Конспект и презентацией к уроку русского языка «Буквы Ы-И в корне после приставок»

Форма проведения:  урок-исследование.

Тип урока: урок «открытия» новых  знаний.

Задачи: (Слайд 2).

1) организовать деятельность учащихся по выведению правила употребления «Буквы Ы-И в корне после приставок»;

2) формировать навыки обоснованного выбора гласных Ы и И в изучаемой орфограмме; формировать исследовательские умения;

3) поддерживать познавательный интерес к родному языку, способствовать развитию внимания, орфографической зоркости.

Оборудование: компьютер, мультимедиа-проектор, экран, карточки с заданиями, рабочая тетрадь на печатной основе.

Ход урока.

I. Организационный момент.

-Здравствуйте, ребята. Я рада видеть вас на уроке. Откройте, пожалуйста, тетради и запишите дату. Одиннадцатое декабря. Классная работа. Тема урока: «Буквы Ы-И в корне после приставок». 

 -Какую тему мы изучали на протяжении трёх последних уроков?

-Правильно. Мы изучали правописание приставок ПРЕ- / ПРИ-. Сегодня повторим его и совершим удивительное исследование: изучим  новую орфограмму, которую можно назвать чудесным превращением. Наше исследование так и называется:  «Чудесное превращение».

(Слайд 3).

Ваша задача-          

ЗНАТЬ: правила употребления буквы Ы-И в корне после приставок.

УМЕТЬ: находить условия выбора гласных Ы и И в корне после  приставок; правильно употреблять их в речи.

II. Повторение изученного. Проверка домашнего задания.

Повторим изученный материал. А к доске приглашаю …

1.Работа у доски по карточкам (2 уч-ся) – задания дифференцированные.

Карточка №1.

1)Выполните синтаксический разбор предложения. 2) Морфемный разбор слов:  прекрасные2, развития2 .

Детская литература даёт прекрасные2 возможности для духовного развития2 человека4.

 

Карточка №2.

1)Запишите предложение, вставляя пропущенные буквы. 2) Выделите приставки  ПРЕ-и ПРИ, укажите рядом  их значение.3)Выполните словообразовательный  разбор слов: притаился, приход.

Пр…таился на ветке б…рёзы  дятел и ждёт пр…хода весны.

 

 2. Работа с классом:

Проведём словарный диктант. (Слайд 4).

Ваша задача: помнить значения приставок ПРЕ- и ПРИ- и правильно записывать слова.

­Пр…добрый, пр…бежать, пр…забавный, пр…открыть, пр…вокзальный, пр…ступник, пр…клеить, пр…рвать, пр…интересный, пр…стиж, пр…вилегия.

Проверка по слайду. (Слайд 5).

-Назовите значения приставки ПРЕ-. (1) Близко к значению слова  «очень»; 2) ) Близко к значению приставки ПЕРЕ-).

- Какие из слов содержат приставку ПРЕ- , сходную со значением «очень»? Выделите в них приставки. (  Предобрый, презабавный, преинтересный).

- Назовите слова с приставкой ПРЕ- , сходной со значением приставки ПЕРЕ-. (Преступник, прервать).

-Определите значение каждого из слов с приставкой ПРИ-. (Прибежать-приближение; приоткрыть  -неполнота действия; привокзальный- около, близко; приклеить-присоединение).

-Обратите внимание на последние слова в диктанте: ПРЕСТИЖ, ПРИВИЛЕГИЯ. Можем ли мы проверить написание Пре- или При- в них? Нет. 

- Это русские слова? (Нет) -Как называются такие слова?  (Это заимствованные слова. Написание и произношение их нужно запомнить или проверить по словарю).

-Что обозначает каждое из слов?

На слайде: (Слайд 6).

Влияние, уважение, которым пользуется кто-то – престиж

Преимущественное право, льгота - привилегия 

-Чем ещё отличаются слова престиж и привилегия от всех представленных слов? ( В них ПРЕ- и ПРИ- входят с состав корня).

Выделите в них корни.

- Проверим домашнее задание. Кто составил стихотворение на изученное правило?

Чтение стихотворения.

ПРИ-  пиши, когда прибавил,

Приколол или пришил,

Со значеньем «приближенья»:

Прибежал или приплыл.

