Конспект и презентация к уроку русского языка "Мягкий знак в середине и на конце числительных"

Цель: Познакомить учащихся с орфографическим правилом «Правописание мягкого знака в числительных». Научиться применять его при написании числительных. 

Задачи:

образовательная - познакомить учащихся с написанием мягкого                            знака  в  числительных.

 развивающая   - формировать умение грамотно и правильно писать числительные. развивать мыслительную деятельность ,  культуру речи.

Развитие УУД на уроке.

 воспитательная – через ознакомление с новыми сведениями о числительном воспитывать интерес к родному языку, чувство прекрасного, бережное отношение к природе, чувство милосердия.

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения: словесные, наглядные, практические.

Оборудование:  карточки , индивидуальные листы- тесты, таблица, портативная колонка с мп3 аудиозаписью, мультимедийное оборудование.

 

Ход урока:

Организационный момент.      Приветствие

      Карточкам № 1          (индивидуальная работа с одарёнными и неуспевающими).

(слайд 2 - 3)      а. «По следам домашнего задания»            

У вас на парте находится лист с заданием №1 .Прочитаем текст и задание к нему.

 Выпишите из текста числительные. Работаем по вариантам.

  1вариант                                                                2вариант

    простые                                                               составные

     Насекомые, раки, крабы имеют сложные глаза. В сложных глазах светлячка четыре тысячи шестьсот(4600) фасеток, у обыкновенной мухи не меньше, у стрекозы двадцать восемь тысяч(28000) глазков.

    У медоносных пчел пять(5) глаз: два(2) крупных фасеточных по бокам головы и три(3) простых на макушке. В сложных глазах пять тысяч(5000) фасеток. Простыми глазами пчела определяет силу света.

                       ( По материалам книги Б.Ржевского « Мозаика живых загадок»)

- О чем этот текст?  ( О строении глаз насекомых)

- Определите тип речи   (Описание)

- Определите стиль         (Научный)

 

 б). «Карточка для соседа» (работа в парах):2 теоретических вопроса и 2 практических.  (дома дети готовят вопросы для соседа, задают друг другу и отвечают на поставленный вопрос, оценивают ответ товарища)

                       

III. Объяснение нового материала

1. Создание проблемной ситуации        

Инсценировка

Выходят два ученика, Миша и Коля.

Миша. Коля, почему у тебя нет ошибок на правописание ь в числитель­ных?

Коля (удивленно). А разве ты не знаешь простого правила о правописа­нии ь в числительных? Есть правило: в числительных может быть только один ь: если он есть в середине, то его нет в конце. Посмотри: пятьдесят, шестьдесят, семьдесят - во всех этих числительных ь стоит в середине, следовательно, в конце его не может быть.

Миша (восхищенно). Правильно! И наоборот, ь нет в середине числи­тельных пятнадцать, шестнадцать, семнадцать, потому что он есть в конце.

Коля. Да! Но запомни: это правило относится только к числительным в именительном и винительном падежах. А в других падежах может быть и два ь. Например, пятьюдесятью, шестьюдесятью.

Миша. А я применяю это правило так: на конце слова мягкий соглас­ный - пишем ь на конце (девятнадцать); на конце слова твердый соглас­ный - пишем ь в середине (пятьдесят).

Коля. Ребята, а как вы для себя осмыслили это правило?

 

2. слайд № 5    Целеполагание  

3.  слайд № 6   Работа по таблице 

  - Какой вывод мы можем сделать о правописании ь знака в числительных,  глядя на таблицу?         

4. Работа по учебнику. Стр.148

5.Физкультминутка.

– Ребята, как вы думаете, где чаще всего употребляются числительные.

Считалка.

Раз, два, три, четыре,

Пять, шесть, семь,

Восемь, девять, десять.

Будем в прятки мы играть.

Небо, звёзды, луг, цветы-

Ты пойди-ка, поводи!

- Услышали ли вы числительные, которые использовались в считалке? Назовите. Где пишется ь знак?

6.Закрепление:

Заочная экскурсия в лес.                      

- А теперь закройте глаза, расслабьтесь, дышим ровно и спокойно. Пофантазируйте!

-  Где мы могли бы сейчас очутиться? 

 ( Звучит запись с голосами птиц)

- Где мы? ( В лесу).

- Голоса, каких птиц услышали? ( Соловей, иволга)

- А  сейчас их можно услышать? ( Нет)

- Почему?  (Они улетели на юг)

- Как называют таких птиц?  (Перелетными)

- А каких птиц мы можем увидеть сейчас, зимой? ( Ворону, воробья, синицу и т.д.)

- Как они называются? ( Зимующие)

- Как им живется зимой? (Тяжело)

- Мы можем им помочь? (  Да.  Кормушки сделать )

 - Настоящие друзья природы.

- Ребята,  я предлагаю вам прямо после урока  помочь птицам. Каждый правильный ответ – горсть зерна в кормушку, а на перемене вы подкормите птиц на школьном участке.

 На столе учителя – кормушка,  зерно в чашечке.

(слайд 7)     а) Коллективная работа     (попутно организовывается работа в группе)

    На слайде записаны числа: 18, 35, 585, 81, 750, 926. Учащиеся записывают числа словами в тетрадях, один учащийся - на доске.(восемнадцать, тридцать пять, пятьсот восемьдесят пять, восемьдесят один, семьсот пятьдесят, девятьсот двадцать шесть)

-  Какую еще функцию выполняет Ь? (для смягчения согласных)

Работа в группе ( работа по тексту)  выписать из текста числительные, определить их разряд, вид(простое или составное), написание.               

В прошлом тысячелетии было обнаружено несколько пар альбатросов, считавшихся истребленными, на уединенном островке примерно в 700 километрах южнее Токио. Это уникальное место стали строго охранять. Через 5 лет там стало уже 50 пар. Альбатросы гнездятся не ежегодно. Зато оно живут очень долго, до 80 лет. За кормом для птенца родители летают очень далеко, до 200 километров от гнезда.

(Из журнала «Юный натуралист»)

(слайд 8-13)  Проверка работы в группе

 

 Гимнастика для глаз.1 мин.

Определите, сколько раз употребляется ь в числительных: 1) 1237, 895, 999, 17 108,2) 888, 5 971, 6 606, 767:

а) один раз,
б) два раза,
в) три раза,
г) четыре раза.

(слайд 14) Карточка №3.    Индивидуальный лист   

Проверка работ – сверить свою работу с ответами на слайде, оценить себя.

7. (Слайд 15) Рефлексия.

- с какой частью речи мы работали весь урок?

- что нового узнали на уроке?

- Какова  была цель  урока? Мы ее достигли?

- Чему научились?

- Что вам больше всего понравилось?

8. Итоги урока, оценки

(слайд 16) Д/з.:1) п.61, Упр. 355

        2) «Карточка для соседа»

        3)Индивидуальное : .  Найти во фразеологическом словаре 10 фразеологизмов с разными числительными, объяснить их написание.

 

Написание синквейна. (Резерв)

1 вариант -  числительное,                      2 вариант – мягкий знак. 

Числительное

Количественное, порядковое

Склоняется, изменяется, считается,

С интересом нами изучается

Занимательное

 

Мягкий знак

Конечный, серединный

Заканчивает, смягчает, пишется

На конце числительных 5-20,30 и в середине  от 50до 80 и от 500 до 900

ЕРЬ


Просмотров: 379 | Загрузок: 69
Автор: Юдина Т.А.
Теги: числительное
Предмет: Русский язык


Похожие образовательные материалы:
Всего комментариев: 0
avatar