Конспект и презентация к уроку русского языка "Безличные глаголы"

Цели:

Обучающие:

Совершенствовать умения находить безличные глаголы и отличать их от личных глаголов.
Совершенствовать умения определять формы безличных глаголов.
Совершенствовать  умения находить грамматическую основу предложения.
Обучение конструированию предложений с безличными глаголами.

Развивающие:

Развитие умения оценивать результаты выполненных действий, обобщать изученный материал.
Повышение речевой активности школьников.
Развитие логического мышления учащихся.

Воспитательные:

 

1. Воспитание у учащихся интереса к изучению русского языка.

2. Воспитание навыков самостоятельной деятельности.

 

Тип урока: совершенствование умений и навыков учеников.

Вид: урок закрепления.

Формы работы: самостоятельная работа с последующей проверкой.

Оборудование: мультимедийный проектор, тетради,  диагностические листы на каждого ученика.

 

Ход урока.

1.Организационный момент на уроке.

- Здравствуйте ребята!  Откройте свои тетради, запишите число, классная работа. Затем подпишите диагностический лист и положите его на край стола.

2.Словарная работа (слайд 1, 2). За каждый правильный ответ – 1 балл.

- Ребята, сейчас мы с вами выполним небольшой лексический  диктант. Запишите слово - продолжение фразы.

Задание. Запишите слово – продолжение фразы.

Раздел науки о языке, в котором слово изучается как часть речи __________________________. (морфология)
Раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетания и предложения ________________________. (синтаксис)
Глаголы, которые не имеют лица, называются ____________________. (безличными)
В предложениях с такими глаголами нет ____________________.(подлежащего)

- Давайте проверим ваши ответы.

- Подсчитаем правильные ответы. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл. - Запишите  количество заработанных баллов в диагностический лист.

- Правильность выполнения следующего задания будет зависеть от того, насколько внимательно вы будете слушать меня.

- У существительного женского рода определите и запишите начальную букву и гласный звук первого слога. (М, А)

- У существительного среднего рода определите и запишите первую согласную букву  второго слога. (Т)

- У прилагательного определите и запишите гласную букву, которая имеется в приставке. (Е).

- Из полученных букв сложите слово. (ТЕМА)

3.Формулирование темы и целей урока.

- Исходя из проведенной словарной работы, определите тему нашего урока. (слайд 3)

- А теперь, ребята, сформулируйте цели урока, опираясь на тему и используя фразы на доске.

(слайд 4,5)

Учиться опознавать………
 Определять………
Употреблять……………… 

 

Учиться опознавать безличные глаголы.
Определять формы, в которых они употреблены.
   Употреблять безличные глаголы в речи. 

 

4.Повторение значений безличных глаголов.

- Какие глаголы называются безличными?

- Ребята, скажите, что могут выражать  безличные глаголы? (Явления природы и физическое и психическое состояние человека) (слайд 6)

- Следующее задание, ребята,  будет выполняться по вариантам. Вы должны будете привести примеры безличных глаголов, выражающих явление природы и состояние человека.

Задание № 1. Задание по вариантам.

1 вариант. Приведите примеры безличных глаголов, выражающих явление природы.

2 вариант. Приведите примеры глаголов, выражающих физическое и психическое состояние человека. (слайд 7). За каждый правильный ответ – 0,5 баллов.

(1мин).

- Давайте проверим, как вы выполнили данное задание.

- Теперь подсчитаем правильные ответы, определим количество баллов и занесем в диагностический лист.

Повторение форм безличных глаголов.

- В каких формах употребляются безличные глаголы ? (слайд 8)

- Задание № 2, которое вы сейчас выполните, позволит  проверить ваши знания в определении форм безличных глаголов.

Задание № 2. Приведите по 2 примера безличных глаголов на каждую форму. (слайд 9). За каждый правильный ответ – 0,5 баллов.

- Приведите свои примеры.

- Занесите количество заработанных баллов в диагностический лист.

- Выполнение следующего задание позволит одновременно проверить ваши знания в определении лексического значения  и формы безличных глаголов.

Комбинированное повторение (лексическое значение, форм безличных глаголов).

Задание № 3. Найдите «лишнее» слово  или словосочетание и запишите его. (слайд 10,11). За каждое слово – 0,5 баллов.

Взгрустнется, нездоровится, смеркается, дремлется.
Снег летит, дождь идет, пахнет сеном, солнце пригревало.
Верилось бы, хотелось, надеялось, думалось.
Светает, лихорадит, моросит, рассветает.

- Проверим задание. Устно объясните, почему выбрано данное слово или словосочетание.

- Подсчитаем правильные ответы и результат запишем в диагностический лист.

