Интерактивный дидактический материал "Н-НН в суффиксах причастий. Обобщение изученного» с методическим сопровождением"

Цель урока:

закрепить умения пользоваться алгоритмом при выборе Н-НН в суффиксах причастий;

диагностировать усвоение темы;

корректировать пробелы в знаниях.

Тип урока:   обобщение  знаний и известных способов деятельности

Планируемые образовательные результаты

Предметные
Умение  распознавать и правильно писать слова с Н-НН в суффиксах причастий.

Формирование навыков лексической работы, навыков создания собственного текста,

Метапредметные
Умение самостоятельно определять объект изучения, структурировать материал, оценивать свою учебную деятельность, умение подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции.

Личностные

Воспитание чувства уважительного отношения к русскому языку, к русской ли­тературе.

Решаемые учебные проблемы

Выявление особенностей правописания Н-НН в суффиксах причастий.

Основные понятия, изучаемые на уроке

Н-НН в суффиксах причастий

Вид используемых на уроке средств ИКТ: тесты, выполненные в программах «PowerPoint»  и «Hot Potatoes».

Методическое назначение средств ИКТ: визуализация информации.

Этап 1. Введение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала.
Мотивирование к учебной деятельности.

Актуализация имеющихся знаний обучающихся по изучаемому вопросу.

Формы деятельности уч-ся: Репродуктивная, поисковая. Работа в парах.

 

Учитель:

Мы заканчиваем изучение темы «Н-НН в суффиксах причастий», на следующем уроке – проверочная работа. Как вы думаете, ребята, какова наша  задача на сегодня?

Ответы уч-ся:
 –  проверить, как мы правило усвоили,
 –  умеем ли применять его на практике,

 – помочь тем, кто еще не усвоил эту тему, научиться правильно писать причастия с Н-НН.

 

Учитель: Помогут нам уже известные по прошлым урокам герои сказки детской писательницы Лии Борисовны Гераскиной «В Стране невыученных уроков» Виктор Перестукин и его кот Кузя.

Для начала попробуем коллективно выполнить тест  «Н-НН в суффиксах причастий».
 

Тест «Н-НН в суффиксах причастий» (в программе «PowerPoint»).
 

На экране тест, который выполняется всем классом «по цепочке».

 

2. Подведение итогов выполнения теста.

Учитель:
– Как видите, несколько ребят допустили ошибки при выборе количества букв в суффиксе. Попробуем им помочь.

–  Кто сможет на доске начертить таблицу «Н и НН в суффиксах причастий»?

 

Этап 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи.

Исследовательская работа. Составление таблицы «Н и НН в суффиксах причастий».


А) Составление таблицы. Два ученика чертят таблицу на доске.

Учитель:
– Что нужно знать, чтобы правильно писать Н-НН в суффиксах причастий?

Ответ:

– Знать алгоритм действия при определении написания Н-НН в суффиксах причастий.

 

Б) Работа с таблицей. По таблице ученики, допустившие ошибки при выполнении теста, используя алгоритм действий, объясняют правильное написание слов, в которых допустили ошибки. Одновременно добавляют в таблицу свои примеры.

 

В) Орфографический диктант с последующей взаимопроверкой.

Учитель:
–  А теперь попробуем выполнить орфографический диктант с последующей взаимопроверкой.

Учитель диктует слова из теста, ученики записывают:
Решенная задача, покрашенный забор, корчеванный лес, некрашеный пол, желанная помощь, выполненное задание, квашеная капуста, закутаны в одеяло, примеры решены, асфальтированная дорога,  работы завершены, раненый боец, участки ограничены, тушеные овощи, вагоны нагружены.

Только после этого таблицу с доски стирают, ученики обмениваются тетрадями, и начинается взаимопроверка, выставление оценок самими проверяющими.
Критерии оценки на доске:
Правильно 15 слов – «5», 14-12 – «4», 11-9 – «3», 8 и меньше – «2».

 

Учитель:

–  Сейчас мы  оценим  качество взаимопроверки с помощью теста. На этот раз приглашаю к компьютеру одного из вас, он выполнит тест, который мы видим на экране. Слова в тесте те же, что вы записывали в орфографическом диктанте. (Ученик выходит к компьютеру и выполняет тест, а остальные ребята, глядя на экран,  проверяют в тетради свои работы)

 

Г) Подведение итогов выполнения орфографического диктанта.

Учитель:

–  Как видите, на этот раз ошибок почти нет. Как вы думаете, почему?

Ответ:

–  Перед выполнением  работы следует повторить правило.

 

Д) Конструирование текста.
Учитель:

–  Сейчас мы с вами попробуем составить текст, используя слова с орфограммой «Н и НН в суффиксах причастий». Слова перед нами на экране, буквы в них пропущены, и прежде мы восстановим написание этих слов. (Один из учеников выходит к компьютеру и выполняет тест «Н и НН в суффиксах причастий», в программе «Hot Potatoes»

Работа над составлением текста.

Вопросы:
– Какая тема может объединять эти слова?

– Можно ли их использовать при сочинении сказки?

Возможные ответы:

– Эти слова может объединять тема приключений  Виктора Перестукина и его кота Кузи

в Стране невыученных уроков.
По окончании работы несколько учеников читают свои сочинения.

 

Этап 3.  Подведение итогов урока, домашнее задание.

А) Целостное обобщение полученной информации.

– Что нового я узнал о правописании Н и НН в суффиксах причастий?
– Почему я допустил ошибку?

Самооценка работы на уроке, комментарии учителя.

Б) Домашнее задание. Инструктаж по выполнению.
Упр. 451. Как альтернативный вариант, вместо выполнения упражнения из учебника ученики могут создать свой тест на правописание Н-НН в причастиях.  Принимаются работы как в бумажном, так и электронном вариантах (в программе «Hot Potatoes»).


В) Рефлексия достижения цели:
Учитель:
– Что понравилось сегодня на уроке?

–  Какое задание было самым интересным и почему?
– Что получилось, а что не удалось, на ваш взгляд?

– Как бы вы оценили свою работу?
– Над чем предстоит еще поработать на следующих уроках?

Учащиеся заполняют личную таблицу успешности «Критерии оценивания знаний».

(Учащиеся, выполнившие тесты   на оценку, которая их не устраивает, могут после уроков во время консультации выполнить другой вариант теста и получить нужную им оценку.)
 

Литература:

1.​ Русский язык. 6 класс. Разумовская М. М., Львова С. И., Капинос В. И. и др. под ред. Разумовской М. М. и Леканта П. А. – М.: Дрофа, 2010.

Источник иллюстраций к тестам: Л.Гераскина. В Стране невыученных уроков. М. –Советская Россия, 1965.


Просмотров: 191 | Загрузок: 47
Автор: Недорезова М.Г.
Теги: причастие
Предмет: Русский язык


Похожие образовательные материалы:
Всего комментариев: 0
avatar