Конспект и презентация к уроку русского языка "Фонетика"

ЦЕЛЬ 

Научиться звуковому анализу слова, развить умение отличать звук от фонемы.

 

Должны знать: звуковой анализ слова с целью объяснения его произношения, написания и для проведения элементарного анализа звуковой стороны художественного текста.

       Уметь отличать звук от фонемы, обозначать их графически.

 

ОПОРНЫЕ   ЗНАНИЯ   УЧАЩИХСЯ   ПО   ТЕМЕ

Правописание суффиксов   -ЧИК-, -ЩИК-   § 41. с.105 (6 класс).
Знаки препинания при однородных членах предложения    § 4, с. 11 (6 класс).

 

РАЗВИТИЕ   РЕЧИ

Обогащение словарного запаса учащихся; роль крылатых выражений в речи; составление связного рассказа на грамматическую тему.  

 

ВНУТРИПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ

     Морфология – орфография - орфоэпия

 

ОБОРУДОВАНИЕ

Компьютер, проектор, интерактивная доска, презентация.

S Высказывания о русском языке – разместить на магнитной доске.

S Словарь-справочник (индивидуально каждый ученик по изучаемой теме вносит в него теоретические сведения, таблицы, слова для запоминания, дополнительные сведения).

 

ДОМАШНЕЕ  ЗАДАНИЕ

      § 9, с. 21 - 23,   упражнение № 59, с. 22.

      Подобрать 2-3 пары слов, взяв за образец упр. № 57, с.22.

     Подготовить монологический ответ по грамматической теме.

     Выучить  словарные слова, размещенные на полях учебника. Записать эти слова в словарь-справочник.

 

 ТИП   УРОКА

 КОМБИНИРОВАННЫЙ   УРОК.

 

МОДЕЛЬ   УРОКА

Организационный

Закрепление изученного материала

Подготовка учащихся к активному и осознанному восприятию новой темы

Усвоение новых знаний

Проверка  усвоения новых знаний

Закрепление новых знаний

Информация о домашнем задании и инструктаж о его выполнении

 

СЛАЙД № 1

 

СЛАЙД № 2

Фронтальный опрос по § 8 - Звучность звука. Сила звука. Длительность звука.
Индивидуальная работа по карточкам.

 

2.   ЗАКРЕПЛЕНИЕ   ИЗУЧЕННОГО  МАТЕРИАЛА

 

СЛАЙД № 3       СЛОВАРНЫЙ    ДИКТАНТ

 

Талантливый рассказчик, умный резчик, аккуратный сварщик, веселый выдумщик, смелый разведчик, упрямый спорщик, опытный стекольщик, хороший наладчик, отличный каменщик, веселый барабанщик, старый фонарщик, хитрый обманщик  (24 слова). 

 

ВЫВОД:

 

СЛАЙД №4          ОРФОЭПИЧЕСКАЯ  ПЯТИМИНУТКА

 

Фонема, фонология,   фонетика

 мороженное мясо, мороженое, мороженица, мороженщик, мороженщица

 

3.   ПОДГОТОВКА  УЧАЩИХСЯ К  АКТИВНОМУ И ОСОЗНАННОМУ   ВОСПРИЯТИЮ  НОВОЙ  ТЕМЫ

 

СЛАЙД № 5

 

Что изучает артикуляционный аспект науки о звуковой стороне языка?
В зависимости от степени участия голосовых связок, на какие группы делятся звуки русского языка?
Чем отличаются гласные и согласные звуки?
Что изучает акустический аспект науки о звуковой стороне языка?
Что такое сила звука?
Что такое длительность звука?
Что такое звучность звука?

 

4.  УСВОЕНИЕ  НОВЫХ   ЗНАНИЙ

СЛАЙД № 6

 

Слово учителя.

Звук, различающий значения разных слов и разные формы одного слова, называется фонемой.

Наука, изучающая фонему (звук - смыслоразличитель), называется фонологией.

Наука, изучающая произношение звука (артикуляцию) и его слуховые признаки (акустику), называется фонетикой.

 

СЛАЙД № 7

 

Фонетика изучает только звуки человеческой речи или звуковой состав языка. Она не изучает другие звуки окружающей нас действительности.

    

Звуки человеческой речи выполняют смыслоразличительную функцию, то есть различают значения слов.

 

      С. 22-23 чтение учебника

 

   5.    ПРОВЕРКА   УСВОЕНИЯ   НОВЫХ   ЗНАНИЙ.

 

СЛАЙД № 8

   Затем учитель задает вопросы:

-  Что называется фонемой?

-  Как выделить фонему?

-  Что является фонемами?

-  Что различают гласные и согласные звуки в составе слова?

 

6.  ЗАКРЕПЛЕНИЕ   НОВЫХ   ЗНАНИЙ.

СЛАЙД № 9 – 11 - устно

Упражнение № 57 с.22 (устно) СЛАЙД № 12

Упражнение №58 с.22 (письменно) СЛАЙД № 13

Упражнение №61 с.23 (письменно) СЛАЙД № 14

 

СЛАЙД № 15   КОНТРОЛЬНЫЕ  ВОПРОСЫ.

 - Одинаково ли произносится одна и та же фонема в составе слов и их форм?

 - Фонема состоит из одного или нескольких звуков речи?

 - Отчего зависит разное звучание одной фонемы в составе слова? 

 

ВЫВОДЫ:

СЛАЙД № 16

 

Количество звуков и букв в слове совпадает, если в его составе использованы буквы, обозначающие на письме только по одному звуку или же использованы в одинаковом количестве буквы, не обозначающие звуки, и буквы, обозначающие два звука.

      Например: карабин, город, мытье, подъезд.

 

СЛАЙД № 17

 

Количество звуков в слове преобладает над количеством букв, если в его составе использованы не только буквы, передающие на письме один звук, но и буквы,  передающие на письме два звука.

Например: езда,  удивление.

 

СЛАЙД № 18

     

Количество букв в слове преобладает над количеством звуков, если в его слове использованы буквы, не обозначающие звуки речи, а также буквосочетания, передающие один звук.

      Например: мать, парить, солнце, счастлив, изжарить.

 

7.   ПРОВЕРКА   УСВОЕНИЯ   НОВЫХ   ЗНАНИЙ.

   Затем учитель задает вопросы:

СЛАЙД № 19

 

-  При каких условиях совпадает количество букв и звуков?
-  При каких условиях количество букв преобладает над количеством звуков?

-  Когда количество звуков преобладает над количеством букв?

 

ВЫВОДЫ   И   ОБОЩЕНИЯ.

 

СЛАЙД № 20

 

КОНТРОЛЬ  ЗНАНИЙ.  ТЕСТ – перейти по гиперссылке к новой презентации.

 

ЛИТЕРАТУРА - СЛАЙД № 23

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРС - СЛАЙД № 24

 

Спасибо всем. Успехов.

Подольская Ирина Александровна.

учитель КГУ СОШ № 4 г. Семей ВКО РК.

 

САМОАНАЛИЗ  УРОКА      


Просмотров: 204 | Загрузок: 52
Автор: Подольская И.А.
Теги: фонетика
Предмет: Русский язык


Похожие образовательные материалы:
Всего комментариев: 0
avatar