Употребление безличных глаголов.

- В каких предложениях употребляются безличные глаголы? (слайд 12)

- Содержание задания № 4 позволит проверить ваше умение находить предложения с безличным глаголом в роли сказуемого.

Задание № 4. Запишите номера предложений, в которых имеются безличные глаголы. (слайд 13,14).  За каждое предложение - 1 балл.

1. Не слышалось никакого шума.

2. Сильно хотелось мороженого.

3. Сено пахнет летней свежестью.

4. В зале дышится легко.

5. Ветер громко воет в трубе.

6. Подморозило, и воздух стал свежим.

- Назовите номера предложений с безличными глаголами. Баллы, полученные за выполнение данного задания, внесите в диагностический лист.

- Вашему вниманию предлагаются предложения с личными глаголами в роли сказуемого. Вы должны будете изменить предложения, используя в роли сказуемого безличный глагол. Таким образом, мы проверим ваши умения в составлении предложений с безличными глаголами.

Конструирование предложений с безличным глаголом.
Физкультминутка.

-Молодцы, ребята, хорошо поработали и, конечно, устали.

Задание: встаньте, ребята. Сейчас я буду читать стихотворение, а вы изобразите названные мною действия. Ваши движения не должны мешать соседу.

 

Мы писали, мы писали,

Всё глаголы изучали,

По крупицам собирали.

И признаться: мы устали.

А теперь мы отдохнем

И работать вновь начнем.

- Садитесь, ребята. Мы продолжаем работать.

 

Задание № 5. Измените предложения, используя в роли сказуемого безличный глагол. (слайд 15, 16). За каждое предложение - 1 балл.

Приближается рассвет. – ?
Наступает вечер. – ?
В этот ясный, солнечный день все хорошо работали.–?
Мы долго не хотели уходить из зимнего леса. – ?
Мой друг по вечерам не сидит дома. – ?
Из-за страшной грозы они не спали.- ?

- Прочтите составленные предложения. Какие могут быть варианты при составлении предложений. (Можно использовать разные формы безличных глаголов).

- Подсчитаем количество заработанных баллов и результат запишем в диагностический лист.

- Задание № 6 сложное, но здесь у вас есть право выбора. Вы выбираете то задание, которое сможете выполнить. Обратите внимание: задания оцениваются по-разному.

Работа со схемами.

Задание №6. (На выбор) А. Придумайте предложения, соответствующие данным схемам. (слайд 17, 18). За каждое правильно составленное предложение – 3 балла.

 

1. [=].    2. [– =], и [=].    3. [=], (когда…..).

 

Б. Составьте схемы данных предложений. Знаки препинания не расставлены.                               За каждую правильно составленную схему – 1 балл.

Жгучим морозом опаляет лицо.
 Мне долго не спалось и я включил телевизор.
Стиснуло горло потому что я выпил холодной воды.

- Давайте проверим, как вы выполнили данное задание.

- Какая пунктограмма есть в предложениях задания 6Б.

- Теперь подсчитаем правильные ответы, определим количество баллов и результат занесем в диагностический лист.

- Итак, ребята, мы выполнили все задания.  

- Запишите домашнее задание

11. Домашнее задание. ( на выбор) (слайд 19)

Написать сочинение - миниатюру на одну из тем:

«Весна-красна».

«На заре».

Упр. 515.

 Внимательно посмотрите в свои тетради и в диагностический лист и ответьте на вопрос: «Чему я сегодня научился на уроке и над чем мне еще надо поработать».

12.  Подведение итогов. Ответьте на вопрос: «Чему я сегодня научился на уроке и над чем мне еще надо поработать». (слайд20)

13.  Оценки за урок.  (слайд 21)

- Ребята, подсчитайте общее количество баллов и поставьте себе оценку за урок.

34 б- «5»

33- 29 б – «4»

28 – 20 б – «3»

 

Список использованной литературы

Русский язык. 6 класс. Учебник в 2 ч.  Баранов  М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др. - М., 2014.
 Богданова Г.А. Уроки русского языка в 6 классе: 3-е изд.- М.: Просвещение, 2003.
Граник Г.Г. Дидактические карточки-задания по русскому языку. 5-9- кл./М.: АСТ: Астрель, 2003.
Обучение русскому языку в 6 классе: Метод. рекомендации к учеб. для  6 кл. общеобразовательной учреждений/ М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова.- 3-е изд.- М.: Просвещение, 2003.


Просмотров: 307 | Загрузок: 65
Автор: Сидорова Л.В.
Теги: глагол
Предмет: Русский язык


Похожие образовательные материалы:
Всего комментариев: 0
avatar