Конспект и презентация к уроку математики "Сравнение шансов"

Цели: 

Формирование вероятностного мышления; введение понятий: случайные, достоверные, невозможные, равновероятные события; умение сравнивать шансы наступления случайных событий для оценки вероятности случайного события в практических ситуациях.
Развивать познавательный интерес и эрудицию учащихся, логическое мышление
Воспитывать жизнелюбие.

 

Оборудование: проектор, мультимедийная презентация, выполненная  в программе Power Point,  непрозрачный пакет, яблоки: 6 красных и 4 зеленых.

Ход урока.

I. Организация.

Звучит первый куплет песни «Случайность»

А мы случайно повстречались,

Мой самый главный человек.

Благословляю ту случайность

И благодарен ей на век.

Представить страшно мне теперь,

Что я не ту открыл бы дверь,

Другой бы улицей прошел,

Тебя не встретил, не нашел.

 

II. Изучение новой темы.

Учитель:  Прозвучали слова прекрасной песни, в которой идет речь о случайной встрече двух человек, изменившей их судьбу. Да, в жизни многое, несмотря на то, что мы часто все планируем заранее, зависит от случая.

На экране  слайд № 2. (сообщается тема урока)

Слайд № 2

- Первый шаг – знакомство со случайным событием.  Мир случайностей начинается сразу же за порогом дома.  Ребята, посмотрите в окно (за окном пасмурная погода). Как вы думаете, пойдет ли через 10 минут дождь?

Мнение детей может разделиться: кто-то скажет, что пойдет дождь, кто – то скажет, что нет.[1]

Учитель:  Можно сделать следующий вывод: дождь через 10 минут может пойти, а может и не пойти. Или другими словами: такое событие как дождь, в данных условиях (пасмурная погода за окном) через 10 минут может произойти, а может и не произойти.

Дать определение случайного события  Слайд № 3

Учитель:  

- ребята, приведите пример случайных событий.

Слайд № 4-6     

Учитель берет непрозрачный пакет, показывает, что там ничего нет,  и просит детей положить туда яблоки, которые лежат на рабочем столе учителя (6 красных и 4 зеленых).

Учитель:  

- Сейчас мы будем оценивать следующие события.

На экране появляется запись. (Слайд № 7)

 http://img-fotki.yandex.ru/get/3100/z5418.0/0_12bb_c87cb301_XL   (красное яблоко)

http://s011.radikal.ru/i315/1105/6d/4c8d1a0647df.jpg        (зеленое яблоко)

http://img-fotki.yandex.ru/get/4510/fot462.192/0_4bb10_bfa1ee72_XL  (желтое яблоко)                                            http://knowfree.ru/images/1333131225.21209.jpg                               (яблоко)

 

Каждый  ученик,  по очереди,   подходит и вынимает 1 яблоко  из пакета.

Учитель:  

- Каждый из вас мог выбрать, не заглядывая в пакет,  как красный, так и зеленый.  Получается, что события А и В – случайные. Может ли произойти событие С?

Ребята делают вывод, что событие С произойти не может. Ведь из пакета можно вынуть только то, что там лежит, а желтого яблока там нет.

Дать определение невозможного события  (слайд № 8):  

- Значит,  событие С – невозможное.

- Что можно сказать о событии D?    

- Так как в пакете лежат только яблоки, то событие D происходит каждый раз, когда что-то  вынимаем из пакета.

Дать определение достоверного  события    (слайд №9)

Учитель показывает примеры.     Слайд №10-11

 - Определите, какое из данных событий является невозможным, а какое достоверным?             

      Учитель:  А теперь, пожалуйста, вы приведите   примеры невозможных и достоверных событий.

Физминутка: (проводит физорг)

Только в лес мы вошли -

Маршируем

Появились комары.

Легкое похлопывание по различным участкам тела

Дальше по лесу шагаем.

Маршируем

И медведя мы встречаем.

Раскачивание туловища из стороны в сторону

Снова дальше мы идем -

Маршируем

Перед нами водоем?

Руки в стороны.

Прыгать мы уже умеем,

Руки на поясе. Полуприседание вправо-влево

Прыгать будем мы смелее,

Прыжки

Раз – два, раз – два -

Маршируем.

Позади теперь вода!

Прыжки.

Руки выше поднимаем,

Маршируем.

Дышим ровно глубоко.

 

Снова беру пакет. Складываю в него    6 красных и 4 зеленых яблока. Опускаю руку в пакет и спрашиваю:

- как вы думаете, у какого события больше шансов произойти: A или    B?

У события   А, так как красных яблок в пакете больше.

- математики говорят в таком случае, что событие А  более вероятно, а событие В  менее вероятно. 

- уравняем  количество яблок в пакете. (Убрала 2 красных)  А теперь, какое событие более вероятно: А или В?   

- шансы одинаковые.

Дать определение равновероятного события.     (Слайд №12)     

Учитель:  

- Приведите примеры равновероятных событий.

- Зачем в жизни нужно уметь оценивать вероятность наступления того или иного события,  насколько это важно для человека?

 Учитель: Я купила билет телеигры «Золотой ключ», чтобы выиграть квартиру. Как вы думаете, будет ли мой билет счастливым? Вероятное ли это событие?

Стоит ли участвовать в лотереях, азартных играх?

 III. Закрепление. 

Работа с учебником.  Страница 200

Прочитать по учебнику определения.
Выполнить  задания       № 900,    № 903,  № 906

IV.   Итог урока.  

Повторить  с учениками все характеристики случайных событий. Слайд № 13  

- В жизни нужно поступать так, чтобы шансы на успех были наибольшими, случайное событие нельзя предугадать. Мое пожелание – увереннее чувствуйте себя в незнакомых ситуациях, реально оценивайте шансы. Успехов вам в нелегком труде по овладению математикой, одним из разделов которой является  «комбинаторика».

V.  Задание на дом:      (Слайд № 14)    

1. Прочитать п. 9.3;

2. Выполнить № 905, 909;

3. Придумать свои примеры для каждой категории событий.

 Спасибо за урок. До свидания.  (Слайд №15)


Просмотров: 116 | Загрузок: 57
Автор: Дойчева А.П.
Теги: Случайные события
Предмет: Математика


Похожие образовательные материалы:
Всего комментариев: 0
avatar