Конспект и презентация к уроку русского языка "Имя числительное"

Цели урока: (слайд 2)

Повторить изученное об имени числительном, его правописание и склонение в устной и письменной речи;
Обратить внимание учащихся на роль числительных в речи;
Закрепить навыки употребления числительных в речи;
Обогащать словарный запас учащихся.

( слайд 3)

[Этапы урока:]

Вступительное слово учителя
Фронтальный опрос
Выполнение тренировочных упражнений
Творческая работа
Подведение итогов, домашнее задание

 

Вступительное слово учителя.

Имя числительное -  сравнительно молодая часть речи. Вы впервые узнали о ней в 6 классе. Но до этого пользовались числительными в быту, на улице, на уроках математики, употребляя термин число. Мы записали дату. Какое числительное мы при этом использовали? Охарактеризуйте его.

 

Лингвистическая разминка.               (слайд 4)

Ребята, сегодня на уроке русского языка мы займёмся… МАТЕМАТИКОЙ!

Задание: запишите примеры словами.

 

[С 864 сложить 211 К 1,82 прибавить 3,2 От 999 отнять 444]

                          (Правильно проговариваем)

 

Число или слово?                          (слайд 5)

Записать предложение (числительное словами)

Высота горы Эльбрус на Кавказе – 5642 метра.

Как легче записать словом или числом?

Пять тысяч шестьсот сорок два – 25 знаков!

5642 – 4 знака!

4. Выборочный диктант.                           (слайд 6)

Выпишите имена числительные. Определите их разряд.

 

И на пир веселый тот

Царь одиннадцать зовет

Чародеек молодых;

Было ж всех двенадцать их;

Но двенадцатой одной,

Хромоногой, старой, злой,

Царь на праздник не позвал.

Отчего ж так оплошал

Наш разумный царь Матвей?...

 

5. Теоретический срез.   (слайд 7)                                             

 

  1.Что такое имя числительное?

2.На какие две группы делятся числительные?

3.Назовите разряды количественных числительных.

4.Чем отличаются простые числительные от составных?

5.Как склоняются порядковые числительные?

6.Как склоняются дробные числительные?

7.Как склоняются составные количественные числительные?

8.Какие числительные имеют только две падежные формы?

9.В каких числительных пишется ь в середине?

 

6. Задание на «соображание».                 (слайд 8)

От количественных числительных образуйте порядковое и собирательное.

Два….

Семь…

Тридцать пять…

 

7. А теперь немного отдохнём.                (слайд 9)

( о различных мерах измерений)

Это интересно…

Миля -  1, 6 км

Пуд – 16, 4 кг

Один золотник – 4, 266 г

Баррель нефтяной – 159 л

 

8. А теперь давайте поиграем в игру «Угадай часть речи»

                                   (слайд 10)

 

Значение числа, кроме числительных, могут иметь и другие части речи. Числительные можно записать словами и  цифрами, а другие части речи только словами.

Определите части  речи:

 

Тройка(за ответ),три(товарища),трехместный(корабль),утроить(усилия).

Сотый(по списку),сто(деревьев),столетний(дуб).

(Новенький) пятак, стал (пятиклассником),(громадная)пятерня,

Пять(секунд),пятый(день),пятиэтажный(дом)

 

9. Лексическая работа.                (слайд 11)

 

Назовите различные части речи, содержащие числительное ОДИН(ЕДИН).

 

10. Морфологическая работа.                    (слайд 12)

Сделайте морфологический разбор указанного имени числительного.

 

В середине семнадцатого века население земного шара составляло 545 миллионов человек.

 

11. Творческая работа по развитию речи.               (слайд 13)

Давайте вспомним

пословицы, поговорки, фразеологизмы, включающие числительные

 

12. Тестирование. А теперь давайте выполним такой вид работы как тестирование в качестве подготовки к ГИА, так как ГИА проходит именно в форме тестирования.

                                      (слайды 14-17)

I. Укажите правильный вариант определения имени числительного как части речи:

слова, обозначающие числа;
2) часть речи, которая обозначает число, количество предметов и порядок их при счете;
3) слова, отвечающие на вопросы сколько? и как много?;
4) часть речи, которая обозначает количество предметов, число, а также порядок предметов при счете и отвечает на вопросы сколько? и какой?

 

II. Определите, какой частью речи является слово три в предложениях:

1) Теперь три морковь для борща! и 2) У меня три карандаша:

а) существительным;
б) числительным;
в) глаголом.

III. Определите синтаксическую роль числительных в предложениях:

1) У семи нянек дитя без глазу и 2) Семь – нечетное число:

а) подлежащее;
б) сказуемое;
в) дополнение;
г) обстоятельство.

IV. Укажите имена числительные в следующем ряду:

    1) тройка,
2) тройник,
3) три,
4) трилогия.

 

V. Укажите «лишнее» в данном ряду:

    1) пятитомный,
2) пятитысячный,
3) пятый.

 

VI. Укажите верное написание:

Шестьюстами восемьюдесятью пятью,
О девяностах девяти,
Трёмстах восьми.

 

VII. Найдите неверную форму употребления:

   1) четверо друзей,

   2) троих девочек,

   3) десятеро медвежат.

 

13. Подведение итогов урока.                         (слайд 18)

Итак, давайте подведем итог нашего урока. Что такое имя числительное? Какие разряды числительных вы знаете? Как изменяются имена числительные? Что вы знаете о правописании числительных? На что надо обращать внимание при употреблении числительных, чтобы вас считали культурным человеком?

 

14. Домашнее задание.                  (слайд 19)

Составить прогноз погоды на завтрашний день, используя имена числительные.

 

Приложение. Тестирование.

I. Укажите правильный вариант определения имени числительного как части речи:

слова, обозначающие числа;
2) часть речи, которая обозначает число, количество предметов и порядок их при счете;
3) слова, отвечающие на вопросы сколько? и как много?;
4) часть речи, которая обозначает количество предметов, число, а также порядок предметов при счете и отвечает на вопросы сколько? и какой?

 

II. Определите, какой частью речи является слово три в предложениях:

1) Теперь три морковь для борща! и 2) У меня три карандаша:

а) существительным;
б) числительным;
в) глаголом.

III. Определите синтаксическую роль числительных в предложениях:

1) У семи нянек дитя без глазу и 2) Семь – нечетное число:

а) подлежащее;
б) сказуемое;
в) дополнение;
г) обстоятельство.

IV. Укажите имена числительные в следующем ряду:

    1) тройка,
2) тройник,
3) три,
4) трилогия.

 

V. Укажите «лишнее» в данном ряду:

    1) пятитомный,
2) пятитысячный,
3) пятый.

 

VI. Укажите верное написание:

Шестьюстами восемьюдесятью пятью,
О девяностах девяти,
Трёмстах восьми.

 

VII. Найдите неверную форму употребления:

   1) четверо друзей,

   2) троих девочек,

   3) десятеро медвежат.

 

Ответы:

I - 4

II – 1в, 2б

III – 1в, 2а

IV – 1, 3

V - 3

VI - 1

VII - 2


Просмотров: 205 | Загрузок: 50
Автор: Кобзева М.Н.
Теги: числительное
Предмет: Русский язык


Похожие образовательные материалы:
Всего комментариев: 0
avatar