Конспект и презентация к уроку русского языка «Фразеологизмы»

Цель: познакомить учащихся с проектом.                                                           

Задачи: систематизация знаний по фразеологии;

                знакомство учащихся с проектом;

               обсуждение проблемы;

               выбор тем для мини- проектов;

               формирование групп для проведения самостоятельных  

                исследований;

               составление плана работы;

               обсуждение возможных источников информации.

Оборудование: ПК, проектор, экран, дидактический материал,

                фразеологический словарь русского литературного языка: В 2 т

 

Ход урока.

1.Орг момент

-Здравствуйте! Садитесь.

 

- Ребята, я сейчас шла на урок и услышала такой разговор: «Наш Алеша на уроке сел в калошу». А второй мальчик ответил: «Это ложь, нет таких калош».

- Как вы думаете, о чем шла речь? (ответы)

 

-  Один из моих иностранных друзей решил нарисовать некоторые выражения из русского языка. Помогите мне разобраться, что же художник изобразил?.

       Демонстрируется  презентация «Фразеологизмы» (слайд № 2, 3, 4. Учащимся предлагается отгадать, что изобразил художник)  (ответы)

 

- Как называются такие выражения?  (фразеологизмы)

 - Как вы думаете, почему иностранец не понял о чем шла речь? (фразеологизмы имеют переносное значение)

- Итак, тема нашего урока «Фразеологизмы» (запись в тетрадь).

2. Актуализация опорных знаний 

(Для повторения материала по теме используется презентация «Фразеологизмы»)

- Давайте вспомним, что такое фразеологизм?

                      ( Представляется 5 слайд)

     Фразеология = фразис (греч) выражение =

                   логос (греч) учение.

Раздел науки о языке, изучающий устойчивые словосочетания

 

- То есть фразеология – это наука. А какие еще науки о языке мы знаем?

     (лексика, фонетика, синтаксис, морфемика, морфология)

- Сегодня мы будем говорить о фразеологизмах.

  (Представляется 6 слайд)

 

  Фразеологизм – устойчивое сочетание слов, используемое для называния отдельных предметов, признаков, действий.

Лексическое значение имеет фразеологизм в целом.

В предложении является одним членом предложения.

 

-Что же такое «устойчивое сочетание слов»? Как это понять?

  (Представляется 7 слайд)

                 Словосочетания.   

Свободные

Ребенку намылили голову, но мыло попало в глаза.

(намылить голову, т.е. натереть мылом, возможна замена слов на другие)

Несвободные

За двойку по литературе папа мне намылил голову.

(намылить голову, т.е отругать, замена слов невозможна, является одним членом предложения

 

- То есть несвободные словосочетания, которые нельзя разорвать, так как при этом они меняют лексическое значение, называют фразеологизмами, или фразеологическими оборотами, или идиомой. К этой же группе несвободных словосочетаний относятся крылатые слова или афоризмы, пословицы и поговорки.

 (Представляется 8 слайд)

 

Фразеологический оборот = фразеологизм = идиома.
              Крылатые выражения = афоризмы.

                         Пословицы и поговорки

 

                 Для чего используются в речи?

 

                  Для более точного, образного и 

                   красочного  выражения мыслей.

 

3. Закрепление полученных знаний.

 - Мы часто употребляем фразеологизмы в речи, даже не задумываясь. А зачем  нам нужны фразеологизмы? Не проще ли говорить напрямую.

Например: Алеша ломал голову над задачей. (Алеша решал  задачу).

 - Сравните эти предложения. Что можем сказать о первом предложении (решал очень трудную задачу, долго мучился, может, так и не решил). А второе предложение о чем – то нам говорит?

 - Так зачем мы употребляем фразеологизмы? (Обладают яркой образной окрашенностью, экспрессией (выражение чувств), поэтому используются для более точного, образного выражения мыслей, чаще всего в разговорной и художественной речи)

- А скажите, как мог Алеша ломать голову над задачей. Брал и разламывал на части.

- В каком значении употребляются фразеологизмы?  (переносном)

-А еще, в каких случаях мы говорим о  переносном значении?  (метафора, сравнение, гипербола)

 

- Попробуйте подобрать фразеологизм к его прямому значению, если сможете, то  определите с помощью какого художественного приема  или тропа образован фразеологизм.  (Задание № 2)

                     ( Представляется слайд № 9)  Работа самостоятельно в тетради, проверка по слайду № 9

 

                                                  Задание № 2

 Подберите фразеологизм к его прямому значению, попробуй определить с помощью какого художественного приема  или тропа образован фразеологизм.

