Конспект и презентация к уроку русского языка "Как исправить текст с неудачным повтором"

Цель урока:

учить учащихся видеть речевые недочёты в тексте, формировать умение редактировать тексты с неудачным повтором;
развивать умение анализировать текст с экспрессивным повтором и тексты с повторами-недочётами;
воспитывать чувство ответственности за произнесённые слова, умение работать в группе

 

                               Ход урока

 

Беседа с учащимися.

 

Работу на уроке я хочу начать  словами поэта серебряного века К.Бальмонта.

Выразительно прочтите стихотворение, ответьте на вопросы.

 

Я – внезапный излом.

Я – играющий гром.

Я – прозрачный ручей.

Я для всех и ничей.

- В чём особенность четверостишия Бальмонта?

- Какое средство выразительности использует автор? (лексический повтор)

- С какой целью использован лексический повтор? (путём повторения слова в тексте выделяется наиболее значимое слово, которое является ключевым)

 

II. Работа с текстами.

 

- Но всегда ли повтор оправдан?

Давайте познакомимся с текстами.

1. Ко мне на день рождения пришли подруги. Сначала я угостила подруг чаем с пирожными и конфетами. Потом мы посмотрели очень интересный фильм «Леси». Когда фильм кончился, мы начали танцевать. Когда нам надоело, мы стали играть в школу.

   Когда некоторые гости начали расходиться по домом, то те, за кем ещё не пришли родители, решили попеть.

                                Г.Троепольский

2. 2.Солгать – это значит сказать не то, что есть на самом деле. Люди, которые лгут, почему-то думают, что ложь принесёт им пользу. Но всегда оказывается, что ничего, кроме вреда, ложь не приносит. Ведь человек, попавший на лжи раз, и другой, и третий, скоро прослывёт лгунишкой, и никто больше не будет верить даже тогда, когда он скажет правду. А рано или поздно любой, даже самый искусный лжец непременно попадётся, потому что правду скрыть невозможно.

                             Д.Родари

- В каком из данных текстов повтор неудачен?

- Почему неудачен повтор в первом тексте? (речь однообразна, монотонна. Создаёт речевые недочёты)

- Во втором тексте повтор усиливает, подчёркивает самое главное, важное в высказывании, его основную мысль.

 

III. Формулировка урока. Целеполагание.

 

- Как вы думаете, чему сегодня вы  должны научиться на уроке? (научиться исправлять текст с неудачным повтором)

- Какова цель нашего урока исходя из темы? (найти способы исправления текста с неудачным повтором)

- Следовательно, мы должны узнать: Что необходимо предпринять, чтобы избежать неоправданный повтор.

 

IV. Работа с учебником. Работа в группах.

 

Прочитайте текст упр.287 Э.Шима. Ответьте на вопрос «Как автору удалось избежать повторения слов?»

(автор использует такие приёмы, как пропуск слов, использование однокоренных слов)

- Да, автор исключает лишнее слово, несколько предложений объединяет в одно с однородными членами.

 

Работа в группах.

Задание: прочитать тексты, устранить неоправданные повторы; составить памятку «Как устранить повтор – недочёт».

 

В результате групповой работы учащиеся создают памятку, коллективно обсуждается результат проделанной работы, которая видна на слайде.

 

V. Слово учителя.

 

Кроме рассмотренных нами средств избежания неоправданного повтора, есть ещё приёмы. Давайте их определим:

 

В лесу мы увидели лося. Сохатый шёл впереди вдоль опушки и никого не боялся.
Ольга бежала навстречу ветру. Она была счастлива.

- Какой вывод можно сделать? (Избежать неоправданный повтор помогают синонимы и местоимения)

- Допишите в памятку

 

VI. Редактирование.

 

-Устраните повторы путём подбора синонимов и местоимений.

1. Устно.

Заменить повторяющееся слово местоимением.

 

Заменить повторяющееся слово синонимом.

Письменная самостоятельная работа. Упр. 295

 

VII. Итоги урока. Рефлексия.

VIII. Домашнее задание: Продолжить текст. Упр. 292


Просмотров: 259 | Загрузок: 57
Автор: Белкина Н.В.
Теги: текст
Предмет: Русский язык


Похожие образовательные материалы:
Всего комментариев: 0
avatar