Конспект и презентация к уроку русского языка "Фразеологизмы"

Цели:

Ознакомление с понятием «фразеологизм», с лексическим и грамматическим строением фразеологизмов, со способом обозначения фразеологизмов в толковых словарях.

Формирование умений отличать фразеологизмы от свободных сочетаний слов, находить фразеологизмы в тексте.
Развитие творческих, лингвистических, языковых и коммуникативных умения учащихся.
Воспитание интереса к изучению русского языка, развитие языковой интуиции.

Оборудование: интерактивная доска, словари, учебник, раздаточный материал.

    Ход урока

 

Ход урока

Организационный момент

/Настрой ребят на работу, создание атмосферы комфорта/

 

    II.   Грамматическая «пятиминутка»

Орфографический диктант

Ра_спол_жение, бе_жалос_ный, заг_рать, пр_к_сается, уд_рать, пр_милый, пр_усадебный, пр_лечь, гиган_ский, оз_рение.

 

Орфоэпическая работа

Задание: расставить ударение в словах:

Занят, занята, занято; начал, начала, начали. 

Скворечник, скучно, конечно, помощник.

 

Проверка домашнего задания

/Ребята подбирали пословицы/

 

Беседа

Для чего служат слова в языке?
Что называют лексическим значением слова?
Что называется словосочетанием?

Объяснение нового материала

Петя на уроке труда работал плохо.

Петя на уроке труда работал спустя рукава.

Плохо = спустя рукава

Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов, равные по значению одному слову.

 

Слово

близки по значению одному слову;
являются одним членом предложения.

Словосочетание

состоят из двух и более слов;
являются устойчивыми, несвободными сочетаниями.

 

Выполнение тренировочных упражнений

Работа со словарями:
Словарная работа:

-Близко

-Бездельничать

-Замолчать

-Бездельничать

-Быстро

-Рано

-Медленно

 

Рукой подать

Бить баклуши

В рот воды набрать

Валять дурака

В мгновение ока

Ни свет ни заря

Черепашьими шагами

 

Какие из фразеологизмов имеют одинаковое значение?
Какие из фразеологизмов имеют противоположное значение?

 

«Найдите лишнее»

Хоть пруд пруди

Кот наплакал

Тьма-тьмущая

Яблоку негде упасть

Во все лопатки

Сломя голову

Черепашьим шагом

В мгновение ока

 

3. Из истории слов /Индивидуальное задание/

Мы часто говорим: «остаться с носом», то есть потерпеть неудачу, обмануться в своих расчетах, оказаться одураченным. Однако не все знают, что нос в этом выражении не имеет ничего общего с частью лица. По древнему обычаю жених приносил невесте нос, то есть приношение, подарок, выкуп. Если жениху отказывали, он оставался с носом. Позже это слово было связано со словом нос в современном понимании, и появилось выражение «водить за нос».

Иного происхождения фразеологизм «зарубить на носу» (хорошенько запомнить). Носом в старину называли памятную доску, которую носили с собой неграмотные люди, делая на ней различные заметки, зарубки.

 

4. Творческая работа

/Замените выделенные слова фразеологизмами

Змей Горыныч унёс царевну далеко.

Народу на площади было много.

После работы на участке мы сильно устали.

Завтра надо вставать очень рано.

 

5. Возьмите на заметку!    /Придают выразительность речи/

Отставку Мишке дали

И приказали,

Чтоб зиму пролежал в берлоге старый плут…

А Мишка и ухом не ведет.

                              И.А.Крылов

Вот за ларец принялся он:

Вертит его со всех сторон

И голову свою ломает.

                             И.А.Крылов

Испугался старик, взмолился:

«Что ты, баба, белены объелась».

                             А.С.Пушкин

 

Закрепление

Тестовая работа и её проверка.

1. Какое из приведённых сочетаний слов является фразеологизмом?

     1) сварить кашу;

     2) заварить кашу;

     3) посолить кашу.

2. Укажите синоним к фразеологизму «тютелька в тютельку»:

     1) попасть впросак;

     2) хоть пруд пруди;

     3) слово в слово.

3.  Укажите антоним к фразеологизму «тьма-тьмущая»:

     1) сесть в калошу;

     2) кот наплакал;

     3) вешать нос.

4. Какое толкование фразеологизма «задирать нос» является неверным?

     1) зазнаваться;

     2) задаваться;

     3) бездельничать.

5. Каким фразеологизмом можно заменить словосочетание «встал рано»?

     1) во весь дух;

     2) изо дня в день;

     3) ни свет ни заря.

 

Итоги урока

Какая единица языка называется фразеологизмом?
Что общего у фразеологизмов со словами и словосочетаниями?
С какой целью фразеологизмы используют в речи?

 

Выставление оценок

 

Домашнее задание

1. Подготовьте сообщение «История одного фразеологизма»:

Со щитом или на щите;
Вавилонское столпотворение;
Лебединая песня;
Кричать во всю ивановскую.

2. Придумайте и запишите предложения с этими фразеологическими оборотами.


Просмотров: 125 | Загрузок: 52
Автор: Древко Е.В.
Теги: Фразеологизмы
Предмет: Русский язык


Похожие образовательные материалы:
Всего комментариев: 0
avatar