Конспект и презентация к уроку русского языка "Фразеологизмы"

     Цель: формировать умения использовать фразеологизмы в речи для придания ей образности, выразительности.  

     Задачи урока:

     предметные – формировать содержание понятия «фразеологизмы»; лексическое значение и грамматическое строение фразеологизма; способ обозначения фразеологизмов в толковом словаре, знание  о фразеологических словарях русского языка; о синонимии и антонимии фразеологизмов; отличать фразеологизмы от свободных сочетаний слов; употреблять фразеологизмы в речи; определять стилистическую роль фразеологизмов; определять синтаксическую функцию фразеологизмов.

     личностные – осознавать лексическое богатство русского языка, гордость за русский язык; осознавать отражения материальной и духовной культуры русского народа; стремление к речевому самосовершенствованию.

     метапредметные – совершенствовать информационно-коммуникативные умения (поиск информации в источнике, в словаре, развернутое обоснование своей позиции, приведение системы аргументов, анализ и редактирование текста, вычитывать информацию, представленную в форме рисунков).

     Оборудование, техническое оснащение: Презентация, компьютер, проектор, экран; учебник русского языка для 6 класса, раздаточный материал, карточки с заданиями; памятка :правила работы в группе, чистые листы бумаги, ручки, карандаши; толковые и фразеологические словари .

     Методы обучения:

    На уроке использованы следующие методы (по системе методов проблемно-развивающего обучения, разработанных  М.И. Махмутовым): диалогический, эвристический, критического мышления и исследовательский.

    

     Формы организации учебной деятельности учащихся:

     На уроке используются три основные формы: фронтальная, индивидуальная и групповая.

 

     Ход урока (структура и содержание):

Содержание

 Учитель:     Добрый день, ребята!

От всего сердца дарю вам улыбку и отличное настроение. Жду, что вы улыбнётесь друг другу и настроитесь на урок, в  результате которого ощутите лёгкое головокружение от успехов! Ну, что готовы? Тогда вперёд!

 

     Учитель: Ребята, послушайте загадку и скажите, о чём идёт речь?

Мы очень устойчивы

И просим настойчиво:

На слова нас не менять,

Прямо так употреблять!

(Учащиеся высказывают свои предполагаемые ответы)

Учитель: Вот эту загадку мы и попытаемся разгадать сегодня на уроке.

- Ребята, послушайте отрывок из книги К.И.Чуковского «От двух до пяти» и скажите, почему такое могло произойти?

Мальчик услышал, что пришедшая в гости старушка «собаку съела» на каких-то делах, он тут же спрятал от неё своего щенка.

- Какое сочетание слов так испугало мальчика? Чего же не знал мальчик?

Учащиеся отвечают: Собаку съела. Он не знал значения этого выражения.

Учитель: А вы знаете ,что значит «собаку  съел(а)»?

Учащиеся высказывают свои предположения.

Учитель: Верно, ребята, выражение «собаку съел» (Разг.),   значит приобрёл большой опыт, основательные знания в чём – либо, стал мастером в каком -  либо деле.

А вот знаете ли вы, что выражение это возникло на основе поговорки, зафиксированной В.И. Далем: «Собаку съел. а хвостом подавился». Эта поговорка употребляется по отношению к человеку, который сделал что-то очень трудное и споткнулся на пустяке. Современное же значение «Мастер  своего дела».

Ребята, а вы знаете, как называются подобные сочетания слов?

Расшифруйте слово и вы узнаете как они называются.

Запишите к себе в тетрадь это слово это и будет тема нашего урока. А теперь, опираясь на тему и следующую запись, сформулируйте цель нашего урока:

Запись на доске:

Уточнить, что такое........, выяснить их особенности и синтаксическую функцию.
Узнать, как называется........ о языке, в котором изучаются..........
Выяснить, где узнать лексическое значение........
Выяснить роль .......... в речи.

- Ребята, какие ассоциации возникают у вас ,когда вы слышите слово ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ?

Учащиеся называют свои ассоциации.

 

     Учитель: С помощью приёма «Корзина идей» (Работа в парах)  

Скажите, что вы знаете о фразеологизмах. Из какого языка пришло к нам это слово? Как может называться наука, изучающая фразеологизмы?

