Конспект и презентация к уроку русского языка "Имя существительное"

Цель: Обобщение и систематизация знаний, умений и навыков обучающихся по теме «Имя существительное»

Задачи:

Повторить и обобщить  знания учащихся об  имени существительном как часть речи.
 Коррекция и развитие аналитико-синтетической деятельности мышления на основе обобщения и систематизации знаний, формирование навыка внимательного письма.
Воспитывать мотивацию  путем применения занимательных заданий, любовь к русскому языку.

Тип урока: обобщение знаний
Форма урока: игр

             VIII.  Формы работы учащихся:

     индивидуальная;
     фронтальная;
    самостоятельная работа;
     работа в парах.

            IX. Оборудование:

          1.Магнитная доска

          2. Мультимедийный  проектор

          3. Экран

          4.Карточки с заданиями.

          5.Карточки с тестом.

          6.Презентация.

          7. Компьютер.

 

10. Ход урока:

 1. Орг.момент. (психологический настрой).

Добрый день, ребята! Меня зовут Светлана Ивановна. У нас сегодня не совсем обычный урок. Для того, чтобы он прошёл удачно, мы создадим настроение: поддержим друг друга доброй улыбкой: я улыбнусь вам, вы улыбнитесь друг другу, и все улыбнулись гостям.

 

 2.Введение в тему.

Сегодня у нас необычный урок – урок-игра - путешествие. И совершим мы это удивительное путешествие … в Галактику «Имя Существительное».

Слайд №1

 

В него отправится  экипаж знатоков русского языка. Капитаном экипажа являюсь я. Ваша задача оценивать свою работу при помощи звёздочек. На столах у вас есть маленькие звездочки, они обозначают оценку:  желтый цвет –«3», синий цвет –«4», красный цвет –«5» При выполнении  каждого задания вы должны оценить свою работу  поднять соответствующую звезду.  Прежде чем отправиться в путешествие, нужно подготовить свои космические корабли. Откройте свои бортовые журналы, запишите сегодняшнее число и тему урока «Путешествие в Галактику «Имя Существительное»

Путешествие – дело довольно трудное, допускаются к нему только здоровые люди. Поэтому вам необходимо получить допуск к полету – пройти контроль состояния своего здоровья: Вам было задано домашнее задание творческого характера : подобрать пословицы и поговорки о здоровом образе  жизни , нарисовать к ним рисунок и проанализировать.  

Если хочешь быть здоров - закаляйся.
Здоров будешь - все добудешь.
Здоровье дороже богатства. 
Здоровье дороже денег, здоров буду и денег добуду. 
Здоровье дороже денег. 
Здоровье не купишь - его разум дарит. 
Курить - здоровью вредить. 
Чистота - залог здоровья. (поднять звезду)

Вы молодцы, у вас отличное здоровье!  Все допущены к полету!

А.Скрябин «Соната №3» http://artofpiano.ru/person.php?p=barenboim

И вот мы уже направляемся к Галактике, перед нами звездное небо. Но чтобы не заблудиться во время космического путешествия, нам нужна карта. Слайд №2

Во время нашего путешествия мы побываем с вами на многих планетах и звездах Галактики «Имя Существительное»: «Грамматическая», «Шифровочная», «Экспериментальная» и   «Орфо». Чтобы попасть в Галактику, нужно пролететь сквозь Звездные врата. Слайд №3

Не всех  пропускают через них, а только самых смелых, отважных, а главное – знающих. Вам необходимо ответить на вопросы .

Какая часть речи называется именем существительным?
Какова синтаксическая роль имени существительного в предложении?
Чем отличается имя существительное от имени прилагательного?
Когда пишется –ь  у существительных после шипящих?

Учитель: Итак, вы получили разрешение пройти через Звездные врата и очутились в открытом космосе. Перед нами первая планета  «Грамматическая»

Задание №1:  Прослушайте текст песни, выпишите имена существительные и укажите их склонение.

Песня «Земля в иллюминаторе» http://www.audiopoisk.com/track/zemlane/mp3/zemla-v-illuminatore/

 

Земля, иллюминатор, сын, мать, звезда, затмение, сон, рокот, космодром, синева, трава

(поднять звезду)

 

Задание №2. Распределить  имена существительные в три колонки: только множественное число, только единственное число, две формы.

