Конспект и презентация к уроку математики "Действия с натуральными числами, десятичными и обыкновенными дробями"

Цели:

Дидактическая: «Повторить действия с натуральными числами: сложение, вычитание, умножение, деление, решение задач на проценты, на составление уравнений.

Воспитательная: «Развитие интереса к предмету, благодаря использованию элементов игры на уроке, воспитания чувства любви к своей Малой Родине.

План урока

1.Эстафета № 1.(Повторение решения различных видов уравнений,

                             задания записаны на доске.)

2. Задача Соловья-Разбойника.

3.Легенда №1, легенда №2.

4.Путешествие по Нижегородскому кремлю. (Быль №1, быль №2, быль №3)

5.В мастерской И.П.Кулибина. (Быль №4)

6.Эстафета №2.  (Повторение решения задач на части,  задания записаны

                             на доске)

7.Быль №5

8.Эстафета №3. (Повторение решения задач на проценты,

                            задания записаны на доске.)

9.Быль №6, быль №7, быль №8.

10.Итоги урока, домашнее задание.

 

    -Дорогие ребята, я хочу вас поздравить с тем, что , наконец-то,

создана  «Машина времени». Вы удостоились чести первыми ее испытать!

Для того чтобы отправиться в глубокое прошлое нашего города, необходимо знать код набора. Код состоит из трех цифр 1…1. Среднюю цифру будем искать.

Эстафета №1:

1) Решите уравнение: 2х=10.

2) Найдите х, если: 3+х=7.

3) При каких х выполняется равенство: х:2=3.

4) Решите уравнение: 15:х=5.

5) Найдите х, если 3-х=1.

Ответ: 6.

    Первые несколько человек , выполнившие задание, получают оценки.  Одного ученика учитель вызывает к доске, он объясняет свое решение.

Решение.

Корень первого уравнения: х=5. Следующее задание выполняется под номером 5 : х=2. Корень уравнения под номером 2: х=4. Корень уравнения под номером 4: х=3. Корень уравнения под номером 3: х=6.

    В тетрадях учеников выполненные номера заданий вычеркиваются.

Набираем код: 161 (можно использовать игрушечный телефон) и отправляемся в эпоху существования на Нижегородской земле  мордовских племен.

К доске приглашаются 3 человека - по одному с каждого ряда.

-Ребята, мы с вами на высоком берегу Оки. Вокруг чаща леса, где-то вдалеке слышны голоса людей, мы идем к поселению. Неожиданно изменилась погода, вокруг все засвистело и заохало. Перед  нами- колоритный мужичок  устрашающего вида- Соловей-Разбойник. Не пропускает дальше!

Предлагает решить задачу: «Вот Вам 130 орехов. Разделите их на две части так, чтобы меньшая, увеличенная в 4 раза, составляла бы в сумме с большей, увеличенной на 80, 240 орехов».

Ребята обсуждают решение. Самый решительный пишет:

Пусть х- меньшая часть орехов, тогда (130-х)- большая часть. Составим уравнение:

4х+(130-х+80)=240,

3х=240-210,

х=10.

10 орехов - меньшая часть, 130-10=120 орехов- большая часть.

Ответ:10 орехов, 120 орехов.

Решение верное - нас пропускают в селение.

Ребята читают легенду №1 и самостоятельно решают задачу.

Легенда № 1

В стародавние времена жил на правом берегу Оки мордвин Скворец-друг и помощник Соловья-разбойника. У Скворца было 18 жен.

У первых 5 жен было по 3 сына, у 4 жен- по 4 сына, у 3 жен- по 7 сыновей, у 6 жен-сыновей на 2 больше, чем у 4-х. Сколько сыновей было у Скворца?

Чародей Дятел предсказал главе: что, если его дети будут жить в мире, то их никто не одолеет, если поссорятся, то будут покорены русскими. Когда Дятел умер, то его похоронили на горе при устье Оки –реки, и место то назвали Дятловы горы.

Записи в тетрадях:

1) 5·3=15,

2) 4·4=16,

3) 3·7=21,

4) 16+2=18,

5) 15+16+21+18=70.

Ответ: у Скворца 70 детей.

Ударил гром, сверкнула молния, вокруг все потемнело и поселение исчезло.

Мы на том же месте, но будто в другой реальности.

    Читаем Легенду №2.

    В 13 веке на Дятловых горах был основан Благовещенский монастырь приблизительно в 1224 году. Через 3 года монастырь заслонил собой город от  нашествия мордовского князя Пургаса. Монастырь был уничтожен , но город спасен. В камне монастырь восстановил московский митрополит Алексий в 14 веке. Давным  давно шли через эти места бусурманы. Передовой отряд в количестве 10 человек захватил одного русского. 30% нападавших требовали указать  место расположения русской рати,

 50% хотели узнать количество воинов. Однако , русский не выдал тайны. Бусурманы разожгли костер на высоком берегу и бросили в него несчастного. Откуда ни возьмись, появилась огромная стая

 дятлов, такая, что отряд составлял 2% от количества птиц, метнулись они к Волге-реке, коснулись крыльями воды и вылили капля за каплей

 на пламя. Костер погас, а бусурманы, увидев такое, в страхе бежали.

1) Сколько человек требовали указать

место расположения русской рати?

2) Сколько человек хотели узнать

количество воинов?

3) Сколько птиц спасали русского?

4) В каком году монастырь спас город?

5) Сколько лет прошло до восстановления монастыря?

 

 У доски отвечают 5 человек.

 1)30%=0,3, 10·0,3=3чел,

 2)10:2=5 чел,

 3)2%=0,02, 10:0,02=500 птиц,

 4)1224+3=1227 г.,

 5)1300-1227=73.

Все пояснения проговариваются устно.

