Конспект и презентации к уроку русского языка "История письма"

Цели урока:

 Познакомить с историей и особенностями эпистолярного жанра, формировать навыки написания  письма

Задачи урока:

Образовательная.  знакомить учащихся  с жанром письма как древнейшим средством общения людей и его основными современными разновидностями; со структурой письма и правилами его написания;

Развивающая. Развивать орфографические и пунктуационные навыки, развивать интерес к эпистолярному жанру 

Воспитательные. Воспитывать любовь к русскому языку, уважение к человеку, правила вежливого обращения, письменную монологическую и диалогическую речь.
 

        Оборудование:      Приложения;  раздаточный материал   карточки-задания;    

        презентация     на тему «История письма»  Презентация 2.ppt    конверты, выход  

       в   интернет к   образовательным ресурсам по адресу :  «Словарь русского языка»

      Ожегова С.И; Толковый словарь живого великорусского    языка В.И. Даля

      http://vidahl.agava.ru     Яндекс. Словари http://slovari.yandex.ru,

      презентация 1.ppt (ход урока)

 

Подготовительная работа:

учащиеся подбирают материал из истории  письма, используя Интернет-ресурсы;
готовят презентацию.

План урока.

1.Организационный момент.

2.Вступительное слово учителя.

             3. Объяснение нового материала учителем.

             4.  Страничка истории.

5.  Композиция письма.

6. Практическая работа.

     7.Повторение  пройденного.

    8. Физминутка

    9. Словарная работа

    10.Творческая  работа учащихся.

    11. Правила написания письма.

12.Работа со словарями.

13. Правила  оформления конверта

14. Работа в тетради.

15.Подведение итогов.

16.Рефлексия

17.  Домашнее задание.

Ход урока

1.Организационный момент- приветствие учащихся, сообщение целей и задач урока

2.Вступительное слово учителя:

 XXI век – век современных технологий: компьютеры, Интернет, мобильные телефоны… Как популярны слали sms-сообщения, как жаль, что уходит в прошлое такой замечательный жанр, как письмо. Когда-то этот жанр был столь популярным. Письмо- это эпистолярный жанр речи, оно составляется и направляется адресату с целью сообщить ему что-либо, уведомить о чем-либо, поддержать с ним общение и т.д.

Сегодня на уроке мы рассмотрим структуру, культуру написания письма; познакомимся  с историей письма, будем учиться писать письма и правильно оформлять конверт.

 

        3. Объяснение нового материала учителем.

Учитель: Ребята, а что же такое письмо?

Ученик:  Это разговор  одного человека с другим в письменной форме.

Учитель: Обратимся к «Словарю русского языка» Ожегова С.И. и узнаем лексическое значение слова «письмо».

Письмо – написанный текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь кому-нибудь. (Ожегов С.И.)

Письмо- это эпистолярный жанр речи, оно составляется и направляется адресату с целью сообщить ему что-либо, уведомить о чем-либо, поддержать с ним общение и т.д.

- Что такое эпистолярный жанр?

(Это жанр письма).

Эпистола (лат.) – литературное произведение, обычно в форме письма, где излагаются суждения автора по поводу определенного предмета.

(слайд 3)

 

- Зачем нам знакомиться с эпистолярным жанром, ведь в век электронной почты и мобильной связи этот жанр становится неактуальным. С этим трудно спорить, но скажите, вы любите получать письма от родных и близких? Вам нравится их читать?

-А чего не хватает коротким электронным сообщениям или мобильным звонкам?

(Им не хватает теплоты, душевности, ведь когда читаешь письмо, словно разговариваешь с близким тебе человеком)

- Какие виды писем вы знаете? ( Письма бывают разные: дружеские, личные, официальные, деловые, поздравительные, благодарственные, письма в газету) (слайд4)

- Зачем и кому пишут письма? (Чаще всего мы пишем письма близким, знакомым, родным, чтобы поделиться своими мыслями, чувствами, переживаниями).

         4.  Страничка истории

- Как вы думаете, какими были первые письма? (  опережающее задание:  подготовленный ученик рассказывает об истории письма, 2 ученик представляет презентацию).

5.  Композиция письма. (Записать в тетрадь)

-  Из каких частей состоит любой текст? (вступление, основная часть, заключение)

(слайд 5-6)

6. Практическая работа.

1. Задание группе №1 Выберите слова и выражения, которые вы могли бы использовать в письме к другу для приветствия.
2.Задание группе №2. Выберите слова и выражения, которые вы могли бы использовать в письме к другу для основной части.
3.Задание для группы №3. Выберите слова и выражения, которые вы могли бы использовать в письме к другу для заключительной части.

Приложение 1

Ключ слайд7-9

 

7.Повторение  пройденного

-   Что такое обращение?

Обращение пишется с новой строки, включает в себя имя получателя или его фамилию. (После обращения ставится восклицательный знак или точка. А если письмо за границу, то запятая или двоеточие).

В тетрадях напишите обращение к вашей маме.

- Расскажите о знаках препинания при обращении.

Текст письма начинается с красной строки и естественно с заглавной буквы. После текста письма идет заключительная формула вежливости, подпись и дата.

Заключительную формулу вежливости и подпись лучше написать справа, внизу.