Образец:   Безрезультатно что – то делать – биться как

                    рыба об лед           (сравнение)

 

1. Маленький – с гулькин нос, от горшка два вершка, (литода, ирон)

2.  Исчез мгновенно - след простыл (метафора), в мгновение ока, (гиперб, прост)

3. Неаккуратно, грязно писать – как курица лапой (сравнение, прост)

4. Притворно плакать – крокодиловы слезы (эпитет, ирон)

5. Скрывать истину- концы в воду, концов не найти (метафора, прост)

 

- Обратите внимание. К некоторым значениям вы подобрали несколько фразеологизмов, то есть получается, они имеют одинаковое лексическое значение. А как называются слова, которые пишутся по- разному, а имеют одно значение. (синонимы).

Например: Подберите синоним к фразеологизму «и след простыл» - «поминай, как звали», «только и видели».

                   «дать нагоняй» - «намылить голову», «снять стружку», «разделать под орех»

- Попробуйте сами подобрать синонимы к фразеологизмам.  Задание № 3

                 (Представляется слайд № 10)  Работа в тетради, проверка по слайду.

 

                             Задание № 3

Подберите к данным фразеологизмам    синонимы

1.Вагон и маленькая тележка – куры не клюют, пруд пруди, невесть сколько, непочатый край, хоть отбавляй.

2. Во все лопатки – на всех порах, во всю прыть, во весь  дух, во весь опор, сломя голову, как на пожар

3. Снять стружку – дать нагоняй, намылить голову, разделать под орех, надавать по шее.

4. Переливать из пустого в порожнее – точить лясы, чесать язык, толочь воду в ступе

 

Следующее задание. Попробуйте подобрать к фразеологизмам   антонимы.

-Что такое антоним? (ответ)

Например: одержать победу – потерпеть поражение

                   Войти в доверие – выйти из доверия.

 

Попробуйте сами подобрать антонимы к фразеологизмам.  Задание № 4

                 (Представляется слайд № 11)  Работа в тетради, проверка по слайду.

 

                 Задание № 4

Подберите к данным фразеологизмам  антонимы.

Жить душа в душу – как кошка с собакой

                                           

2.   Пруд пруди – с гулькин нос, раз – два и обчелся.                                   

3.  За тридевять земель – рукой подать                            

4.  Засучив рукава –  спустя рукава

 

-Употребление фразеологизмов придает речи живость и образность. Фразеологизм можно подобрать на все случаи. Отличаются стилистической окраской.

 Например: одним миром мазаны (похожи) – книжн

                   Одного поля ягодка     - общеупотреб

                    Два сапога пара – разговор.

- Фразеологизма показывают степень интенсивности действия, проявления признака

     Например:   лить слезы,

                          обливаться слезами,               каждый последующий синоним называет

                          утопать в слезах,                    более интенсивное  действие по сравнению   

                          выплакать все глаза.              с предыдущим

 

- Попробуйте сами распределить фразеологизмы по степени нарастания признака.

         (Задание № 5. Выполняется в тетради, проверяем по слайду. № 12)

 

              (Представляется слайд № 12)

             

                                           Задание № 5

Расположите фразеологизмы по степени  нарастания признака:

1. Приводить в ярость

2. Действовать на нервы.

3. Выводить из равновесия

4. Доводить до белого каления.

 

Действовать на нервы
Выводить из равновесия
Приводить в ярость.
Доводить до белого каления.

 

- Следующее задание, найти фразеологизмы в тексте, выписать и определить их значение.

(Задание № 7)

(Представляется слайд № 13)  Работа в тетради, проверка по слайду.

 

                                        Задание № 7

Прочитайте предложения. Выпишите из них фразеологизмы. Определите их значение.

Лиров стоял  у косяка дверей,    глядел во все глаза   на занимательную картину…
Лиров  встал как вкопанный и не решался даже поднять шляпу, которую в испуге выронил.
Есть род людей, известных под именем: люди так себе, ни то ни се, ни в городе Богдан ни в селе Селифан.

4.     Я посмотрел на неё, и у меня отлегло от сердца

5.     Сначала все шло  как по маслу, и наш француз вошел в город с поднятой головой

 

4. Знакомство с проектом.

- Каждый фразеологизм имеет свою историю происхождения. Узнавать это очень интересное занятие. Я сейчас расскажу историю происхождения фразеологизма «бить баклуши»

    Осину легко резать, она не трескается, не коробится, поэтому идет на различные поделки. Полено делят на несколько частей. Их называют плахами. Закругленные плахи без сердцевины – баклуши. В давние времена заготовка баклуш считалась легкой работой. Так и пошло: «бить баклуши» - делать несерьезное дело.

О бездельнике мы говорим: «Он бил баклуши весь урок»

-А как вы думаете, почему мы говорим «крокодиловы слезы», «двуликий Янус», «сел в калошу», «прописать ижицу», «семь пятниц на неделе»? В каких ситуациях мы применяем эти фразеологизмы?

-А хотели бы узнать? А где можно найти нужную информацию? (в словарях)

-Вы все фразеологизмы знаете и правильно употребляете в своей речи?

