Конспект и презентация к внеклассному мероприятию "Различные приемы умножения"

Задачи урока:    расширить знания учащихся об умножении чисел, разносторонне развивать учащихся, прививать интерес к предмету.

 

Ход урока.

I.С древних времен практиковались  многочисленные и разнообразные  способы умножения. В древней Индии применялся способ умножения, называемый «молниеносным»

Суть способа: ( слайд № 2)

48 х 28 =

Умножаем 8 х 8 , получаем 64                                          48
Пишем 4 , запоминает 6.                                               х
Умножаем 8 х 4 , получаем 32.                                     __28
К 32 + 6, получаем 38. Запоминаем 38.                       1344             
 2 х 8, получаем  16,
К 16 + 38, получаем 54.
Пишем 4, 5 – запоминаем!
4 х 2, получаем 8.
К 8 + 5, получаем 13.
Пишем 13

Задание :  24 х 15

I .В средние века был распространен способ умножения решеткой, называемый в Италии «ДЖЕЛОЗИЯ» ( слайд №  4)

Суть способа: для перемножения n – значного числа на k – значное, строилась таблица, в которой было n – столбцов и k – строк. В качестве заголовков столбцов и строк записывались цифры множимого, а цифры множителя справа. Каждая клетка делилась диагональю. В каждой клетке таблицы записывается произведение двумя цифрами: над диагональю десятки, под диагональю единицы. Затем производилось сложение записанных цифр по правилу сложения многозначных чисел. При этом диагонали служили границами между разрядами.

Например: 3894 х 214

 

. В Древней Индии существовал способ умножения без использования таблицы.

Этот способ применялся для умножения n – значного числа  на n – значное  число. ( слайд «№ 6)

Например  651 х 725 =

 

Задание 325 х 421

IV. В древнем Египте (15 – 20 в. до.н.э.) умножение сводилось к удвоению и дальнейшему сложению. (слайд № 8)

Например: 43 х 25

-     25
 -    50

                                  4    -    100 

                                  8    -    200

                                16   -     400

                                32   -     800

Складывает цифры левого столбца и получаем множимое  43. Затем складываем цифры правого столбца, это и есть ответ.

-     25
 -    50

                                  8    -    200

                                 32   -     800

                                 43        1075

Задание:  28 х 16

V. К  древнеегипетскому  близок русский способ умножения.  Он основан на последовательной замене  произведения двух сомножителей, пари котором один из них повторно удваивается, а другой раздваивается до единицы. ( слайд №10)

 

Например:   27 х 16

 27       16

54         8

108       4

216       2

432       1

432

               

В случае, если число не делится на 2 поступали следующем образом:

( слайд № 11)

 

46  х  28

46      28

92      14

184     7 (1)    вычитаем  из  числа 1 и продолжали деление.   (7-1=6)

368      3 (1)   вычитаем  из числа 1 и продолжали деление      (3-1=2)

 736     1

Для получения результата следует добавить к последнему числу первого столбца те числа, того же столбца, которые соответствуют числам с отмеченным остатком, т.е  736 +368+184 = 1288

Задание:  32 х 18

                  50 х 22

VI   итог урока.

Литература: История математики в школе. Г. И. Глейзер. - М., Просвещение, 82


Просмотров: 485 | Загрузок: 127
Автор: Макеева Л.Н.
Теги: умножение
Предмет: Математика


Похожие образовательные материалы:
Всего комментариев: 0
avatar