Если «близко, рядом с чем-то»:

Придорожный – пишем ПРИ-.

Привокзальный и пришкольный

Тоже пишем только ПРИ-.

Если ты за дело взялся,

Но не выполнил, «чуть-чуть»

Приподнял, пригнул, приделал-

ПРИ- добавить не забудь.

Если слово сходно с «очень»:

Презабавный, пребольшой-

ПРЕ- пишите, как и с ПЕРЕ-,

Преступить, прервать, пресечь.

Если не нашли значенья

Вы  в приставках ПРЕ- и ПРИ-,

В словари Вы загляните:

Пригодится, посмотри.

-Спасибо за замечательное стихотворение. Оно поможет запомнить смысловые значения приставок ПРЕ- и ПРИ- в словах. Остальные работы обязательно проверю в ваших тетрадях.

Проверим выполнение заданий на доске.

-Какие неточности заметили?

Молодцы. Выполнили работу  у доски на … «5»

-Как вы понимаете смысл первого предложения? Что такое духовное развитие?

Все, что нужно для истинного духовного развития, находится внутри нас самих. Это наш дух, наши мысли, слова и дела. Если мы будем все чаще и чаще сверять наши мысли, слова, дела и поступки с идеалом, с совестью, с духом, то мы и будем духовно развиваться. Это каждодневный, тяжёлый  труд. В этом нам помогает детская литература.

III. Мотивационный момент.

- А теперь приглашаю вас на урок-исследование. Любое исследование – это познание, глубокое изучение чего-либо, пошаговое приближение к истине.

IV. Исследование языкового материала.

- Итак, в русском языке есть удивительная и очень нужная орфограмма, которая, как фокусник, так ловко меняет в словах одни буквы на другие, что порой их сложно узнавать.

- Как это происходит?

1. Запишем небольшой текст.

Заря разыгралась за окном. На огромной высоте заиграло нежным розовым светом одинокое облачко. Заходящее солнце догорало на нём, и оно становилось похожим на парусный корабль.

На слайде (Слайд 7) (текст с изображением заката, с розоватым одиноким облаком).

-Прочитайте текст. О чём говорится в тексте? (О вечерней заре). – Как по-другому называется вечерняя заря? (Закат).

- Как вы думаете, в каких словах имеются  чудесные превращения? Посмотрите внимательно, что общего в словах разыгралась и заиграло? Выделите в них корни.

-Являются ли они однокоренными? От какого слова произошли?  (Да.  От слова играть).

-Запишите слово играть с другими приставками.

Играть: сыграть, поиграть, подыграть, заиграть, доиграть, разыграть, выиграть.

Возникла ПРОБЛЕМА - главный вопрос, требующий ответа: «Почему написание корней стало разным?»

На этот вопрос нам предстоит ответить на уроке.

- Задача нашего урока – открыть новые знания.  Почему после одних приставок слово играть меняет первую букву корня –ЫГР-, а после других остаётся неизменным –ИГР-?

(Слайд 8).

 -Что влияет на превращение гласных И в Ы в корне после приставок?

Чтобы ответить на все поставленные вопросы, нужно быть настоящими исследователями. Вот мы и станем ими.

2. Исследуем слова. (Слайд 9).

 Выясним, с какими ещё словами происходят изменения  Ы и И в корне после приставок.

Запишите слова. Объясните разницу в написании слов:

Поискать – разыскать, подыскать;

неизвестный - безызвестный;

доисторический – предыстория.

 - От чего, по-вашему, может зависеть выбор букв Ы-И в корне после приставки?

Для начала выделим в них приставки и  корни.

- Распределите приставки в два столбика:

1) в первый столбик выпишите те приставки, которые меняют букву И в корне на букву Ы;

2) во второй – какие корни остались без изменения.

-Что у вас получилось?

На слайде: (Слайд 10).

-Что вы успели заметить? На гласный или согласный оканчивается приставка перед корнем в первом столбике, где происходят чудесные превращения из гласной И в  Ы? (Все приставки в первом столбике оканчиваются на согласную. Здесь гласная И в корне меняется  на букву Ы).

-Какие Ваши предположения? Сформулируйте гипотезу.

Гипотеза: (Слайд 11)

Все приставки на согласную меняют гласную И в корне на букву Ы.

