Конспект и презентация к уроку математики "Умножение целых чисел"

Цели урока:

Организовать совместную деятельность, нацеленную на предметный результат: вывести правила умножения положительных чисел;
Создать условия для развития умений сравнивать, выявлять закономерности, обобщать, учить думать, высказывать свое мнение;
Воспитывать  трудолюбие,  аккуратность,  умение  работать  коллективно, в парах, индивидуально.

 

Ход урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

1.Организационный (1 мин.)

Здравствуйте ребята. Садитесь. Сегодня мы продолжим знакомиться с действиями над положительными и отрицательными числами. Хорошей вам работы на уроке и отличных оценок.

 

2.Актуализация знаний(3 мин.)

Фронтальный опрос:

1.Какие числа называются целыми?

2.Что такое модуль числа?

3.Чему равен модуль положительного числа?

4.Чему равен модуль отрицательного числа?

5.Как сложить числа с одинаковыми знаками?

6. Как сложить числа с разными знаками?

 

Устный счет.

1.Определите, по какому правилу записаны числа и продолжите ряд:

а) -10; -8; -6; -4;…

б) -2; -4; -8; -16;…

 

2. Дан ряд чисел: -1; 4; 0; -5; -104; 8;16.

а) Назовите положительные числа

б) Назовите отрицательные числа.

в) Назовите все числа одним словом.

 

3. Откройте тетради. Запишите число. Решив в тетради следующие примеры, вы сможете узнать тему сегодняшнего урока ( тема урока закодирована):

 

-3+5                        Ж  (-4)

12-(-2 )                   И   3

-3+15                      Н  12

-6+(-1)                    О  (-7)

-7+3

-13-2                       М   14

18+(-6)                    У    2

(- 3)+6                     Е   (-15) или 15

(-5) * 3

               Сверим ответы.

3.Постановка проблемы (2мин.)

Какое слово получилось в результате вычислений примеров?

 

Создание проблемной ситуации.

          - Последние два примера

            были одинаковы для всех?

          -  Какие ответы получились?

Как вы думаете, почему так получилось?
 
Какое действие с числами нужно знать, что бы ответить на этот вопрос?

 

А вы знаете, как выполняется умножение чисел?
Тогда какая задача нашего сегодняшнего урока, что бы вы хотели узнать? (как умножить положительные и отрицательные числа)

 

Так какая тема нашего урока?

Запишите тему урока в тетради.

4. Открытие детьми нового знания (8мин.)

Объясните, как получили в предпоследнем примере ответ 15?(-15)?

 

Те, у кого получилось (-15), объясните, как вы рассуждали?

 

Каким действием можно проверить кто прав?

А как теперь умножить(-3)*(-5)?

 

Историческая справка:

 

Еще XVIII веке  великий русский ученый, математик и механик Леонард Эйлер объяснил правило умножения отрицательных чисел примерно следующим образом.

 Ясно, что (-5)*3=(-15). Поэтому произведение (-5)*(-3) не может быть равно (-15). Однако оно должно быть связано как-то с числом 15. Остается одна возможность (-5)*(-3)=15.

 

Правила  знаков при  умножении

 ( + ) · ( + ) =  ( + )

( - ) · ( - ) =  ( + )

( + ) · ( - ) =  ( - )

( - ) · ( + ) =  ( -)

 

Для этих правил должны быть справедливы ранее нами изученные законы сложения:

 а*в = в*а

а*(в*с)=(а*в)*с

(а + в)*с = а*с + в*с

 

Поэтому существует другой способ доказательства

 

А теперь решите такие примеры:

5*(-1);  -36*(-1).Сделайте вывод.

 

0*(-6); 0*(-3); 0*(-106); -7*0.

5. Первичное закрепление

(8 мин.)

Определить знак произведения и вычислить (работа в группах)

 

Делаем вывод, формулируя мнимое правило.

 Условившись положительные числа связывать со словом “друг”, а отрицательные числа со словом “враг”, древние употребляли интересное правило умножения:

 

 Вывод:

1) Произведение двух чисел одного знака положительно, а произведение двух чисел с разными знаками отрицательно;
2) Чтобы найти модуль произведения, нужно перемножить модули сомножителей.

 

– Откройте учебник, прочитайте правила, сравните их с теми, которые мы вывели сами, сделайте вывод, как умножить два отрицательных числа, как умножить два числа с разными знаками:

6. Физминутка

(1 минута)

«Зверобика»

7.Самостоятельная работа с самопроверкой и самооценкой (10 мин.)

 

Рефлексия по с\р

Решение обучающей самостоятельной работы.

 

Проверяем.

Какие у вас возникли затруднения?

Как вы думаете почему?

Над чем еще нужно работать, чтобы избежать этой ошибки?

 

8.Практическое применение

(4 минут)

1.

При увеличении температуры воздуха на 10 столбик ртути в термометре поднимается на 3 мм.
        1)  На сколько изменится высота столбика ртути, если температура воздуха изменится на 30С?

       2)  На сколько изменится высота столбика ртути, если температура воздуха изменится на -50С?

2.

Турист движется по шоссе со скоростью 
v км/ч. Сейчас он находится в точке О. Если он движется в положительном направлении, то его скорость считают положительной, а в отрицательном направлении – отрицательной.  Значение t = -4 означает «4 ч назад»

 

9.Итог урока (2мин.)

 

Рефлексия:

(1 минута)

– А теперь давайте попытаемся понять, что же каждому из нас дал сегодняшний урок.

 Интересно ли вам сегодня было? Чему научились?

 Что вызвало затруднение?

Как  перемножить  два  числа  с разными  знаками?
Как  перемножить  два  отрицательных  числа?
Приведите  примеры на  каждое  правило.

 

Какие цели ставили перед собой?

 

Достигли цели урока?

Задание на дом (дифференцированное):

 

А давайте перед новым годом украсим и свою елочку!

Оценим свои знания. Как мы сегодня поработали?

Удовлетворительно – смайлик синий.

Хорошо – смайлик зеленый.

Отлично – смайлик красный.

 

Всем спасибо за урок. Урок закончен.


Просмотров: 159 | Загрузок: 63
Автор: Нелюбина Е.А.
Теги: целые числа, умножение
Предмет: Математика


Похожие образовательные материалы:
Всего комментариев: 0
avatar