Конспект и презентация к уроку повторения и закрепление изученного материала по теме "Лексика и фразеология"

Цель урока:  

1) Повторить и закрепить основные темы раздела «Лексика и фразеология»,

2)  продолжить освоение  употребления лексики (синонимов, антонимов,   паронимов, омонимов  и т.д.)  в речи,

 3) продолжить развитие творческих способностей учащихся через   

 индивидуальную  работу с   детьми, имеющими высокую познавательную потребность,

 4)  воспитание любви к русскому языку, эстетического отношения к слову.       

 

                                      Ход урока.

1.Организационный момент.

2. Сообщение темы и цели урока.

    Сегодня на уроке мы должны повторить и закрепить основные термины, изучаемые в разделе «Лексика и фразеология»,  учиться использовать    их  в своей речи, обогащая ее синонимами, омонимами, паронимами, антонимами, фразеологизмами.

 

3. Проверка домашнего задания.

    1) 2 человека работают за компьютером с тестом и тренажёром  по теме «Лексика и фразеология».

          

    2) Повторение теоретического материала через решение кроссворда по теме урока, составленного ученицей.

 (Выполнение индивидуального задания). (Приложение №1).

    3) Анализ стихотворения Н.Рубцова «Звезда полей»: Какие  выразительные средства языка  использует в нем поэт? Определить их роль в тексте.  Сопоставить выразительные языковые   средства в первой и второй частях стихотворения. Чем они различаются?  (Индивидуальное задание  в рамках подготовки к  муниципальному этапу Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку).

 

4)  Презентация  электронного пособия «Анализ лирического произведения». (Пособие составлено учеником в помощь одноклассникам.) ( Приложение №2).

 

4.Закрепление материала.

   Упражнения на закрепление материала.

 Какое лингвистическое понятие иллюстрируют пары слов:

гуманный и гуманитарный, водный и водянистый, вечный и вековой?

 

В каком предложении вместо слова БЛАГОДАРНЫЙ нужно употребить БЛАГОДАТНЫЙ?

 

        Запишите предложение в исправленном виде.

 

       3)  Какой словарь поможет вам при затруднении в правильном выборе слова?

       4)  О каком языковом явлении говорится в стихотворении:

                            Много разных есть ключей:

                            Ключ-родник среди камней,

                            Ключ скрипичный, завитой,

                            И обычный ключ дверной.

              Почему возникают омонимы? Каковы причины появления их в языке?

 

        5) Задание.

            Какими частями речи могут быть слова ТРИ, СЕМЬЮ, МОЙ, ПРОСТОЙ, СТЕКЛО   в зависимости от контекста?

            Составьте с ними словосочетания или предложения, чтобы часть речи не вызывала    сомнения.

        6) Задание.

              Какими частями речи является слово «путём»  в предложениях?

          А) Почта была доставлена водным путём.

          Б)  Разногласия были устранены путём переговоров.

          В)   И слова-то путём не умеет молвить, а еще петербургский!

           Г) У него уже выработалось, путём подражания взрослым, приемы заправского акробата.

 

Вопрос:  вам необходимо уточнить значение слов-омонимов, а словаря омонимов у вас нет. Каким словарем вы воспользуетесь? (Можно воспользоваться толковыми словарями под редакцией Ожегова С.И и др., а также использовать компьютерную энциклопедию Кирилла и Мефодия).

 

       7) Задание.

           1 уровень. Выполнение упражнений 19, 20(устно) по заданию в учебнике «Русский язык.  10-11 классы «. ( Авторы: В.Греков, С.Крючков,  Л.Чешко).

 

          2 уровень. Составить и записать небольшой текст с использованием синонимов:

                             Синий, васильковый, индиговый, ультрамариновый, сапфировый.

 

        8)  Найти вторую часть фразеологизма и дописать его. Работу выполняем на листочках.

А.         

 1. Невзирая на__________________

2.Два сапога______________.

3.Буря в ____________________.

4.Топтаться на_________________________

5.Кусать_____________. 

6.Не мудрствуя________________.

7.Зарубить себе ____________________________.

8.Волчий__________________

9.Как две капли воды___________________.

10.Сулить золотые_________________________.

11.Еле-еле душа_________________________.

12.На сон________________________.

13.Голод не ________________________.

14. Нельзя ли для  прогулок  _______________________.

15.Рожденный ползать__________________________.

16.Краем уха_________________________.

17.Калиф на_________________.

8.Овчинка____________________________________________.

19.Проще пареной______________________.

20.Кисейная____________________________.

 

Б.  К данным фразеологизмам подобрать и записать фразеологизмы-синонимы.

     1.Во весь дух____________________________.

     2.Как свои пять пальцев_____________________________.

    3.Как снег на голову______________________________.

    4.Капля в море_______________________________.

    5.Ни рыба  ни мясо____________________________.

    6.Чуть свет________________________________.

 

 В. К данным фразеологизмам подберите фразеологизмы-антонимы.

 

1.В двух шагах_____________________________.

 

       3.Засучив рукава__________________________________.

       4.На худой конец__________________.

        5.Пасть духом________________________.

        6.Хоть пруд пруди______________________.

 

Г.Индивидуальное задание  в рамках подготовки к олимпиаде.

   Задание: подберите к английскому фразеологизму синонимический русский.

 

Сердце опустилось в ботинки  ___________________________

2.   Не годится, чтобы держать свечу кому-либо  ________________

3.   Это все еще в воздухе  ___________________________________    

    4.   Круглый колышек в квадратном отверстии  _________________

    5.   Называть лопату лопатой ________________________________

   6.    Обещать луну  _________________________________________

   7.    Знающая старая птица  __________________________________

   8.    Пользоваться кувалдой, чтобы расколоть орех _______________

 

9. Организация сопутствующего повторения.

