятались» в этом предложении.
Сформулируйте вопросы и задайте их классу.
Запишите предложение по памяти, затем проверьте себя.
Есть ли в этом предложении слова с НЕ?
Какое из них является именем существительным? (неясность) Докажите это.
Как будет называться тема нашего урока, если мы начали говорить о Не с существительными? (Правописание Не с именами существительными)
Что же мы должны решить в ней? (Когда Не пишется слитно, когда раздельно)

 

III. Изучение нового материала

1.Составление таблицы (Дети записывают её в справочники, учитель работает на интерактивной доске, используя материал презентации. В результате работы должна получиться следующая таблица).

 

Слайд №3-4

 

Слитно

Раздельно

Не-

Не-

Не …, а

Наличие слов

Невежа

Неправда

Не _ правда, а ложь

Вовсе не _ друг

Невежда

Несчастье

Не _ счастье, а горе

Совсем _ не друг

Неряха

Нездоровье

Не _ здоровье, а болезнь

Ничуть  _ не друг

 

а) Как мы называем глубоко невоспитанного человека, б) малообразованного человека,

 в) неаккуратного, неряшливого человека?

Могут ли эти слова употребляться без НЕ? (Нет)
В состав какой морфемы входит НЕ? (Корня)

Вывод:  НЕ с существительными пишется слитно, если слово без НЕ  не употребляется.

 

Подберите синонимы с НЕ к следующим словам: ложь, беда, болезнь, впишите их в таблицу. Какой морфемой является НЕ? (Приставкой)

Вывод: НЕ с существительными пишется слитно, если слово можно заменить синонимом без НЕ.

 

Подберите антонимы к следующим словам:

не правда, а …
не счастье, а …
не здоровье, а …

      Вывод: НЕ с существительными пишется раздельно, если есть противопоставление с союзом А.

 

Сообщение учителя о раздельном написании НЕ с существительными, если есть слова ВОВСЕ НЕ, СОВСЕМ НЕ, НИЧУТЬ НЕ и т.д.

 

IV. Закрепление

Чтение материала учебника по теме «Правописание НЕ с именами существительными»
Чтение учителем стихотворения

 

Слайд №5

Побывал я однажды в стране,

Где пропала частица не.

Посмотрел я вокруг с доумением,

Что за лепое положение!

Но вокруг было тихо-тихо,

И во всём была разбериха.

И на взрачной клумбе у будки

Голубые росли забудки.

И погода стояла настная,

      И гуляла собака счастная,

      И, виляя хвостом уклюже,

Пробегала пролазные лужи.

Мне навстречу без всякого страха

Шёл умытый, причёсанный ряха.

И навстречу всем утром рано

Улыбалась царевна Смеяна.

Очень жаль, что только во сне

Есть страна без частицы не.

 

Какие слова с НЕ вы здесь встретили? (Ряха, доумение, забудки и т.д.)
Только ли имена существительные встретились здесь? (Прилагательные «лепое», «счастная», «пролазные»).
Какая неточность допущена в стихотворении? (Слова без НЕ не употребляются)
Почему автору «жаль, что только во сне есть страна без частицы НЕ»? (Не было бы людей с недостатками).

 

Синтаксическая пятиминутка

Синтаксический разбор предложения Учение – свет, а неучение – тьма.

(Ученик работает на доске)

 

«Помоги Незнайке»

(Почтальон Печкин приносит  конверт с заданиями)

 

Перепишите предложения, раскрывая скобки, графически обозначая орфограмму.

Слайд №6

 

(Не)везение преследовало меня. (Не)везение, а труд и настойчивость приведут к успехам в знаниях. (Не)везение преследовало меня, но труд и воля помогли добиться успехов в учении.

 

Подскажи словечко

Запишите предложения, заменив подчёркнутые слова синонимами с НЕ.

Слайд №7

 

Рабство для всех горько. Нельзя терпеть ложь.  Болезнь портит настроение. Его не сломило горе. Испытания закаляют характер.

 

Слова для справки: невзгоды, неправда, неволя, несчастье, нездоровье.

 

Найдите ошибки в правописании НЕ с существительными, докажите свою правоту.

Слайд №8

 

Нескромность звучала в его словах, а дерзкая гордость. Добро по указу – вовсе недобро. Ученье в счастье украшает, а в не счастье утешает.

 

V.Обобщение

Чем пополнили вы сегодня багаж своих знаний?
Когда НЕ с существительными пишется слитно, когда раздельно?
С каким настроением вы работали сегодня на уроке? Поднимите один из листочков: если вам было интересно и легко – зелёный, если сложновато и  что-то не поняли – жёлтый, если ничего не поняли и от этого настроение плохое – красный.

 

  VI. Оценивание

 

            Не везение, а труд и настойчивость привели вас к этому успеху. Труд и воля помогут вам добиться успехов в учении. Я желаю вам этого.

 

VII. Задание на дом

Слайд №9

Материал учебника (всем)
Упражнение 219 (дополнить 2-3 пословицами на данное правило)
Сочинить лингвистическую сказку о данном правиле (по желанию)
Подобрать слова с НЕ общего рода, характеризующие человека с положительной и отрицательной стороны (индивидуально)

 

Использованная литература

Богданова Г.А. Уроки русского языка в 6 классе. Книга для учителя. М.: Просвещение 2007 год
Горашова Н.Г.Поурочное планирование по русскому языку к учебнику М.Т.Баранова и др. «Русский язык: 6 класс». М.: Экзамен 2006
Капинос В.И. Сборник заданий для тематического контроля. Русский язык. 6 класс. М.: Интеллект-Центр, 2009
Волина А.И. Учимся играя. М.: Просвещение, 2007


Просмотров: 162 | Загрузок: 40
Автор: Белкина Т.А.
Теги: существительное
Предмет: Русский язык


Похожие образовательные материалы:
Всего комментариев: 0
avatar