Конспект и презентация Интегрированного урока русского языка и математики "Путешествие в страну Числяндию"

Цель: -знать имена числительные, их грамматические признаки и правописание.

-Уметь определять падеж, разряд.

-Проверить усвоение темы « Сложение и вычитание отрицательных чисел».

-воспитывать устойчивый интерес к русскому языку и математике.

Оборудование:  презентация, раздаточный материал, индивидуальные задания.

                          

Ход урока

I .Организационный момент.     (учитель математики)   

 1.Звучит песня «Дважды два четыре»  Слайд 1

слайд 2

 Эпиграф:

 «Имя числительное!

   Как обойтись бы без числа наука точная могла?

  Расчет во всяком деле нужен,

  Ты и с числительным будь дружен !»

                                                                    

2 (учитель русского языка) Чтение учителем русского языка стихотворения ;                                

 С понедельника неделя                                                     

 Начинает свой отчет,                                                           

 Мы хотим, чтоб вы за дело

          Получали лишь отчет.

          Чтоб  учились, не ленились
         И хотели бы всё знать,
         В школу утром торопились -
         Мы ведь рады вас встречать!

 

II  Вступительное слово учителя.

Мы, ребята, познакомились с числительным, как с частью речи. И можно с уверенностью сказать, что огромно значение чисел в жизни человека. А с числительным мы с вами встречаемся на каждом уроке, когда записываем число месяца.

Запишите в тетрадях:  11 марта.

               Классная работа.

Имя числительное и число.

 

   Ребята! Сегодня у нас с вами необычный урок, он называется интегрированный. т.е. мы проведем и русский язык, и математику. И это неслучайно. Можно назвать известных людей, которые одинаково знали и интересовались несколькими науками. Например: слайд 3 (по щелчку)

Софья Ковалевская была известным математиком и  писательницей; 

 М.В.Ломоносов - физик, химик, математик;

А.С.Грибоедов – поэт,  драматург, учился на словесном и физико-математическом факультете;

 А.И. Солженицын- известный писатель, публицист, а по профессии- учитель физики и математики.                                          

В ходе урока, мы совершим путешествие в  страну Числяндию. Чтобы попасть в столицу этой страны пригодятся  ваши знания по  русскому языку  и математике, а смекалка и находчивость помогут  преодолеть все препятствия, которые встретятся нам на пути: это и Волшебный  лес, долина Проб и Ошибок, река Падежей и Знаков, горы Математики и Грамматики. Итогом нашего путешествия станет столица Числяндии.

Самые активные путешественники будут собирать бонусы в виде звезд.

А наградой за них вам будут хорошие оценки.

 

I    Учитель математики: Мы подошли с вами к границе прекрасной страны. Она начинается сразу за этим Волшебным лесом. слайд 4

 Пройти по этому лесу и не заблудиться помогут вот эти листочки

-  Ребята, помогите расчистить  дорожки, столько листьев вокруг, не пройти, не проехать.

- Листья это не простые, а загадочные, каждый лист - это  правило.  Только тогда  лист в корзину  попадёт,  когда  вы правильно ответите.

 

1. Какие числа называются положительным?

2.Какие  числа называются отрицательными?

3. Как сложить два отрицательных числа?

4. Как сложить два числа с разными знаками?

5. Как вычесть из одного отрицательного числа другое отрицательное число?

6. Как вычесть из одного числа другое, если они имеют  разные  знаки?

 

Учитель русского языка

1. Что такое имя числительное?

2. Какие   бывают числительные?

3.Какие имена числительные называются количественными?

4.Какие имена числительные называются  порядковыми?

5.Назовите разряды количественных числительных?

6. Как отличить имена числительные от других частей речи с числовым значением?

Подведение итогов первого испытания. Молодцы, справились с первыми трудностями.

 

II   Учитель русского языка: Видите, перед нами  долина расстилается между гор  высоких. Это Долина Проб и Ошибок.

