Конспект и презентация к уроку русского языка 6 классе "Спряжение глагола"

Цель: совершенствовать навыки правописания личных окончаний глаголов I и II спряжения

Ход урока:

Этап урока

Учебный материал с указанием заданий

2. Работа с текстом (текст дан на слайде)

1.Приготовьтесь к выразительному чтению.

     Под развесистой липой сидит Старый Учитель и   записывает в школу детей. Новички робеют,   слышится шёпот родителей. 

     К учителю подходит седой старик. Учитель  

пристально смотрит на него, на миг жмурится и снова глядит ему в глаза. Он узнаёт своего первого ученика. Шестьдесят лет тому назад под этой липой он записывал его в школу. "Остап, это ты?" – тихо спрашивает Старый Учитель. "Я, учитель…  Привел внука… Маленького Остапа". Старый Учитель и его первый ученик обнимаются и целуются.                           (По В.Сухомлинскому)

2. Можно ли этот фрагмент назвать текстом (вспомните, что называется текстом?)

3. Определите тему текста (вспомни, что называется темой)? Озаглавьте текст, раскрывая его тему.

4. Определите стиль текста. Мотивируйте ответ.

 5. Какую роль играют глаголы?

6. Найди в тексте глаголы, выпишите их в тетрадь

3. Целеполагание

На этом уроке мы продолжаем работать в рамках большой темы «Глагол». Сегодня мы вспомним, как определить спряжение глагола, и потренируемся правильно выбирать гласную личного окончания глагола в зависимости от его спряжения

4. Работа с алгоритмом

С опорой на алгоритм определите спряжение глаголов, которые вы выписали из текста

5.Распределительный диктант: запишите глаголы в два столбика, разделяя их по спряжениям

открыть, присесть, обидеть, купить, стелить, дышать,  терпеть, прочитать, решать, ненавидеть, рассказать, отвечать, сочинить, проверять, говорить, смотреть, учиться, стараться, разрезать, брить

6.Промежуточный контроль: определение спряжения глагола

обидеться, слышать, мчаться, терпеть, драться, двигать, зависеть, сдаться, пилить, решать.

7. «Минутка культуры речи»

Перед вами (на слайде) шуточное стихотворение Новеллы Матвеевой, которое говорит о серьезных вещах: о культуре речи. Прочитайте стихотворение и самостоятельно сформулируйте правило об употреблении глаголов ОДЕТЬ и НАДЕТЬ.

Вставьте глаголы в предложения (устно):

а) Мать _____ пальто и стала ____ дочку, чтобы

идти на прогулку.

б) На стройплощадке необходимо ____ на голову

 защитную каску.

Составьте свое предложение, употребив глагол ОДЕТЬ / НАДЕТЬ в форме 2 лица ед.числа.

Какую гласную вы написали в личных окончаниях этих глаголов? Почему?

8. Работа с учебником: мы закрепили навыки определения спряжения глагола, это поможет нам правильно выбрать безударную гласную личных окончаний глаголов

Устно: упр. № 154. Задание: запишите данные глаголы в форме 2-го лица множ.числа, учитывая, к какому спряжению относится глагол. (Вообразить (II)…)

Объяснительное письмо: из упр. №155 выпишите глаголы с орфограммой в безударном личном окончании глагола.

9. Контрольное тестирование

I вариант:

1. Укажите глаголы I спряжения:

а) рассмотреть                             г) ненавидеть

б) рассказать                               д) бороться

в) шептаться                                е) решиться

2. Укажите спряжение глаголов:

а) качать   б) заметить  в) слышать   г) брить

3. Вставьте безударные гласные в окончания глаголов:

а) бормоч...т  б) взлета..т  в) хохоч..т   г) ненавид..т 

 

II вариант

1. Укажите глаголы II спряжения:

а) рассмотреть                             г) бояться

б) услышать                                д) бриться

в) стелить                                    е) бежать

2. Укажите спряжение глаголов:

а) играть  б) чистить   в) охранять   г) видеть   

3. Вставьте безударные гласные в окончания глаголов:  

а) тащ..т    б) стел..т     в) гон..т     г) кол..т

10. Подведение итогов урока

Чему сегодня мы учились на уроке?

Поднимите руки, кто научился определять спряжение глагола? Легко ли определить спряжение глагола?

Кто пока не совсем уверен в своих навыках определения спряжения, скажите: что показалось вам наиболее трудным?

Что нужно сделать, чтобы преодолеть эти трудности?

11. Выполнение домашнего задания поможет вам еще раз повторить теорию и закрепить навыки правописания личных окончаний глаголов

по «Теории»: § 91

письменно (на выбор учащихся):

- упр. № 156: с опорой на справочный материал упражнения по инфинитиву определить спряжение глаголов, записать по образцу глаголы в форме 3 лица ед., мн.числа

- упр. № 157: записать пословицы, ставя глаголы в нужном лице и числе и выделяя личные окончания глаголов

- творческое задание: составить мини-текст, употребляя в форме 2-3  лица ед.числа глаголы из упр. №156 (не менее 8-10 глаголов)


Просмотров: 366 | Загрузок: 66
Автор: Мызникова Е.В.
Теги: глагол
Предмет: Русский язык


Похожие образовательные материалы:
Всего комментариев: 0
avatar