-Так ли это? Проверим Вашу версию.

V. Практическая работа. (Слайд 12).

 - У вас на партах находится раздаточный материал с заданием в форме таблицы. В первой колонке представлены приставки, во второй - слова на И.

Поработаем сначала только с приставками под цифрой 1.

Раздаточный материал.

Задание.

 Соедините стрелками приставки из первой части и слова, которые могут сочетаться. В пустую колонку №1 запишите 2-3 слова с различными приставками.  Выделите в них приставки. Докажите, что все приставки на согласные  действительно меняют гласную И в корне на букву Ы.

Проверка на слайде. Слайд 13.

 Открыта лишь первая часть. Остальные закрыты.

-Проверим полученные слова с приставками из первой части.

- Какие результаты получили Вы в ходе исследования?  Каково главное условие для чудесного превращения и написания Ы после приставки? (Приставка должна оканчиваться на согласный).

 Подтверждаются ли наши предположения? (Да).

-  Попробуем вместе сформулировать целостное научное определение по данной орфограмме. (После приставки на согласный пишется буква Ы, если корень слова начинается на И).

- Спасибо. Ваше исследование позволило нам сформулировать правило написания Ы и И в корне после приставок.

Русский язык труден и в то же время интересен тем, что почти в каждом правиле есть НО, то есть ИСКЛЮЧЕНИЯ.

VI. Исследование языкового материала.

1. Совершим следующий шаг нашего исследования, выясним, какие приставки не подчиняются правилам?

Возьмём русские приставки СВЕРХ- и МЕЖ-. С какими словами в таблице они  лучше всего совмещаются? Запишите их.

Сверхидейный, межинститутский.

-Работает ли наше правило? (Нет. Слова с приставками СВЕРХ-, МЕЖ- относятся к исключениям).

Подведем итог второй части нашего исследования.

-Значит, как должно звучать наше правило? (После приставок на согласные пишется буква Ы, если корень слова начинается на И, кроме приставок СВЕРХ- и МЕЖ-).

2. В таблице на слайде у нас остались ещё две приставки: КОНТР- и ДЕЗ-.

-Встречались ли вам они? ( Это иноязычные приставки).

Вот что сказано о них в словаре иностранных слов: (Слайд 14).

 

КОНТР-   контр..., контра... [лат. contra против]- приставка, которая содержит противоположное значение того, что выражено во второй части слова: КОНТРИГРА, КОНТРАТАКА)

ДЕЗ-... [фр. dcs... от..., раз...] - приставка, обозначающая уничтожение, удаление чего-л., напр.: дезинфекция.

-Способны ли иностранные приставки КОНТР- и ДЕЗ- изменять букву И в корне на Ы?

 

Запишите слова.

КОНТРИГРА

ДЕЗИНФЕКЦИЯ

-Какую букву написали после приставки? (И) Почему? (Потому что приставка - иноязычная).

(В словах с иноязычными приставками на согласную буква И в корне  слова не меняется).

Значит, слова с иноязычными приставками на согласную не меняют букву И в корне слова, поэтому  также являются исключениями из правил.

Проверка на слайде. Слайд 15.

 -Проверим полученные слова.

ВЫВОД.

Теперь ответим на главный вопрос:

-Что влияет на чудесные превращения, на изменения гласной И на Ы в корне после приставок? (Влияют приставки).

Итак, какие 2 условия нужны, чтобы после приставки в слове написать Ы?

(Во-первых, она должна оканчиваться на согласную; 2. Во-вторых, должна быть русская, кроме МЕЖ-, СВЕРХ-).

А что будет писаться, если приставка иноязычного происхождения? ( После  иноязычных приставок  КОНТР-  и ДЕЗ- пишется  в корне гласная И. Это тоже исключение).

- Как будет звучать наше правило? (Слайд 16).

Вывод: После приставок на согласные пишется буква Ы, если корень слова начинается на И, кроме приставок СВЕРХ- и МЕЖ- и иноязычных приставок КОНТР-, ДЕЗ- и др.

- Как вы думаете, мы сумели разгадать с вами тайну превращения гласной И в Ы в корне слова? (Да).

VII. Работа с учебником.

1.Чтение орфограммы.

