Конспект и презентация игры "Материалы по формированию культуры речи"

ЦЕЛИ:

познакомить детей с очередным разрядом местоимений;
развивать письменную и устную речь детей;
формировать правила вежливого обращения.

 

«Нам дан во владение самый богатый, самый меткий, могучий и поистине волшебный русский язык»
                           К.Г. Паустовский

 

Ход урока

 

Сообщение целей урока.

Сегодня мы познакомимся с очередным разрядом местоимений и продолжим изучать речевой этикет: вспомним некоторые правила вежливого обращения.

Проверка домашнего задания.

- Какие местоимения называются личными?

- Почему они называются личными?

- Каковы особенности личных местоимений?

3. Беседа.

Давайте поговорим о местоимениях второго лица. Назовите их.

Только ли для множественного числа употребляется местоимение «вы»?

Действительно, местоимение «вы» - это вежливая форма обращения к человеку. В речевом этикете, ребята, существуют понятия: ты-общение и вы-общение, т.е. с одними людьми мы можем общаться, используя местоимение «ты», а с другими можем говорить только «вы».

Отчего это зависит?

Ты- или вы-общение зависит от того, к кому вы обращаетесь? Или от ситуации общения? А может быть так, что в одной ситуации вы говорите человеку «ты», а в другой «вы»?

(Ученики приводят примеры)

Молодцы, привели удачные примеры. Не забывайте о вежливости никогда, общаетесь ли вы с человеком на «ты» или на «вы».

Послушайте сообщение о том, как употреблялись личные местоимения в XIX веке.

 

4.Сообщение подготовленного ученика.

   Доклад о правилах употребления ты  и вы  в царской России.

 

В царской России к барину нужно было обращаться на «вы», а он к своим крестьянам, независимо от возраста, обращался на «ты». В армии офицерам говорили «вы», а солдатам - «ты».

Известны даже трагические последствия грубого обращения на «ты». Об этом рассказывает писатель В. Н. Иванов в книге «Александр Пушкин и его время»:

«30 октября 1830 года в «Литературной газете» появилось такое сообщение:

Вот четыре строчки Казимира де Виня для памятника, который предполагается воздвигнуть в Париже жертвам Июльской революции:

- Ответь мне, Франция, как звали тех героев?

Имен их здесь на памятнике нет!

«Свободной ставшей вмиг – спросить их не успела!

- Вот мой ответ!»

это упоминание о революции подымает бурю

 

Бенкендорф потребовал к себе А. Дельвига и в присутствии жандармов самым грубым образом обратился к нему с вопросом: «Что ты опять печатаешь недозволенное?»

Выражение «ты» вместо общеупотребительного «вы» не могло с самого начала этой сцены не подействовать весьма неприятно на Дельвига.

На возражения Дельвига Бенкендорф раскричался и выгнал его со словами: «Вон, вон, я упрячу тебя с твоими друзьями в Сибирь».

Друзья Пушкина и Дельвига протестовали против грубости генерала, заставили извиниться перед Дельвигом и даже разрешить выпускать газету… Но вся эта история так подействовала на Дельвига, что он свалился, заболел, впал в апатию и больше так и не встал со своего дивана».

 

Наблюдение над материалом, записанным на доске:

Т…атр открывается!

К началу всё готово!

Б…леты предл…гаются

За вежливое слово.

- Ка(с,сс)а, выдай мне билет!

-Ваше вежл…вое слово!

- (У) меня такого нет.

- Ах, (у) вас такого нет? (Не) получите б…лет.

Спишите, вставляя пропущенные буквы и раскройте скобки. Найдите местоимения.

- Какое из них указывает на принадлежность?

- На какой вопрос оно отвечает?

- Как называется прилагательное, отвечающее на вопросы: чей? чья? чьё? чьи?

- Сможет ли вы ответить, какие местоимения называются притяжательными?

Чтение правила по учебнику.

- Как вы думаете, почему на одном уроке встретились притяжательные местоимения и этикет? ( Внешнее проявление внутренней культуры, умение вежливо общаться связано с умением правильно употреблять местоимения)

Работа с таблицей. (Распечатана на каждого ученика)

- Когда мы используем местоимение ты, твой – Вы, Ваш? Обратимся к таблице.

Употребление местоимений

Вы, Ваш уместно:

Употребление местоимений

ты, твой уместно:

1) по отношению к незнакомому, малознакомому адресату;

1) по отношению к хорошо знакомому адресату;

2) в официальной обстановке;

2) в неофициальной обстановке общения;

3) при подчеркнуто вежливом сдержанном отношении к адресату;

3) при дружеском, фамильярном, интимном отношении к адресату;

4) по отношению к равному и старшему (по возрасту, положению) адресату.

