Конспект и презентация к уроку русского языка "Глагол. Контроль знаний"

Предмет «Русский язык» на тему «», предмет по выбору «Культура речи» в 10 классе на тему  «». А

базовый учебник – Сабитова З.К., Жубаева Ф.Х.  Русский язык: Учебник для 10 классов общественно-гуманитарного направления общеобразовательных школ.- 2-е изд., перераб. – Алматы: Издательство «Мектеп», 2006. – 360 с. § 32-36, с.165-196.

методическое руководство - Сабитова З.К., Жубаева Ф.Х. Русский язык: Методическое руководство: Пособие для учителей 10 классов общественно-гуманитарного направления общеобразовательных школ. Алматы: Мектеп, 2010. – 280 с. §27-28, с.123 – 131.

дидактические материалы – Сабитова З.К., Жубаева Ф.Х. Русский язык: Дидактические материалы: Учебное пособие для 10 классов общественно-гуманитарного направления общеобразовательных школ – 2-е изд. – Алматы: Мектеп, 2010. – 176. §24-25, с.51-55.

Данный урок – урок с использованием ИКТ, приемов ____Приложение к уроку  – презентация, выполненная учителем. Урок  имеет большое воспитывающее и развивающее значение, большое внимание уделено здоровому образу жизни. Учащиеся учатся мыслить, говорить, отстаивать свою точку зрения, добывать знания, работать в парах.
Полное описание разработки:

приобретаемые навыки детей:

отработка навыков орфографической зоркости, расширение словарного запаса учащихся, связанных лексической темой «Сорт»; работа со словарями, работа с лингвистическими  терминами, самостоятельное целеполагание, работа в парах, самостоятельный поиск и обработка информации, контрольное тестирование, самооценка, формулировка выводов.

особенности роли учителя:

старший товарищ, вдохновитель, помощник.

технологические особенности:

универсальные ресурсы Интернет, компьютер, проектор, интерактивная доска, презентация, фотоаппарат  Canon, дидактический материал – для учащихся, карта отслеживания эффективности урока, рабочий лист урока для учителя и учащихся класса, буклет, корзина с мячами, высказывания о спорте,  книжная выставка…

организация работы:

оргмомент, целеполагание, словарный диктант и его проверка, беседа,работа над основным материалом – глагол, расширение культурного словаря учащихся, подведение логического итога, оценивание работы учащихся за урок, домашнее задание.

цель урока:

образовательные цели:

обеспечить усвоение нового материала; дать представление о группах иноязычных слов в русском языке;
расширить представление о морфологических признаках глагола;
научить определять функции  глагола в речи, художественной литературе;
пополнить словарный запас учащихся новыми заимствованными словами;
повторить орфограммы и пунктограммы, встречающиеся в упражнениях.

             воспитательные цели:  воспитывать чувство патриотизма через любовь к  языку: чувство ответственности за свой язык

            развитие компетентностей:  расширить словарный запас учащихся, подвести учащихся к созданию творческой работы.

приложение:  графические, аудио, фотоматериалы, презентация к уроку,  музыкальное оформление…

 

 КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ на изучаемую тему – 2 часа, № __ урока по календарному планированию.

ФОРМА УЧЕБНОЙ РАБОТЫ – классно-урочная.

ТИП УРОКА –

урок – комбинированный (дидактическая цель достигается путем решения следующих основных задач: усвоение не только новых понятий, но и способов действия, формирование системы знаний и способов самостоятельной поисковой деятельности);
урок – применения и совершенствования знаний и умений (дидактическая цель достигается путем решения следующих основных задач: усвоение не только новых понятий, но и способов действия, формирование системы знаний и способов самостоятельной поисковой деятельности).

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ - информационные, иллюстративно-объяснтельные, наглядные методы обучения, поисковый, аналитическая беседа, сообщение учащихся, прием «Верные – неверные утверждения», Органайзер, лексическая работа, тесты.

СИНТЕЗ – русский язык– литература – информатика – ИЗО – физическаякультура – математика – английский язык.

ВНУТРИПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ– лексика – орфография –орфоэпия – синтаксис.   

ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ – повторить теоретический материал о глаголе; вспомнить названия видов спорта, связанные с мячом.

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ – подобрать информацию об известныхкомментаторах спортивных состязаний, тренерах, спортсменах; из истории олимпиад; подобрать материал для физкультминутки – материал подготовить в программе PowerPjint, мр3; выступление с сообщением подобранной информации  на уроке до 2-х минут.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕКУРОКУ – повторить:

§37, 40, 42 – 5 класс (слово и его значение, синонимы, антонимы, культура речи);

§27, 28, 31, 32 – 6 класс (однозначные и многозначные слова, омонимы, синонимы, фразеологические обороты),   §32-36, 165-196 с. – 10 класс (глагол);

выполнить индивидуальное задание по карточке.             