(карточки , 3 уч. у доски)

Сахар, сани, мышцы, ножницы, молодёжь, молоко, шорох, дрожжи, темнота, праздники, грабли, цифры.

Какие продукты вы взяли с собой в космическое путешествие? Назовите имена существительные, их обозначающие.

Поднять звезду

 

Задание № 3. Слайд №4

Назовите  имена существительные в форме родительного падежа множественного числа: (устно)

яблоко, место, чулок, носок,  мандарин, апельсин, туфля, дело

 

                 Поднять звезду

 

                  Нас принимает планета «Экспериментальная».

            Задание №6. Угадайте слово по его составу:

                      Слайды №5,6,7

В списке вы мой обнаружите корень,
Суффикс в собрании встретите вскоре,
В слове рассказ вы приставку найдёте,
В целом – по мне на уроки пойдёте. (Расписание)

Корень тот же, что и в слове сказка,
Суффикс тот же, что и в слове извозчик,
Приставка та же, что и в слове расход.(Рассказчик).

Корень мой находится в цене.
В очерке найди приставку мне.
Суффикс мой в тетрадке все встречали.
Вся же – в дневнике я и в журнале. (Оценка.)

Поднять звезду

 

Немного устали, путешествуя по Галактике. А сейчас выход в открытый космос. Покажите, как вы себя будете вести там. 

Физкультминутка

если услышите существительное 1 склонения, руки поднимем вверх, 2 склонения – хлопок, 3 приседаем:

Дорога, солнце, пятёрка, дождь, верность, молодёжь, книга, учебник, тишина, школа, мармелад, тишь.

Электронная гимнастика для глаз  Слайд №8,9,10

Планета «Шифровочная».

Жители этой планеты очень хитры и коварны. Они любят обманывать и запутывать путешественников. Игра «Шифровка»  на карточках

 Атеналп - Планета

Ыдзёвз - Звёзды

Ецнлос - Солнце 

Анул - Луна

Акиткалаг-Галактика

                                                              Поднять звезду

 

Мы приближаемся к планете” Орфо".

 Письмо

Мы нашли письмо. Его оставили нам марсиане .  Но в этом письме очень много ошибок. Исправьте их. 

 

В долекой древносте люди замичяли на начьном неби протинувшуюся через весь небо свод бледную свитящуюся паласу. Она напоменала им пролитое малако. По лигенде, в этом заслуга Геры, спускавшейся на Землю. Свитящуюся паласу назвали Млечным Путем. Благодаря наблюдениям галилея, стало извесно, что Млечный Путь - это множество долеких и потому неярких звезд. Они и сливаются в одно тусклое свичение. Такую систему назвали галактикой. Морфологический разбор (Задание на карточке)

-взаимопроверка

- Словарная работа

В данном тексте вам встретится незнакомое слово: - - - Галактика (Значение слова объясняется по словарю)

Галилей (портрет, о нём). Известный Астроном . первый соорудил телескоп и множество космических открытий.

Поднять звезду

 

Задание №8. Тестирование         

 

Какого признака нет у существительного:

 

А) рода

Б) числа

В) падежа

Г) времени

 

2. Имя существительное не изменяется по:

 

А) родам

Б) числам

В) падежам

Г) склонениям

 

3. Найдите существительные 1 склонения:

 

А) тенью

Б) полотенцем

В)  семьей

Г) стол
 

        4.Укажите существительные, которые имеют форму только множественного числа:

 

А) вермишель

Б) такси

В) фальшь

Г) пальцы

 

5. Укажите существительные, в которых пишется окончание И:

 

А) у дорог..

Б) о книг…

В) в сумк…

Г) о песн…

 

6.В каких существительных нужен Ь:

 

А) нет крыш..

Б) мощ..

В) камыш…

Г) полноч…

Слайд № 11-проверка на слайде

                                                                                Поднять звезду

Возвращение на Землю.

Ну что ж, пришло время покидать Галактику «Имя Существительное» и отправляться домой. Нам снова нужно пролететь “Звездные врата”.Слайд №12

 Вспомните ,какие задания вы выполняли сегодня на уроке?