Решив задачу, мы оказываемся в Нижегородском кремле. Быль №1 решаем устно. Быль№2 решаем  в парах, затем проверяем решение по компьютеру.

Сумма дат постройки 3 соборов составляет 5022 года. Определите даты сооружения каждого храма, если: Михайло-Архангельский

 собор построен на 41 год раньше, чем Успенская церковь и на 88 лет раньше, чем Рождественская церковь.

Определите,  какое сооружение самое молодое, какое самое старое?

 

Решение:

Х-год постройки Михайло-Архангельского собора,

(Х+41)-год постройки Успенской церкви,

(Х+88)-год постройки Рождественской церкви,

(Х+Х+41+Х+88) г-сумма всех дат или 5022 г.

Уравнение:

Х+Х+41+Х+88=5022,

Х=1631.

1631г-Михайло-Архангельский собор (старое)

1631+41=1672г-Успенская церковь

1631+88=1719г-Рождественская церковь (молодое)

Быль №3 решает у доски ученик:

Часть периметра Нижегородского кремля проходит последовательно через Дмитриевскую, Кладовую, Никольскую, Коромыслову башни с общей протяженностью 402 м. Найдите расстояние между Никольской и Коромысловой башнями, если данное расстояние меньше на 5 м, чем между Никольской и Кладовой и меньше на 7 м, чем между Кладовой и Дмитриевской башнями.

 

Пусть х(м)-КН, тогда (х+5)(м)-НКл, тогда (х+7) (м)-КлД, тогда

(х+х+5+х+7)(м) -длина от Коромысловой до Дмитриевской башни или 402 м.

Уравнение:

х+х+5+х+7=402,

3х=390,

х=130.

Ответ: 130 м.

Быль №4 решаем устно:

1764+4=1768 г - закончил работу.
1768-1735=33 г. Было Кулибину.
Ответ: зз года.

Эстафета № 2-поиск кода для перехода в старый Нижний- 1930 г.

Найдите  от 30,                                                           ответ 4,
Найдите четвертую часть от 20,                                    ответ 5,
Найдите 6% от 200,                                                         ответ  12,
Найдите число, половина которого 1,                           ответ: 2,
6-это сколько процентов от 200?                                   Ответ: 3.

Ответ 12

Набираем код: 1121 и попадаем в 1930 год.

Быль № 5 решаем самостоятельно, первые учащиеся, справившиеся с

задачей , получают оценки.

Ярмарочный дом состоял из 60 торгово-складских двухэтажных корпусов .Из них 30% было занято под овощи. 20%-под фрукты,50% под зерно. Сколько корпусов было занято под каждую культуру?

 

Решение

1) 30%=0,3; 20%=0,2; 50%=0,5.

2)60×0,3=18 (кор) под овощи,

3)60×0,2=12 (кор) под фрукты,

4)60×0,5=30 (кор) под зерно.

Ответ:18, 12, 30.

Эстафета №3 для перехода в современный Нижний. Ищем код!

Найдите 2% от 300,                                                          ответ::6.
Решите уравнение: 2х-1=5,                                              ответ:3.
Найдите 255 от50% от числа 40,                                     ответ: 5.
.Вычислите: 120:10-10,                                                     ответ: 2.
Найдите число, 250% которого равно 500,                     ответ 200.
Площадь прямоугольника 28см2. Найдите его ширину,

если его длина 7см.Ответ:4см.

Набираем код 200.

Друзья, мы в современном Нижнем. Одним из чудес города

является наш трамплин. Запишите коротко условие этой задачи - вы решите ее дома.

Быль №7 решаем самостоятельно - на оценку.

В х году образован Сормовский и Канавинский р-ы, в (х+5)г-Автозавод, в (х+7)г - Ленинский р-н, в  (х+28)г- Советский и Приокский р-ы,

 в (х+42)г - Московский р-н или в (1221+790-41)г.

Х+42=1970, х=1928.

1928г-Сормовский, Канавинский,1933г-Автозавод, 1935г-Ленинский,1956г-Советский , Приокский ,1970г-Нижегородский.

Быль №8. Решим теперь задачу, связанную с еще одним чудом нашего города Чкаловской лестницей.

Одно кольцо лестницы составляет 150 ступеней; второе кольцо лестницы- 140 ступеней. Подъем по по лестнице в среднем занимает 830 секунд. Сколько ступеней составляет третий  пролет и сколько всего ступеней у Чкаловской лестницы, если скорость подъема с Нижне- Волжской набережной на пл. Минина составляет 2 сек на 1 ступень.

Решение:

Пусть х - количество ступеней 3 пролета,  тогда время прохождения 1 пролета 75×2с; время прохождения 2 пролета 70×2с;  время прохож дения 3 пролета 2х сек. Общее время подъема 830 с.

75×2+70×2+2х= 830

х=270.

Ответ: количество ступеней 3 пролета составляет 270 ступеней,

Общее количество – 560 ступеней

Ребята, подведем итог сегодняшнего занятия. Что нового и интересного вы узнали на уроке?

Считаете ли вы математику скучной и неинтересной наукой?

Захотелось ли вам самим придумать и оформить в виде презентации какую-нибудь задачу?

Домашнее задание : 1.Решить задачу, связанную с трамплином,

2) Придумать и решить одну или более задач на части и оформить их в виде презентации.

 

Литература:  1)Наборы открыток с видами Н.Новгорода.

Занимательная математика. Автор-составитель Е.Д.Гаврилова.

Издательство: «Учитель» (взяты-эстафеты)


Просмотров: 170 | Загрузок: 51
Автор: Котловская И.Ю.
Теги: натуральные числа, дроби
Предмет: Математика


Похожие образовательные материалы:
Всего комментариев: 0
avatar