Триединая цель урока:

Совершенствование знания в области  морфологии и лексикологии.
Развитие орфографической зоркости,  монологического ответа, логического и аналитического мышления.
Развитие коммуникативных качеств учащихся. Воспитание нравственных качеств.

 

СТРУКТУРА   УРОКА

 

СОДЕРЖАТЕЛЬНО-СМЫСЛОВЫЕ БЛОКИ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

1.

ОРГМОМЕНТ

Проверяет готовность учащихся к  уроку.
Приветствует.

 

Создает эмоциональный настрой на урок.
Проводит разминку  –«Поприветствуем  друг  друга».

Можно данное приветствие провести под музыку. Получится быстрее, позитивнее.

Т.к. класс маленький, упражнение не занимает  много времени.  Можно это упражнение сделать до звонка за 1-2 минуты.

В.

СДАЧА  РАПОРТА

- Учитель сдает рапорт учителю физкультуры и просит открыть спортивные состязания.

 

Г.

ВЫНОС  ФЛАГА

- Учащимся, достигшим высоких результатов по русскому языку А.М., по литературе Т.Е. спортивный флаг вынести.

 

ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ

 

ВЫРАБОТКА РАБОЧЕЙ СТРАТЕГИИ УРОКА,  ДЕВИЗА

 

Нам необходимо выработать рабочую стратегию. Предлагаю: проявить интерес и потребность к получению знаний.
Предложите девиз урока…

-   Напутствие ученикам:…

Б.

ЗНАКОМСТВО  СО  СТРУКТУРОЙ  УРОКА

 

Настраивает  на  работу.
Знакомит со структурой урока.
Проводит параллель с ранее изученным материалом.
Развивает логическое и образное мышление учащихся.

 

Организует беседу по уточнению записанного на доске.

Активировав футбольный мяч, по щелчку будут появляться этапы  урока, которые учитель дополнительно очень кратко прокомментирует.

В.

УЧИМСЯ  ПРОГНОЗИРОВАТЬ

 

ДИАГРАММА ПРЕДПОЛАГАЕМЫХ  РЕЗУЛЬТАТОВ

Учитель предлагает  вычертить  диаграмму предполагаемых результатов.

Учащимся заранее розданы листы, на которых изображена ось координат и указаны этапы урока.

Учащимся необходимо определить самостоятельно  свой уровень знаний по предлагаемым теоретическим и практическим вопросам, оценив их от  0 до 100%.

Учитель объясняет, как построить диаграмму,  демонстрируя слайд  и поочередно активируя следующие выноски:

 

В течение  урока учащиеся выставляют себе оценки и вычерчивают диаграмму полученного результата.

Г.

ВЫВОД

 

Учитель формулирует вывод.
 
Активизирует мыслительную деятельность, используя цитату и рисунок.

Д.

ВЫЗОВ  ИНТЕРЕСА

 

ПОВТОРЕНИЕ ТЕМЫ «ГЛАГОЛ»

 

«ДА – НЕТ»

Проводит опрос.

Слово учителя.

Вопросы на повторение теории.

После быстрого прочтения вопроса учителем, учащиеся должны дать ответ сразу.

Учащиеся отвечают по цепочке с рабочего места.

Если учащиеся дали ответ ДА, то надо активировать мяч с пометкой ДА

Если учащиеся дали ответ НЕТ, то надо активировать мяч, с пометкой НЕТ.

Если ответ верный, то в центр мишени попадет стрела, если ответ дан неправильный, то стрела упадет вниз.

 

Работа  над

цитатой-выводом

- Как вы понимаете следующее выражение?

- Можно ли сказать, что иллюстрация не соответствует данному выражению?

- Объясните знаки препинания в данном предложении.

 

ЛИНГВИС-ТИЧЕСКАЯ  РАЗМИНКА

 

Объяснительный словарный диктант

 

Учитель - ставит задачу перед учащимися. Знакомит с целью и задачами данного задания.

 

ЗАДАНИЕ

РАБОТА  В  ГРУППАХ

Вставьте пропущенные буквы. Если возникнет трудность, то обратитесь к орфографическому словарю.

 

В работе дан ответ пропущенных орфограмм и объяснено лексическое значение  слов.

Учащиеся получают рабочие листы урока, в которых даны все задания (упражнения, предложения), над которыми будут работать на уроке.