8. Физминутка

Поднимает руки класс-это раз,
Завертелась голова- это два,
Три - руками три хлопка,
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - на место тихо сесть.

 9. Словарная работа

 - Сейчас посмотрим, знаете ли вы слова, связанные с созданием письма.

Угадайте слово и запишите в тетрадь.

а) Сообщение, поздравление, просьба, написанные на бумаге, предназначенные для отправки на расстояние.

б) бумажный пакет, сохраняющий тайну послания.

в). Пункт назначения письма, местонахождения лица, кому оно предназначено.

г). Цифровое, условное обозначение населённого пункта.

д)Краткое, быстрое, экстренное сообщение о чем-то.

е). Человек, разносящий письма, посылки, телеграммы.

 - В записанных словах, поставьте ударение, подчеркните безударную гласную.

 Письмо, конверт, адрес, индекс,  телеграмма, почтальон.

 

10. Творческая работа учащихся.

Написать интересное письмо – настоящее искусство. Сегодня мы будем учиться писать письма.

 - Напишите письмо, в котором вы просите друга приехать к вам на каникулы.

Слова -  подсказки. (на доске приложение 2)

У меня к Вам (тебе) большая просьба..

Очень прошу Вас (тебя)…

С приветом…

Заранее благодарен..

(После выполнения задания  ученики зачитывают свои работы)

Учитель: М.Шагинян писала: «Даже через почерк приближается человек к другому: в ритме слов передается характер…». Какие еще правила написания писем вы знаете?

11. Правила написания письма. (приложение 3 на доске)

 

Учитель: Чтобы более подробно познакомиться с   особенностями письма, я предлагаю группам выполнить задание:

 

12.Работа со словарями.

1 группа  находит в словарях значение слов АДРЕСАНТ и АДРЕСАТ.

Адресат, а, м., одуш. [нем. Adressat]. Лицо, получающее почтовое или телеграфное отправление, получатель.

Адресант, а, м., одуш. [нем. Adressant]. Лицо, посылающее почтовое или телеграфное отправление, отправитель.

(Словарь иностранных слов Л.П.Крысина)

2 группа - рассказывает о том, что такое  postskriptum;

Если вы написали письмо, а потом решили что-то добавить, в таких случаях принято в конце ставить буквы

Р. S, от латинского postskriptum, что обозначает «после написанного».

 

13. Правила  оформления конверта

- Чтобы письмо дошло до получателя, нужно на конверте чётко и разборчиво написать адрес. Ученики рассматривают образец заполнения и подписывают конверты.  (приложение 4)

-Почему сейчас люди все реже пишут письма? (Письменное общение заменили нам телефоны и компьютеры. Даже по праздникам все реже стали мы получать красивые открытки.)

- Несомненно, когда есть быстрая связь - это удобно, хорошо. Но, как вы считаете, могут ли телефоны и компьютеры заменить  общение через письма? (Ответы учащихся)

  - Опережающее задание: подготовленный ученик рассказывает о современных средствах общения.

14. Работа в тетради.

Функции эпистолярного жанра.
 
Существует официальная и неофициальная (дружеская) переписка.
Это письма родным, друзьям, любимым. Для дружеского письма характерны следующие функции:

коммуникативная (общение),
информативная (сообщение),
прагматическая (воздействие),
экспрессивная (самовыражение),
фактическая (контактоустанавливающая ). Приложение 5

Наиболее значимой из этих функций является коммуникативная, так как эта функция письма ориентирована на получение ответа.
Эпистолярные элементы письма – обращение, подпись, дата, место написания.
Из синтаксических средств дружеского письма наиболее существенны следующие: обращение, вопросительные и побудительные предложения, конструкции с местоимениями 2-го лица, благодаря чему устанавливается взаимопонимание между автором письма и адресатом.

 

15.Подведение итогов.

Подошёл к концу наш урок.

- Для чего нужны письма?

- Как называется жанр письма?

-Какие виды писем вы знаете?

-Какие композиционные части выделяются в письме?

Вывод: Мы рассмотрели структуру и содержание всех частей письма. Но написание письма – это творческий процесс. Он не задан какими-то жесткими правилами, тем не менее соблюдение правил написания письма поможет вам успешнее и эффективнее вести переписку.

16.Рефлексия

Учитель: Вы сегодня молодцы! Работали все группы на отлично.
- А теперь, пожалуйста, оцените урок.  На парте лежат жетончики красные, зелёные и жёлтые   по количеству учащихся:
красный          -           было интересно,
зелёный           -           было обычно,
жёлтый           -           было скучно.
(Каждый ученик выходит к доске и «наклеивает»  свой  жетончик на конверт.)

 

17.  Домашнее задание. Написать  письмо  другу (слайд10)

 

Литература:

1. Русский язык учебник для 6класса общеобразовательных учреждений.

М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская.  Москва «Просвещение» 2011г.

2. Русский язык 6класс Поурочные планы по учебнику М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская.  Издательство «Учитель» Волгоград 2009г.

3.О.В. Беляева, О.А. Доценко Поурочные разработки по русскому языку 6 класс  Москва «ВАКО» 2007

4. Журнал «Русский язык в школе».


Просмотров: 373 | Загрузок: 64
Автор: Фролова Т.Н.
Теги: письмо
Предмет: Русский язык


Похожие образовательные материалы:
Всего комментариев: 0
avatar