 Дети перечисляют.

Домашнее задание: Мы снова вернулись на землю . И домашним заданием будет  написание сочинения на тему «Космическое путешествие» , используя слова , с которыми  мы познакомились  на уроке.

 

Оценки.

Рефлексия : Оцените наш урок , свою работу , подняв звезду

 

        Методическая литература:

1. Толковый словарь С.Ожегова

2. Сборник тестовых заданий. Баталова В.К., Катков Е.Г. Москва «Интеллект - центр»,2005г., 9 с.

 3. Угроватова Т.Ю. Подсказки на каждый день: русский язык на уроке в 6 классе: универс. рабочая тетр. Тетрадь 2. - М.: ВЛАДОС, 19995. - 120 с.

 

Интернет – ресурсы:

1.ЗАВУЧ.ИНФО

               http://www.zavuch.info/

2. http://artofpiano.ru/person.php?p=barenboim

3. http://www.audiopoisk.com/track/zemlane/mp3/zemla-v-illuminatore/

 

Самоанализ урока.

Тип урока – игра- путешествие.

 Урок построен в соответствии с программными требованиями, находится во взаимосвязи с последующим и предыдущим уроками, т.к. они объединены в общий раздел.

 

Цель урока:

Обобщение и систематизация знаний, умений и навыков обучающихся по теме «Имя существительное»

На уроке решались следующие задачи:

Задачи:

Повторить и обобщить  знания учащихся об  имени существительном как часть речи.
 Коррекция и развитие аналитико-синтетической деятельности мышления на основе обобщения и систематизации знаний, формирование навыка внимательного письма.
Воспитывать мотивацию  путем применения занимательных заданий, любовь к русскому языку, творческие способности.

Использовалось следующее оборудование:

1.Магнитная доска

2. Мультимедийный  проектор

3. Экран

4.Карточки с заданиями.

5.Карточки с тестом.

6.Презентация.

В соответствии с типом урока была предусмотрена следующая структура урока:

 

План урока:

I. Организационный момент.

 

II. Введение в тему

 

III.Проверка домашнего задания.

 

IV Основной этап урока.

1. Постановка темы урока.

2. Путешествие по планетам

 3.Словарная работа.

4.Физкультминутка.

5. Самостоятельная работа

 

V.Подведение итогов урока.

1. Проверка полученных знаний. Тестирование.

2. Итог урока.

3. Рефлексия.

4. Домашнее задание.

5. Оценка деятельности учащихся.

 

На уроке были использованы

методы    

словесные - беседа на этапе самоопределения,  при подготовке к активной  познавательной  деятельности.

наглядные  - при подготовке к активной познавательной деятельности, при выводах урока, на основном этапе  - как сопровождение.

практические:

самостоятельная работа  - работа с карточками, работа с тестами.

проблемно-поисковый метод  - при выполнении самостоятельной работы  с текстом.

метод контроля  - при самопроверке  и самоконтроле   при выполнении заданий.

Формы познавательной деятельности:

 групповая (работа парами),  коллективная,  индивидуальная.

Задействованы на уроке наглядные, технические, дидактические средства обучения.

 

 Все эти методы, формы и средства помогали осуществлению триединой дидактической задачи.

   Содержание учебного материала и виды работы, используемые на уроке, были направлены на поддержание познавательной активности учащихся на протяжении всего урока.

    Требования к современному уроку включают в себя обязательное использование информационных технологий. Поэтому была создана компьютерная презентация.

     На уроке осуществлялась тесная  метапредметная  связь.  Введены в урок дополнительные сведения   о мире космоса .      

 Учитывая психологические и возрастные особенности детей, в основной этап урока  были включены здоровье - сберегающие технологии : физкультурная пауза, смена видов деятельности.

    С воспитательной точки зрения урок способствовал формированию у детей интереса к изучению русского языка, к изучению окружающего мира,умению работать в коллективе.

   На уроке реализованы поставленные цели и задачи.


Просмотров: 274 | Загрузок: 73
Автор: Зайцева С.И.
Теги: существительное
Предмет: Русский язык


Похожие образовательные материалы:
Всего комментариев: 0
avatar