     Работа с текстом (подготовка к сдаче ЕГЭ).

 Любите ли вы литературу так, как люблю ее я?  (2) То есть любите ли вы читать книги? (3)Затратное занятие.  (4)  Но это как посмотреть. (5)  Есть книги, не сокращающие жизнь на часы, что потрачены на их чтение, а удлиняющие ее.  (6)  Словно побывал в местах, где никогда не был, сошелся с людьми, с которыми никогда бы не пересекся, они стали близкими, часто ближе друзей, реальнее друзей, откровеннее самых близких людей. (7) Человек узнает из книг то, что он уже знал о себе, но не знал, что знает.

    (8) Есть и другие. (9) Потраченное на них время вычеркнуто из  жизни. (10) Будто просидел три часа на бесполезном собрании.  (11) после таких книг становишься только глупее.

(12)  Вечная проблема выбора. (13) Электронные версии толстых журналов немного облегчают жизнь. (14)  Можно спокойно полистать, присмотреться, принюхаться. (15) Но полиграфия нынче быстрая, книгу издают за две-три недели. (16)  А в «толстяках» редакционный цикл- полгода, а то и больше. (17) Ничего удивительного, что многие писатели  предпочитают не связываться с журналами, а сразу несут рукопись в издательство. (18) Так и получается: заходишь в любой книжный – глаза разбегаются. (19) Хочется купить все. (20) Как голодный перед колбасной витриной. (21) Но уже знаешь, что не все съедобное. (22) А что съедобное и что не съедобное? (23) На обложках рейтинговые звезды не вытиснены. (24) А те, что вытиснены, вранье. (25) Плавали, знаем, успели распробовать.

  (26) Экспансия коммерческой литературы сужает круг потенциальных читателей, которых в России осталось не так уж много.  (27) Казалось бы, что за беда?  (28) Читают – и пусть себе. (29) Все лучше, чем пьянствовать. (30) Но не так-то все просто.  (31) Есть книги, без которых можно спокойно жить. (32) Есть телевизор, есть газеты, есть компьютерные стрелялки. (33) А есть книги, без которых жить трудно. (34) И если в юности не попалась книга, перепахавшая душу, читатель для литературы потерян. (35) Он будет жевать литературный попкорн в полной уверенности, что читает книгу, не подозревая о том, что она всего лишь похожа на книгу, а к животворной литературе никакого отношения не имеет. (36) И таких читателей  становится все больше.

   (37) Но неужели все так безнадежно? (38) Неужели читателю, любящему живую книгу, остается утешаться нетленной классической литературой? (39) К счастью, нет . (40) Поразительная закономерность. (41) Живая книга чудом пробивается к читателю. (42) И диктат рынка ей не слишком большая помеха.

                                                                                       (По В.Иванову).

 

Задания к тексту.

 

1.Какое утверждение не соответствует содержанию текста?

 

   А) Вовремя прочитанная книга способна изменить жизнь, увлечь хорошей литературой.

   Б)  Несмотря на обилие книг, перед современным читателем возникает проблема выбора.

   В) Работа со словом – всегда искусство, в котором жанре она бы ни  велась.

   Г) Хорошие книги помогают человеку познавать окружающий мир и себя.

2. Какой(-ие) тип(-ы) речи представлен(-Ы) в предложениях 31-36?

 

    А) Повествование и описание

    Б) повествование

    В) описание

    Г) рассуждение

 

3.В каком предложении употреблены антонимы?

    А) 5            Б)18           В) 21         Г)26

 

4.Прчитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста.

    В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на месте пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.

    

«Автор ведет диалог с читателем, используя такой прием, как ______________ (предложения 27-29, 37-39).Общение автора с читателем эмоционально, полемично, что подчеркивает, например, употребленное в тексте _________ («вранье»). Такой прием, как ____ («Можно спокойно прожить») в предложении 31 – «без которых мне трудно» в предложении 33), и такой троп, как_____________(в предложении 34), позволили автору очень убедительно и образно высказать свою точку зрения».

 

Список терминов:

 

Метафора
Диалектизм
Лексический повтор
Ряды однородных членов
Эпитеты
Парцелляция
Просторечное слово
Вопросно-ответная форма изложения
Противопоставление

 

5. Организация речевой практики.

Выскажите свое мнение по поднятой в тексте проблеме.

( Ответы учащихся ).

 Итог урока.

Итак, русский неизмеримо богат. Нет такого слова, явления, понятия, которое невозможно было бы выразить русским языком. Он насыщен синонимами, омонимами, паронимами, фразеологизмами. Появляются новые слова, исчезают или заменяются другими устаревшие

Какова вообще роль слова в языке? ( Ответы учащихся )

11.Домашнее задание.

Написать сочинение по прочитанному тексту.
Индивидуальные задания:

Написать  рекламу какого-либо словаря по русскому языку (по типу телерекламы  или радиорекламы).
Подготовить   сообщение о следующих языковых явлениях: ОКСЮМОРОН, КАЛАМБУР, ЭЛЛИПСИС. 
Подготовить сообщение на следующую тему:

«Как различают синонимы лексические, стилистические, синтаксические?»


Просмотров: 298 | Загрузок: 51
Автор: Гузанова Т.И.
Теги: фразеология, лексика
Предмет: Русский язык


Похожие образовательные материалы:
Всего комментариев: 0
avatar