Учащиеся высказывают свои предположения.

Учитель:  Совершенно верно, слово фразеологизмы пришло из древ-греч. Языка. Оно восходит к двум словам.

Учитель: А знаете ли вы, как  появились фразеологизмы?

Представьте, когда-то давным-давно лежали в мастерской две дужки и стержень, которые можно было использовать и вместе и по отдельности. Но однажды, мастер приварил все эти детали вместе, получилась одна необходимая ему деталь.

Подобное мы можем наблюдать в жизни слов. Живут-поживают слова-детали, ими пользуются по отдельности или в виде временных сочетаний, но в какой-то момент, когда возникает необходимость, слова сливаются в неделимые сочетания  и употребляются только вместе, целыми сочетаниями. Их называют фразеологизмами. Например, собака, съесть….

- Ребята, какие фразеологизмы знаете вы?

(За названный фразеологизм и его значение уч-ся получают жетоны)

Ребята, мы ведь не знаем всех фразеологизмов, а тем более их значений. Как вы думаете, где можно посмотреть их значения?

  Предлагаю провести исследование и расширить наши знания о фразеологизмах.

  (Приём «Следствие ведут знатоки»)

Учитель: Ребята, на карточках вам предлагается задание, сначала оно обсуждается в группе, затем озвучивается для всех присутствующих каждой группой по очереди. Мнение группы представляет один человек. Время выполнения -    5 минут.

 

    Группа №1

Цель: выяснить  можно ли узнать значение фразеологизмов и в словаре в учебнике, в толковом словаре ,во фразеологических словарях, а также в интерактивном словаре фразеологизмов в интернете).

Приведите 3 примера.

 

Группа №2

Цель: выяснить, чем отличаются фразеологизмы от свободных словосочетаний. (Приём «Найди фразеологизм»)

На глаз больного наложили повязку. Расстояние мы определили на глаз. Засучив рукава, я доставал рыбу и бросал её на дно лодки. Ребята работали засучив рукава.

За то, что я не выучил уроки, мне намылили голову.  Ребёнку намылили голову ароматным шампунем.

Группа №3

 Цель: выяснить, можно ли заменять слова в составе фразеологизма.

Приём «Найди нужное слово». Объясните значение фразы.

(Заяц, кот, козёл) наплакал; (медвежья, собачья, волчья) услуга; бить (мух, баклуши, ящики);

Группа №4

Является ли фразеологизм членом предложения, если да, то каким?

Петя на уроке труда работал плохо. Он бездельничал.
Петя на уроке труда работал спустя рукава. Он бил баклуши.

Учитель: Ребята, результаты своего исследования заносите в лист ответов.

 

Результаты заносятся в таблицу о фразеологизмах.

Учитель: Подберите к каждому слову фразеологизм.

(учащиеся, ответившие верно получают жетоны).

Посмотрите на экран, по определениям отгадайте фразеологизм. (Работа в группах. Каждой группе по одному фразеологизму.)

Учитель:

- Ребята, какой вывод о структуре фразеологизма можно сделать?

Уч-ся делают вывод: фразеологизмы равны по значению либо одному слову, либо целому предложению

Учитель:

А сейчас задание по рядам!

Укажите фразеологизмы со значением:
 1 ряд - «бездельничать»;
 2 ряд - «обманывать»;
 3 ряд - «быстро».

Сломя голову, сидеть сложа руки, втирать очки, во все лопатки, лодыря гонять, бить баклуши, водить за нос, во весь дух, собак гонять, вводить в заблуждение, высунув язык, со всех ног.

 

Проверьте!

Бездельничать

обманывать

быстро

Сидеть сложа руки

Лодыря гонять

Бить баклуши

Собак гонять

Втирать очки

Водить за нос

Вводить в заблуждение

Сломя голову

Во все лопатки

Во весь дух

Высунув язык

Со всех ног

Учитель:

- Ребята, посмотрите внимательно на записанные вами  фразеологизмы. Что вы можете о них сказать?

Уч-ся отвечают: Фразеологизмы в каждой группе обозначают одно и то же, хотя звучат и пишутся по-разному. Значит, они  синонимичны.

Учитель:

- Ребята, а могут ли у фразеологизмов быть антонимы?

