Конспект и презентация к уроку математики "Противоположные числа"

Цели урока:

обучающие :      закрепить понятие координатной прямой, ввести определение противоположных чисел, научить распознавать их , записывать и откладывать на координатной прямой;

развивающие:   учить анализировать, дифференцировать и обобщать свойства, расширять кругозор учащихся, прививать навыки математической речи, риторики;

воспитывающие:      вырабатывать умение слушать, работать в команде, толерантность.

Технология: проблемная ситуация.

Ход урока.

Оргмомент.
Устная работа.

Создание проблемной ситуации.

-Возникли затруднения? Почему?

-Мир, окружающий нас, интересен, но противоречив. Ещё вдетстве вы читали сказки, в которых уживались добро и…(зло), теперь вы стали старше, учитесь в школе и получаете оценки: хорошие и…(плохие).

-Жизнь состоит из …(противоположностей). В какой бы уголок мы не заглянули, всё равно увидим, что они уживаются рядом друг с другом. Вот, например, просто вода, но из крана она течёт горячая и …(холодная). А теперь попробуйте привести примеры противоположностей, «живущих» у вас дома.

Уч-ся приводят такие примеры. (Мужчина и женщина, горячая плита и холодный холодильник и др.).

-А теперь давайте найдём противоположности в разных областях знаний.

-География (север-юг, гора-впадина).

-Русский язык (слова-антонимы: добро-зло, белый - чёрный).

-История (война-мир, прогресс-регресс, импорт-экспорт).

-Биология (левая рука - правая рука).

-Вы догадались, каким математическим понятием мы с вами будем сегодня заниматься? Правильно.Как мы назовём тему нашего урока?- «Противоположные числа.

-Как вы думаете, где удобнее всего расположить противоположные числа?

-Верно, на координатной прямой.

-На каком рисунке изображена координатная прямая? Что она содержит? Дайте определение координатной прямой. Почему рис. 1 и 3 не соответствуют этому определению?

-Что общего у отрезков ОВ и ОС, ОД и ОА? (Равные длины, лежат на одной координатной прямой, отложены от одной и той же точки О ).

- А чем они отличаются? (Лежат по разные стороны от точки О).

-Найдите координаты точек А и Д, В и С. Что вы заметили? (Возможные ответы: разные знаки, противоположные числа).

-Итак, мы видим, что в математике тоже есть свои противоположности: могу сложить или…(вычесть), разделить или…(умножить). Вот и вы столкнулись с противоположностями - противоположные числа.

-Все понятия противоположностей, которые мы с вами давали, субъективны и зависят от личного восприятия каждого человека. Одному вода кажется горячей, другому холодной, одному еда вкусна, другому – нет. В математике же, науке точной, всё должно быть строго и чётко. Попробуем, следуя схеме, дать определение противоположных чисел.

 

-Числа 3 и -3 называются …(противоположными), т. к. они …(отличаются только знаком).

- Назовите общее этих чисел. Их отличия.

 

ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ.

–Числа -2 и 5 отличаются знаком, они тоже являются противоположными, я права? (Нет, так как расстояния от нуля до этих чисел не равны).

-Значит, как точно определить противоположные числа?

-Числа, которые отличаются только знаком, называются противоположными.

-Приведите свои примеры.

 

-Устно выполняем №926 по одному примеру, №927 – «прочитать», используя термин «противоположные числа» и выполнить задание.

-Мы с вами по-разному читали эти числа: « число, противоположное к…», «минус минус…», это возможные равноправные варианты.

-Сколько можно подобрать противоположных для каждого числа?

-Всегда ли это так?

-Какое число противоположно самому себе?

-А теперь давайте отдохнём.

 

-Я даю вам задание, а вы выполняете противоположное.

1. Наклоны влево: раз, два, три, четыре; вправо: раз, два, три, четыре.

2. Прыжки на левой ноге: раз, два, три, четыре; на правой: раз, два, три, четыре.

3. Наклоны головы вверх-вниз.

4.Присели, встали. Молодцы!

 

-А теперь посмотрим, как шутят с нами два противоположных цвета – чёрный и белый.

 

 ( Слайд ).

 

1 Вариант2 Вариант

 

Найди координаты точек

 

А, В, СД, Е, К

на координатной прямой.

 

Отметить на координатной прямой числа

-5, 3, -7, -2.52,-4,-5,-1.5

 

Подведение итогов.

 

Что нового узнали?
Чему научились?
Какие числа мы будем теперь называть противоположными?
Зачем нужны противоположные числа?
Какое число противоположно самому себе?
Сколько у каждого числа противоположных?

 

Домашнее задание.

п. 26, №№ 943-у, 944-у, 945,948(а), 940(д-к).
через неделю подготовить презентацию о противоположностях в любой области науки или жизни.

 

  Десерт.

-Ещё 2 слайда – «игра зрения» - белый - чёрный.

1. Лампочка.

2. Ваза - два лица.

 

Литература:

Учебник _ Математика_ 6 класс, авторы  Дорофеев Г. В., Петерсон Л. Г.

часть 2.-М.:Баласс,Ювента.


Просмотров: 116 | Загрузок: 56
Автор: Соловьёва Л.П.
Теги: Противоположные числа
Предмет: Математика


Похожие образовательные материалы:
Всего комментариев: 0
avatar