-Проверьте свои предположения по учебнику.  §32, стр.135.

-Какая буква пишется  в корне после приставки  на гласную? ( Буква И).

- А если приставка на согласную? ( То пишется  после приставки Ы).

- Какие приставки нужно запомнить? Почему? (Запомнить: меж, сверх, дез, контр. Они не меняют букву И в корне после приставок).

-Ребята, наши исследования совпадают с материалом статьи учебника? Авторы учебника так же думают, как мы? Мы благодарны им, что вселили  в нас уверенность.

Итак, чудесные превращения разгаданы. Мы с вами  исследователи!  Спасибо всем за работу.

VIII. Закрепление изученного.

1.Решение орфографической задачи: Ы или И?

Запишите словосочетания и прокомментируйте написание изучаемой орфограммы.

Чтобы справиться с этим заданием, помните, ЧТО прежде всего надо выделить в слове? (корень или приставку)?

Комментированное письмо: (Слайд 17).

 

Раз…гралась вьюга, пред…дущий день, получить вы…грыш, отыскать клад, сверх…нтересный случай, без…мянный палец, об…грать в шахматы, дез…нфекция помещения, с…грать в футбол.

-При каких условиях после приставок в корне сохраняется буква И, а при каких - заменяется на Ы?

 (После русских приставок на согласную изменяется).

IХ. Самостоятельная работа (Слайд 18).

 Теперь проверим, насколько каждый из вас усвоил орфограмму. Выполним самостоятельную работу на выбор:

1 группе я  предлагаю выполнить упражнение №343 по учебнику (по заданию: подобрать по 2 однокоренных слова с приставками , чтобы в одном случае в корне писалась буква И, а в другом-Ы).
2 группа выполнит упражнение №342.Составить с данными словами словосочетания. Выделять приставки в орфограммах.
3  группа получает задание по карточке: списать однокоренные пары, вставляя пропущенные буквы Ы или И. Выделить приставки. Выполнить морфемный разбор 3-х слов на выбор.

 

Без…звестный - не…звестный,

по…ск - раз…скать,

до…сторический - пред…стория,

на…грать-с…грать,

сверх…нтересный – без...нтересный

Проверка (Выборочная проверка 1 и 2 группы. 3 группа – самопроверка с ответами на слайде 19).

Проверим 2-ую группу. Упражнение №342.

-Какое словосочетание составили со словом сыграть? Произошло ли изменение буквы И в корне слова? Почему? (Да, потому что буква И в корне стоит после приставки на согласную С-).

-В каких словах не произошли превращения И в Ы? (В словах сверхинициативный, неизвестный, сверхискусный, поимённо, доиграть).

-У первой группы было задание подобрать однокоренные слова.

-Какие однокоренные слова нашли к слову история? (Доисторический-предыстория). –Какое слово сохранило исходную гласную в корне И? Почему? (Доисторический, потому что здесь приставка оканчивается на гласную ДО).

-3 группа – самопроверка с ответами на слайде. (Слайд 18).

 

- Все справились с заданием?

- Я довольна вашей работой. Благодарю вас. Работу оцениваю на…

Х. Итог урока

- Вы прошли весь этот исследовательский путь для того, чтобы убедиться, что русский язык - удивительный предмет, и в нём тоже происходят чудесные превращения. Вам я пожелаю совершать множество новых открытий. 

Выводы. (Слайд 20).

С какой орфограммой мы сегодня познакомились? (Буквы И-Ы в корне после приставок).
Когда в корне после приставок происходит превращение буквы И в Ы? (после русских приставок на согласную).
Какие русские приставки являются исключением? (МЕЖ и СВЕРХ)
Когда замена И на Ы не происходит? (После иноязычных приставок, после приставок на гласную)

Оценки.

XI. Домашнее задание по учебнику (Слайд 21).

§32, стр.135. ЗСП-8 или задание №108, стр.53 по «Рабочей тетради».

(Выставление оценок по ходу урока)

А сейчас урок окончен, спасибо за работу! (Слайд 22).


Просмотров: 610 | Загрузок: 95
Автор: Астафьева Р.П.
Теги: Корень слова
Предмет: Русский язык


Похожие образовательные материалы:
Всего комментариев: 0
avatar