 

Проверяем сразу после диктанта, комментируя правописание каждого слова

 

А.

ПОВТОРИТЕЛЬНО-ОБОБЩАЮЩАЯ

БЕСЕДА

Учитель задает вопросы, выслушивает ответы.

Учитель зачитывает вопрос.
Ученики дают ответ.

 

Чтобы появились на слайде футбольные мячи, щелкните по слайду в любом месте.
Активировав футбольный мяч, появляется вопрос для учащихся.

 

Б.

БУКВЕННЫЙ  ДИКТАНТ

 

Если учащиеся правильно вставили пропущенную букву, то буква, которую активировали, займет свое место в слове и баскетбольный мяч попадет в корзину.
Если допустили ошибку, то буква окрасится в черный цвет.

 

В.

ОБОБЩЕНИЕ

Учитель демонстрирует алгоритм запоминания правописания Е-И в корнях с чередованием.

 

При необходимости задает дополнительные вопросы.

Чтобы получить ответ, необходимо активировать сетку с мячами.
Чтобы продолжить изучение новой темы, надо активировать данный значок.

 

Под данным значком находится информация о параграфе, который необходимо повторить

 

ИЗУЧЕНИЕ
НОВОГО МАТЕРИАЛА

Слово учителя

- Обратите внимание на правописание таких корней как: -ЖЕГ-, -ЧЕТ-,
-БЛЕСТ-, -СТЕЛ-.

- Что общего можно заметить в правописание данных корней и корней
-бер-, -пер-…?

- Итак, с каким новым правилом вы познакомились на уроке?

 

А.

ВЫБОРОЧНЫЙ ДИКТАНТ

МАТЕМАТИЧЕСКИЙ   ДИКТАНТ

 

Учитель дает задание,  следит за ходом и временем выполнения.

 

ЗАДАНИЕ.

Отметьте цифры слов, в которых пишется гласная И.

           Активировав данный значок одним щелчком,  получим ответы на задание.  
Второй щелчок по объекту скроет строку с ответами. 

 

Б.

мостик

 

В.

ОРГАНАЙЗЕР

- Назовите известные виды спорта, в которых одним из спортивных предметов является мяч, и запишите данные слова в тетрадь.

 

Г.

СЛОВАРНАЯ РАБОТА

Развитие  кругозора учащихся

Дает задание с пояснениями.

Что вы знаете об этом спорте?

Обратившись к словарю иностранных слов, выясните  происхождение демонстрируемых слов.

Запишите данные слова в рабочий словарь.

 

Д.

ПРОВЕРКА  ДЗ

ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

Учитель предоставляет возможность учащимся ознакомить одноклассников  с творческими  работами.

 

Подводит  итоги.

 

РАБОТА    НАД СЛОВОМ

- Как вы понимаете слово бежать?

 

А.
РАБОТА  В  ПАРАХ

Комментирует задание.

 

Работу выполняем в парах;
на выполнение задания 2 минуты;
подсчитайте, сколько слов вы подобрали данной части речи, в состав которых входит корень
сделайте выводы.

 

Б.

Работа  над ЛЕКСИКОЙ

 

Что такое лексика? синонимы? антонимы? гиперонимы? гипонимы?

 

Работа над фразеологическими оборотамии устойчивыми выражениями,

в состав которых входит слово

 

  поисковую работу учащихся.
самостоятельную работу со словарем.
Организует беседу, связанную с предстоящим выполнением задания.

 

Подумаем вместе.

- Что такое фразеологизм? Устойчивое выражение?

 

РАЗБОР ПРЕДЛОЖЕНИЙ

Учитель дает задание.
Контролирует его выполнение.

 

Дает задание к цитате.

ЗАДАНИЕ.

Перепишите предложение, расставляя знаки препинания и вставляя пропущенные буквы.

 

Развитие юмора,

борьба за чистоту русского языка, правильности и уместности употребления отдельных слов и выражений

  

КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ

Поясняет задания.

Работаем в парах: один ученик выполняет задание, второй контролирует, выставляет оценку, затем меняемся функциями.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ  ЗАДАНИЯ

 

А.

ЗАДАНИЕ.

Вставьте  пропущенные  буквы. УСТНО.

 

Б.

Учитель контролирует выполнение задание, задает наводящие вопросы, выслушивает ответы учащихся.

 

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

инструктаж о выполнении домашнего задания

 

 Дает комментарий к  домашнему  заданию,
 комментирует,
проверяет, все  ли учащиеся записали в дневник,
 предлагает творческие задания для выполнения индивидуально,
выставляет оценки в дневник.

