Конспект и презентация к уроку русского языка "О чём говорят устаревшие слова?"

Цели урока:

Познакомить учащихся с понятием «устаревшие слова»;
выяснить причины устаревания слов в русском языке;
совершенствовать навыки работы со словарём, с текстом;
выяснить, сохранились ли устаревшие слова в современном русском языке.

 

Ход урока.

 

1. Организационный момент. Настрой на работу.

2.Проверка д/з (устно).

Разминка (Слайд2)

 

Учитель:

Словарный состав русского языка непрерывно изменяется: исчезают одни слова, появляются другие.

Отмирание слова происходит не сразу, сначала оно становиться малоупотребительным, а потом и вовсе исчезает. Так среди обиходных слов появляются устаревшие .

Итак, о чём сегодня на уроке пойдёт речь?

Учащиеся:

(Сегодня на уроке речь пойдёт об устаревших словах).

Учитель:

 Сформулируйте тему нашего урока и запишите её в тетради.

Учащиеся:

Тема будет звучать так:

«О чём говорят устаревшие слова». (слайд №3).

Учитель:  Каковы же цели нашего урока?

Учащиеся: формулируют цели урока (слайд №4)

 

4. Знакомство с новым материалом. Приём «Следопыт»

Учащиеся работают с учебником самостоятельно(по вариантам)  по заданию (слайд №5). ,

 

Затем заслушиваем ответы учащихся.

 

5. Тренировочные упражнения. «Переводчики»

(слайд №6, задание 1).
(слайд №7, задание №2)

 

Заочная экскурсия в крестьянскую избу .

Давайте и мы с вами побываем в крестьянской избе.  (Работа с картиной  «В крестьянской избе», работа с толковым словарём С. И. Ожегова.

(слайд №8 -10 ) Работа с текстом

 

Приложение 1

Текст для мальчиков

Долгое время крестьянская изба освещалась лучиной. Она готовилась заранее: длинное поленце расправлялось в печи, потом от него ножом отщипывались тонкие щепки – лучинки. Эти лучинки вставлялись (горизонтально) в специальные подставки, светцы, с расщелинами на верху и поджигались. Под лучиной стояло длинное корытце с водой, куда падали угольки.

(Вл. Волков)

 

Определите тему текста, озаглавьте его.
Объясните с помощью текста лексическое значение слов ЛУЧИНА, СВЕТЕЦ.
Запишите ответ в виде словарной статьи.

 

Текст для девочек

Прялка… В наши дни не каждая девочка знает, что это такое. А в прошлом прялка была в каждом доме – за неё садились уже 6 – 7-летние девочки.

Назначение прялки – превратить лён или шерсть в пряжу. Состоит она из двух частей: донца и гребня (лопатки). На донце, небольшой дощечке, имеется головка, куда и вставляется гребень, на котором укрепляется кудель – ком обработанного льна или шерсти.

Пряха садится на донце, левой рукой вытягивает волокно, скручивает его в нитку, а в правой – вращает веретено, особенным образом вырезанную палочку; на него и наматывается нить.

(Вл.Волков)

 

Определите тему текста, озаглавьте его.
Объясните с помощью текста лексическое значение слов ПРЯЛКА, КУДЕЛЬ, ВЕРЕТЕНО.
Запишите ответ в виде словарной статьи.

 

Задание «Знатоки» (слайд №11)

6. Подведение итогов урока. (слайд №12)

7. Домашнее задание (слайд №13)

8.Выставление оценок учащимся за работу на уроке.

           

9.Рефлексия (Слайд №14)

10. Спасибо за работу на уроке.(Слайд №15)


Просмотров: 240 | Загрузок: 66
Автор: Москвина М.А.
Теги: устаревшие слова
Предмет: Русский язык


Похожие образовательные материалы:
Всего комментариев: 0
avatar