слайд 5

 Тот пройдёт беспрепятственно, кто правильно определит, является ли данное слово числительным или это другая часть речи с числовым значением, а также подберёт правильные ответы к примерам по математике.

Начнём с русского языка:

1 и 4 команда записывают числительные ,

2 и 3 команда - слова с числовым значением.

слайд 6

 

Единица, одна вторая, миллион, раз, пять, семнадцатый, тройник, оба, двойник, пара, двадцать пять, тридцать второй.

Молодцы, с заданием справились!

 

Учитель математики:

А теперь задание математическое – чья команда быстрее выполнит действия.

слайд 7

 

Решите примеры:

-30 + 120

80 + (-105)

-5,8 + (-2,2)

4,5 + (-2,1)

15,7 + (-3,4)

110 + (-40)

-125 + 63

-3,5 + (-12,5)

8,2 + (-12,5)

-3,7 + 9,9

Подведение итогов второго испытания.

Победила команда……….

 

III.  Учитель математики: По долине  пробежали быстро, с заданием справились, молодцы, ребята! Но что это там впереди блестит? Да это река Падежей и Знаков! слайд 8

 

 Тот первый через неё переправится, кто быстрее мостик вымостит из правильных ответов (работа по группам):

Поставьте вместо * знак - или + , чтобы равенства были верными: слайд 9

 

(*73)  + (* 21) = -52

(*27) +  (*19) = 8

(*3,5)  +   (*2,6)= -6,1

(*2,3) + (*4,8) = 2,5

(*3,2)+  (*5,8) = 2,6

(* 87) +  (*34) = 53

(*25) +  (*18) = 7

(*3,4) +  (* 2,7) = -6,1

(* 3,2) + (*4,7) = - 1,5

(*5,3) +  (*7, 4) = -3,1

Проверьте себя слайд 10 (раздать индивидуальные задания)

 

Учитель русского языка:

 1. А теперь по очереди прочтите свой первый пример. Назовите разряд числа полученного в ответе:

 

2. Произнесите по очереди (индивидуальная работа, 1 человек от команды; взаимооценка) :

к 35,  от 57, без 3,5, нет 168,  к 3,  от 9/11,  нет 6/8, без 15 слайд 11

 

Физминутка

 

IV. Учитель русского языка: слайд 12

   Горы математики и грамматики встали перед нами на пути, подняться можно на  вершину только по канатной дороге, но воспользоваться ею могут только те, кто найдет ошибки в употреблении формы слов оба-обе: слайд 13

Один человек от команды читает 1-ну фразу и говорит есть ли ошибка, если есть – исправляет, остальные внимательно слушают.

У обеих мальчиков, к обоим девочкам, с обеими подругами,  с обоими ботинками

 

Учитель математики: А спуститься с горы мы сможем, если определим корень уравнения: чья команда быстрее справится с заданием получают бонус слайд 14

Х +(-3) =8

-7 + Х =10

Х+5 = -15

Х+ (-7) = 10

Х+ (-5) = -7

-8+ Х = 10

Х + 7 = -18

Х + (- 8) = 10

Ответы: (проверка вслух)

 

Учитель русского языка: Вот перед нами и столица Числяндии. слайд 15

Чтобы доказать ее жителям, что мы самые умные, дружные и находчивые, необходимо выполнить  задание - решить ребусы

 

VI.  Учитель русского: Мы подошли к воротам города, но вход перегородили стражники. слайд 16  (учитель математики собирает и подсчитывает бонусы)

 

Им следует заплатить за вход: Команды по очереди называют пословицы, поговорки или загадки, содержащие число или числительное. Первыми войдут в город те, за кем останется последнее слово. (Аукцион)

 

VII.  Итог урока: Молодцы, вы успешно преодолели все препятствия в наем путешествии. В награду самые активные и умелые получают оценку 5(команда….), остальные за хорошую подготовку получают 4. Спасибо за урок.


Просмотров: 110 | Загрузок: 43
Автор: Небелюк М.Р.
Теги: числительное
Предмет: Русский язык


Похожие образовательные материалы:
Всего комментариев: 0
avatar