 

А.

УЧИМСЯ  ТВОРЧЕСКИ ИНТЕРПРЕТИРО-ВАТЬ  ИНФОРМАЦИЮ

 

Оценивание работы учащихся за урок

Слушает детей,
высказывает свое мнение,
выставляет оценки,

обосновывает результаты деятельности.

 

Учитель задает вопросы.

 

Устная рефлексия учит публично формулировать и обозначать свое отношение к объекту изучения и подразумевает ответы на следующие вопросы.

Б.
Подведение логического итога

урока

Подводит учащихся к выводу.

Давайте вместе попытаемся вспомнить в порядке следования, какие мячи мы сегодня забросили, забили на уроке. Можно сразу обобщить, сказав, какая информация была новой, а что мы уже изучали ранее.

 

В.

САМОАНАЛИЗ

Акцентирует внимание на конечный результат.
Помогает подсчитать средний балл.

 

Г.

ОЦЕНКА  УРОКА

Обеспечивает положительную реакцию на полученную оценку.
Заполняет олимпийские кольца информацией.
Предлагает высказать свое мнение, воспользовавшись флажками-кнопками.

 

Д.

ТАБЛО  РЕЗУЛЬТАТОВ

У каждого учащегося есть «мяч», каждый его сектор - это этап работы, за который учащиеся получают оценку «5» - ,

Если мяч получился красного цвета, то все задания были выполнены на «5», если…

 

Неоконченные предложения

РЕФЛЕКСИЯ

 

Если на уроке осталось время, то можно предложить учащимся закончить предложение, которое он выберет:

учащиеся выбирают вопрос;
зачитывают его вслух;
отвечают (ответ ученик должен дать сразу).

«Момент   истины»

Урок окончен. Звучит спокойная музыка.

 

ИСТОЧНИКИ

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

УЧЕБНАЯ  ПРОГРАММА

РУССКИЙ ЯЗЫК   для 10-11 классов общественно-гуманитарного направления  школ с русским языком обучения. Министерство образования и науки Республики Казахстан Национальная академия образования им. Ы.Алтынсарина. Астана 2009г.

 Русский язык: Учебник для 10 класса общественно-гуманитарного направления общеобразовательных школ. – 2-е изд., перераб. / Сабитова З.К., Жубаева Ф.Х.– Алматы: Мектеп, 2010. – 400 с.

 Русский язык: Методическое руководство:  Пособие для учителей 10классов общественно-гуманитарного направления общеобразовательных школ / Сабитова З.К., Жубаева Ф.Х. – Алматы: Мектеп,  2010. – 2008с.

  Русский язык: Дидактические материалы: Учебное пособие для 10 классов общественно-гуманитарного направления общеобразовательных школ – 2-е изд. / З.К. Сабитова, Ф.Х. Жубаева – Алматы: Мектеп,  2010. – 176с.

 Русский язык: Сборник диктантов и изложений: Учебное пособие для 10 классов общественно-гуманитарного направления общеобразовательных школ – 2-е изд. / Сост.: З.К. Сабитова, Ф.Х. Жубаева – Алматы: Мектеп,  2010. – 120с.

 

НАУЧНЫЙ  ИНСТРУМЕНТАРИЙ

 Жуков В.П., Сидоренко М.И., Шкляров В.Т. Словарь фразеологических синонимов русского языка: около 730 синоним. рядов. – М.: Рус. яз., 1987. – 448 с.
Колесников Н.П., Введенская Л.А. Современный орфографический словарь русского языка Ростов-на-Дону, «Феникс», 1995г., 480с.
Новинская Н.И. Орфоэпический словарь русского языка. – Ростов н/Д: «Феникс», 2004. – 336 с. (Серия «Словари»).
Спиркин А.Г.  Словарь иностранных слов. – 13-е изд., стереотип. – М.: Рус. яз., 986. – 608с.
Ушакова О.Д. Правильно ли мы говорим?/Словарик школьника. – СПб.: Издательский Дом «Литература», 2009. – 96с.
Ушакова О.Д Откуда пришли слова: Этимологический словарик школьника. – СПб.: Издательский Дом «Литература», 2008. – 96с.

Волина В.В. Откуда пришли слова: Занимательный этимологический словарь. – М.: АСТ_ПРЕСС, 1996. – 256с.


Просмотров: 229 | Загрузок: 66
Автор: Подольская И.А.
Теги: глагол
Предмет: Русский язык


Похожие образовательные материалы:
Всего комментариев: 0
avatar