Конспект и презентация к уроку русского языка "Обобщение изученного о наречии"

Цель: обобщение изученного о наречии.

Задачи:

образовательные: отработка навыка правописания наречий, подготовка к контрольному диктанту и контрольному сочинению о весне.

развивающие: развитие умения наблюдать необычное в привычном.

воспитательные: воспитание любви к природе, Родине.

Технология: кейс-стади.

Форма работы: групповая, индивидуальная.

Оборудование: проектор, ноутбук.

 

Презентация:

1) Эпиграф к уроку — стихи Н. Заболоцкого о весне.

2) Текст к заданию 1.

3) Проверка выполнения задания 1.

4) Предложения к заданию 2.

5) Проверка выполнения задания 2.

6) Наречия к заданию 3.

7) Проверка выполнения задания 3.

8) Текст к заданию 4.

9) Проверка выполнения задания 4.

10) Наречия к заданию 5.

11) Проверка выполнения задания 5.

12) Текст к заданию 6.

13) Проверка выполнения задания 6.

14) Картина И. Левитана «Весна — большая вода».

 

Ход урока:

 

Презентация (слайд № 1): эпиграф к уроку — стихи Н. Заболоцкого о весне.

 

Вводные вопросы:

1) Что такое наречие?

2) На какие смысловые группы делится наречие?

 

Задание 1

Презентация (слайд № 2): текст к заданию 1.

1) Прочитайте текст (находится на листочках у каждого ученика).

2) Укажите, где в этом тексте наречия. Как вы их определили? Проверка по слайду из презентации.

Презентация (слайд № 3): проверка выполнения задания 1.

3) Чем необычен образ зимы? (литературный приём — олицетворение).

4) Отчего душа счастлива весной? (бурное пробуждение жизни и надежд человека).

5) В чём особенность наречий? (они не изменяются).

6) Разобрать морфологически слова «нечаянно», «безжалостно».

7) Как пишется с наречиями на -о; -е частица «не»? Почему наречие «нечаянно» пишется слитно? (без «не» не употребляется).

 

Задание 2

Презентация (слайд № 4): предложения к заданию 2.

1) Прочитайте предложения, выпишите наречия с «не» и условия выбора орфограммы.

2) Проверьте выполнение задания по слайду презентации. Объясните свой выбор.

Презентация (слайд № 5): проверка выполнения задания 2.

3) Почему в слове «темно» одна буква «н», а в слове «невинно» — две буквы «н»? Разобрать морфологически слова «темно» и «невинно».

 

Задание 3

Презентация (слайд № 6): наречия к заданию 3.

1) Определите, сколько букв «н» пишется в приведённых наречиях в каждом случае.

2) Проверьте выполнение задания по слайду презентации. Объясните свой выбор.

Презентация (слайд № 7): проверка выполнения задания 3.

3) Выполните морфологический разбор наречий из задания.

 

Задание 4

Презентация (слайд № 8): текст к заданию 4.

1) Эти слова вполне могут характеризовать настроение человека или состояние природы, среды. Как такие слова называются? (слова состояния). Найдите наречия и слова состояния в тексте, определите их синтаксическую роль.

2) Проверьте выполнение задания по слайду презентации.

Презентация (слайд № 9): проверка выполнения задания 4.

3) Почему стоит запятая в предпоследнем предложении? (сравнение).

4) Выполните морфологический разбор слова «изредка».

 

Задание 5

Презентация (слайд № 10): наречия к заданию 5.

1) На слайде вы видите 5 групп наречий, по 3 в каждой группе (информация также есть на листочках у каждого ученика). Вам нужно правильно определить, какая буква пишется на конце каждого наречия — «а» или «о».  

2) Проверьте выполнение задания по слайду презентации. Если обвести все ответы «а», то у того, кто всё сделал правильно, получится контур пятёрки.

Презентация (слайд № 11): проверка выполнения задания 5.

 

Задание 6

Презентация (слайд № 12): текст к заданию 6.

1) Все остальные правила зависят от важного умения: не путать наречия с другими частями речи! В нашем тексте могут быть такие слова, которые могут быть и наречиями, и предлогами с существительными, прилагательными. Заполните пропуски в тексте, раскройте скобки, найдите наречия.

2) Проверьте выполнение задания по слайду презентации.

Презентация (слайд № 13): проверка выполнения задания 6.

3) Почему в последнем предложении стоит двоеточие? А запятая?

 

Задание 7

Презентация (слайд № 14): картина И. Левитана «Весна — большая вода».

1) Перед вами картина И. Левитана «Весна — большая вода». Это тоже одно из чудес весны. Его запечатлел великий русский художник И.И. Левитан.

— Что же мы видим на картине? Разлив, синее небо, голые деревья и т.п.

— Что же удивительного увидел художник в прозрачной глади воды? Что в ней отражается? Облака, солнце, деревья. Словно там, в реке, подводное царство сказочного морского владыки. Перевёрнутый с ног на голову мир. Все мы весной немножко сходим с ума: вот и здесь небо в воде, а вода — в небе. А сколько в простом пейзаже весенней безотчётной мелодии, солнца — его нет на картине, но оно даёт тени! Пахнет водой, прелой листвой, слышен шелест ветвей. Холодная синь неба и воды и тепло солнца напоминают о борьбе зимы и весны.

Напишите сочинение-миниатюру (6–7 предложений) по картине, используя наречия. По желанию — чтение сочинений вслух.

 

Источники:

1. Блинов, Г.И. Сборник диктантов по орфографии и пунктуации: 5–9 кл.: Кн. для учителя / Г.И. Блинов, В.А. Антохина. — М.: Просвещение, 2011. — 239 с.

2. Богданова Г.А. Опрос на уроках русского языка: Кн. для учителя: Из опыта работы. — М.: Просвещение, 1995. — 144 с.

3. Машевская Л.В. Данбицкая Л.В. Творческие задачи по русскому языку (Из опыта работы со словом). — СПб.: КАРО, 2003. — 124 с. — (Материалы для специалиста образовательного учреждения).

4. Русова Н.Ю. Как стать грамотным: Руководство по ускоренному овладению навыками правильной письменной речи. — Н. Новгород: ДЕКОМ, 2004. — 160 с.

5. Хазанова А.С. Цвайг Л.В. Русский язык: Практическое руководство: В 2 ч. Ч.2 — М.: ВЛАДОС, 1995. — 224 с.

6. Энциклопедия русской живописи / Под ред. Т.В. Калашниковой. — М.: Олма-Пресс, 2000. — 351 с.; илл.


Просмотров: 134 | Загрузок: 54
Автор: Солдатова М.Е.
Теги: наречие
Предмет: Русский язык


Похожие образовательные материалы:
Всего комментариев: 0
avatar