4) по отношению к равному и младшему адресату

 

Обратимся к записанному нами четверостишью. Вежливым ли было обращение к кассиру?

Разыгрывание по ролям в парах ситуации общения «У кассы» (в кинотеатре, театре, на стадионе, вокзале, в аэропорту).

-Какую форму обращения вы используете? Какие местоимения вам понадобятся?

- Какие выражения просьбы (пожалуйста, будьте добры, разрешите попросить, будьте любезны) и благодарности (спасибо, благодарю) вы используете? (Записать на доске)

Две -три пары учеников представляют (в ролях) коммуникативную ситуацию. Учитель вместе с классом анализирует её, обращая внимание на средства речевого воздействия.

 

Лингвистическая задача

- Прослушай отрывки из стихотворений.

- Определи, к кому обращаются поэты? В каком значении употреблено местоимение ты Некрасовым и в каком – Исаковским?

 

Памяти Добролюбова

Суров ты был, ты в молодые годы

Умел рассудку страсти подчинять.

Учил ты жить для славы, для свободы,

Но более учил ты умирать.

                           (Н А Некрасов)

 

Ты по стране идёшь, и нет преграды,

чтобы тебя остановить могла.

Перед тобой смолкают водопады

И отступает ледяная мгла.

Ты по стране идёшь. И все твои дороги

Перед тобой раскрыла мать-земля.

Тебе коврами стелются под ноги

Широкие колхозные поля…

                       ( М. Исаковский)

 

Самостоятельная работа.( Текст у каждого ученика)

Вежл…вость предпол..гает искусство человеч..ского общения. В разных языках встр..чается множество вариантов вежл..вого обр…щения, иногда очень странных, на наш взгляд. Так, в Италии вежл..вым обр…щением было Ваша светлость, Ваша честь, Ваша вл..детельность.

- Спишите, вставьте пропущенные буквы. Найдите притяжательные местоимения, подчеркните их.

- Выделите окончания притяжательных местоимений. Что они обозначают?

- Как изменяются притяжательные местоимения?

- Просклоняйте (устно): ваша большая корзина, твой голубой шарф.

 

Будь внимательным. (Устно. Текст у каждого ученика.)

Найдите ошибки в предложении. Прочитайте  в исправленном виде.

1. Сегодня вечером к мене должны прийти одноклассники.

2. Мне бы очень хотелось наследовать примеру этих людей.

3. Я с отцом ездили на рыбалку.

4. Ты мне скажи откровенно. Сколько я ещё смогу тебя ждать.

5. Он был любимцем с детства матери.

 

12.   Чтение образцов поздравлений.( Даны каждому ученику, в виде образца красиво оформлены на доске)

 

Дорогой Боря!

Поздравляем тебя с Новым годом!

Желаем здоровья, счастья, успехов в учёбе.

                                Твои друзья Петя и Ваня.

 

Уважаемая Анна Ивановна!

С Днем 8 Марта Вас поздравляет 6 класс!

                                                 Ваши ученики.

 

Дорогая бабушка!

Поздравляем тебя с днем рождения!

Желаем многих лет жизни, счастья, здоровья!

Крепко целуем.

                                       Твои внуки Миша и Вася.

 

13. Беседа о правильном оформлении поздравления.

Ребята, при оформлении поздравления очень важно обратиться к человеку, которого поздравляете. Если это взрослый человек, ваш учитель, мы обращаемся: уважаемый Иван Иванович, уважаемая Марья Ивановна. Если это ваш родственник, можно обратиться: дорогой дедушка, дорогая мама. Дальше следует само поздравление: поздравляю с днем рождения, поздравляю с Новым годом. Далее обязательно пожелания: традиционно желают хорошего здоровья, успехов в работе или учебе, счастья, всего самого наилучшего. Местоимение Вы, Вам в знак уважения пишется с большой буквы. Поздравление обязательно подписывается, ставится дата.

Подведение итогов.

- Что вы узнали о притяжательных местоимениях?

- Об особенностях употребления местоимений Ты (твой) – Вы (Ваш)?

15. Домашнее задание.

Предлагается написать поздравление официальному лицу (руководителю кружка, библиотекарю, учителю) или неофициальному лицу (маме, сестре, другу) с использованием личных и притяжательных местоимений.