 

Учитель:

По определениям отгадайте фразеологизмы. (Работа в группах. Каждой группе по одному фразеологизму.)

Уч-ся делают вывод: Фразеологизм может быть синонимом слова
У фразеологизма могут быть   фразеологизмы-синонимы и фразеологизмы-антонимы.

Учитель:

- Ребята, как вы думаете, для чего нужны фразеологизмы? Продолжим исследование. (Работа в группах. Каждой группе по одному предложению.)

Задание 1:

Прочитайте предложения. Замените подчеркнутые слова фразеологизмами. Что изменилось? Предложения запишите.

Задание 2: Приём «Конструирование».

Восстановите рассказ Незнайки, используя слова для справок.

      

   Я проснулся ни свет ни заря. На душе

   кошки скребли. Пошёл  к Винтику, долго

   бил баклуши, тянул кота за хвост. Вернулся

  ни жив ни мёртв. Съел с горем пополам суп. 

  Тут как снег на голову свалился Пилюлькин. Он метал гром и молнии. Велел зарубить на носу, что надо мыть руки перед едой. А мне

  хоть кол на голове теши.

    Слова для справок: 

     неожиданно,  рано,  бездельничал,  скверно, злился,   запомнить,   плохо,   еле-еле,   хоть бы что,   усталый,  кое-как,   сильно сердился).

Учитель: Какую роль играют фразеологизмы в речи?

Уч-ся отвечают:

Фразеологизмы придают речи образность, выразительность.

Учитель:

Ребята, а вы хотите, чтобы ваша речь была образной и выразительной? Я приглашаю вас в творческую мастерскую, где вы сможете применить, полученные знания.

Задание:

Напишите сочинения-миниатюры(5-6предложений), используя фразеологизмы.

Учащиеся от каждой группы достают киндер сюрприз с темой мини-сочинения.(См. приложение) (Время выполнения 5 минут).

Звучит тихая музыка. Затем, учащиеся зачитывают свои работы (5 минут)

 

Учитель:

Молодцы, ребята! Сейчас пришло время вспомнить о нашей загадке

Мы очень устойчивы

И просим настойчиво:

На слова нас не менять,

Прямо так употреблять!

Что же это? Конечно же, фразеологизмы! п. 29 Фразеологизмы
Составить кластер по теме                  «Фразеологизмы».
Упражнения: 148 (всем)

                             (на выбор -145,147).

 

      Дополнительно(по желанию):

                  нарисовать фразеологизмы.

 

Сегодня я узнал(а)….

    Было интересно…

    Я выполнял(а)…

    Я понял(а), что…

    Теперь я могу…

Я могу…

Меня удивило…

Урок дал мне для жизни…

Мне захотелось…

Учащиеся сами оценивают свою работу(листы успешности)

 (См.Приложение) 

 

Мы сегодня не переливали из пустого в порожнее, а работали не покладая рук.

     И хоть к концу урока мы немного устали, но не вышли из себя, а продолжаем работу.

    Сегодня на уроке  не было ни одного ученика, который бы бил баклуши или тянул кота за хвост!

        Молодцы, ребята!

    Спасибо за работу!

 

       Использованная литература:

М.И. Дубровин «Русские фразеологизмы в картинках».
А.Д. Курилова «Новый фразеологический словарь русского языка».
Русский язык: учеб. для 6 класса /(Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов и др.).-М.:Просвещение, 2012.
 Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5 – 11 классы.
  Толковый словарь под ред. С.И.Ожегова
В.В.Волина Русский язык (Серия «Учимся играя»).-изд-во «Арго», 1996.
В.В.Волина Фразеологический словарь: Популярное пособие.-М.: АСТ-ПРЕСС,1997.
Е.А. Быстрова Учебный фразеологический словарь русского языка.-М.:Издательство АСТ-ЛТД, 1997.
Е.П. Черногрудова Дидактические материалы по русскому языку:6класс .- М.: Издательство «Экзамен»,2012.


Просмотров: 241 | Загрузок: 57
Автор: Москвина М.А.
Теги: Фразеологизмы
Предмет: Русский язык


Похожие образовательные материалы:
Всего комментариев: 0
avatar