-А хотели бы как можно больше узнать о русских фразеологизмах и правильно их применять? Что для этого необходимо сделать? (обратиться к словарям, использовать Интернет – ресурсы) 

- как вы думаете, что произойдет с речью, если исчезнут фразеологизмы, крылатые выражения, пословицы и поговорки? (пропадет образность, выразительность, точность речи)

         - Русский язык очень богат фразеологизмами. Если вы хотите, чтобы окружающие  слушали  вас с интересом, то учитесь употреблять в своей речи устойчивые сочетания слов. Они являются одним из самых ярких средств выразительности языка. Во фразеологии запечатлен богатый исторический опыт народа, отражены представления, связанные с трудовой деятельностью, бытом и культурой людей. Фразеологические обороты обогащают язык, делают речь яркой, образной, меткой. Очень важно их правильно и уместно использовать.

 

         - Обратите внимание на слайд. Что великие люди говорили о значении слова и богатой образной речи на человека.

                              Представляется слайд № 14

 

Красноречие есть искусство покорять умы.
                                                                                             Платон.
Красноречие есть искусство сказать хорошо то, что только следует.
Сердце и богатое воображение – вот источник красноречия.
                                                                                              Э.Генар.
Хорошо говорить – значит просто хорошо думать вслух.
                                                                                               Э.Ренан
Слова – столь невинные и беспомощные в словаре, становятся мощным орудием добра и зла в руках человека, который умеет их сочетать.
                                                                                                 Н. Готорн.
Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения.
                                                                                  А. Сент - Экзюпери

 

            -Как вы считаете, человеку необходимо  правильно, доходчиво и ярко выражать  мысли, владеть вниманием собеседника? (чтобы лучше понимали окружающие)

             - А у вас есть проблемы с речью? В чем они заключаются? (ответы)

 

- Я предлагаю классу несколько тем для самостоятельных исследований, которые помогут вам решить  некоторые ваши проблемы

Представляется слайд № 15

(учащимся предоставляется самостоятельно выбрать себе тему, учитель разъясняет затруднительные вопросы, помогает распределиться по группам)

 

                            Темы самостоятельных исследований

Значение, происхождение и употребление фразеологизмов.
Образование новых фразеологизмов в современном языке.
Синонимия фразеологизмов.
Иллюстрирование фразеологизмов.
Зоологические фразеологизмы.

                 Творческое задание.

     Написать сочинение, иллюстрирующее  фразеологизм.

 Обсуждение  этапов  работы над  проектами.

Представляется слайд № 16

Этапы работы

Знакомство с проектом.

Выбор тем для проектов.

Распределение учащихся по группам.

2 урока

Работа в группах над выбранной темой.

Сбор и обработка  материала.

Объяснение учащимся критериев оценивания их деятельности

2 недели

Оформление мини - проектов.

Учитель выясняет соответствие проектов требованиям.

Обсуждение результатов.

2 недели

Защита проектов.

Обсуждение результатов.

2 урока.

-Сегодня на уроке вы распределились по группам, и каждая группа  выбрали тему своего будущего проекта.  В течение двух недель каждая группа будет работать самостоятельно над своим проектом.

Для этого необходимо:

провести обсуждение темы внутри своей группы;

выяснить какая литература имеется в библиотеке, на дисках, в Интернете;  Представляется слайд № 18)

собрать имеющуюся информацию по своей теме и обработать её.

По возникшим в процессе работы вопросам будут  проводиться консультации

 После чего вы начнете оформление своих проектов. (по желанию: презентация, буклет, Word). График консультаций и работы компьютерного класса будет предоставлен. Оформленные проекты предварительно просматриваем, выясняем соответствие требованиям, обсуждаем допущенные ошибки.

На этапе защиты проектов каждая группа представляет свою работу, отстаивает свою точку зрения.

(Обсуждение возникших вопросов по этапам работы над проектами)

- Так как у вас небольшой опыт работы на компьютере, я вам предлагаю проверить свои знания  по тестам на компьютере.

  Работа на компьютере тест 1, 2, 3,  кроссворд

 

5. Итог.

-             О каком явлении в русском языке мы сегодня  говорили? (фразеологизмах)

              Что такое фразеологизм?

               Какими членами предложения являются фразеологизмы? (фразеологизм в предложении является одним членом предложения)

               Какими свойствами слова обладают фразеологизмы? (синонимия, антонимы)

               Как можно узнать лексическое значение фразеологизма? (по словарю)

               В чем преимущество богатой речи? (образность, выразительность, точность, логичность речи,  окружающие  слушают с  интересом)

   Итак, сегодня мы расширили имевшиеся знания о фразеологизмах русского языка, показали богатство устойчивых сочетаний, учились самостоятельно определять значение и правильно употреблять фразеологизмы в речи.

 

6. Домашняя работа.

Самостоятельные исследования.


Просмотров: 435 | Загрузок: 76
Автор: Трипольская Е.В.
Теги: Фразеологизмы
Предмет: Русский язык


Похожие образовательные материалы:
Всего комментариев: 0
avatar