 

«Мы должны оберегать язык от засорения, помня, что слова, которыми мы пользуемся сейчас, будут служить многие столетия после нас…»

                                С.Я.Маршак

 

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:

повышать речевую культуру школьников;
развивать правильную речь детей;
расширять и углублять знания учащихся по русскому языку и литературе.

 

 УСЛОВИЯ ИГРЫ:

В игре участвуют 3-4 учащихся (или несколько команд).

Каждый по очереди выбирает категорию и задание, отличающееся уровнем сложности.

Победителем становится участник, набравший наибольшее количество очков.

 

Услышь меня.

10 – Укажите, сколько раз встречается звук т в предложении:

        Документ подписан директором.

20 – Укажите, сколько раз встречается мягкий звук з в предложении:

        Зина обратилась с просьбой к Лизе.

30 – Укажите, сколько раз встречается звук л в предложении:

        Лес, освещаемый лучами солнца, шумел вдали.

40 – Укажите, сколько раз встречается звук й в предложении:

        «      …Постой,

       Бабушка, постой немножко,-

       Ей кричит она в окошко…»

50 – Укажите, сколько раз встречается звук  а в предложении:

        «…помолясь усердно Богу,

        Отправляется в дорогу…»

 

Твой выбор.

Расставь правильно ударение. Прочитай.

10 -  Арбуз, верба, гражданка, документ, засуха, инструмент, километр, компас, крапива, магазин.

20 – Молодежь, ненависть, партер, портфель, предмет, процент, равенство, свекла, сирота, статуя.

30- Плато, начал, баловать, звонит, нефтепровод, реле, сени, прибыть, премировать, академия.

40 – Столяр, средствами, намерение, копировать, свободнее, депо, красивее, шофёр, оптовый, сливовый,.

50 – Бездарь, квартал, щавель, силос, углубить, ворота, торты, лечо, дефис, гусеничный.

 

Красноречие.

Произнесите скороговорку, меняя темп произношения от медленного до быстрого.

10 - Фараонов фаворит на сапфире сменял нефрит.

   20 – Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.

   30 -  На дворе дрова, за двором дрова, дрова вдоль двора.

   40 – Забыл Пакрат Кондратов домкрат, а Панкрату без домкрата не поднять на тракте трактор.

   50 - Шли сорок мышей, нашли сорок грошей, две мыши поплоше нашли по два гроша.

 

Кот в мешке.

10 – В каком фразеологизме упоминается действие из  таблицы умножения?

       ( Знать как дважды два)

20 – Вспомните фразеологизм, доказывающий, что у газеты есть ноги.

       (Держать вверх ногами)

30 – Из какого фразеологизма мы узнаём, что вопрос заболел?

       (Больной вопрос)

40 -  Из какого фразеологизма мы узнаём, что у земли есть лицо?

        (Стереть с лица земли)

50 – В каком фразеологизме даже враги именуются друзьями?

        (Ненавидеть друг друга)

 

Четвёртый лишний.

10 – подберёзовик, прорубь, хлебный, разобьется

20 – опека, недоуменно, афера, желчь.

30 – отгул, отбой, отлив, отзвук.

40 – смерч, пончик, бантик, стена.

50 –лестница, бездна, поездка, наездник

 

Юные корректоры.

Прочитай, поставь данные в скобках слова в нужной форме.

10 – Илья останавливается, вынимает платок и (махать) матери.

20 – Ветер чуть (колебать) жесткие листья слив.

30 – Лиловая занавеска чуть (колыхаться) от ветра.

40 – Вдруг он почувствовал, что Иван Фёдорович дружески (трепать) его по плечу.

50 – (Метаться) волны толпой разъяренной, (плескать), (клокотать) и (стонать).

Приложение: Презентация.

 

Литература.

Учебник. Русский язык. 6 класс. Авторы: М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская и др.
Материалы к урокам русского языка. Е. Ю.Газова. Волгоград. 2002 г.
Дидактический материал к урокам русского языка. Л. Н. Ситникова. Издательство «Учитель».
Задания для подготовки к олимпиадам. (Статья. Занимательные вопросы и задания для подготовки олимпиад, викторин, лингвистических конкурсов по всем разделам русского языка) Автор-составитель Н. Ф. Ромашина.
Методическая газета для учителей-словесников.№5 2006г. Издательский дом «Первое сентября».


Просмотров: 186 | Загрузок: 54
Автор: Зайцева Н.А.
Теги: культура речи
Предмет: Русский язык


Похожие образовательные материалы:
Всего комментариев: 0
avatar