Конспект и презентация к интегрированному уроку географии и математики "Масштаб"

Цели урока:

Систематизировать и закрепить знания по теме “Масштаб”.
Закрепить умение решать задачи на нахождение расстояний на местности и на карте, зная масштаб карты.
Развивать мыслительную деятельность учащихся на уроке.
Развивать познавательный интерес учащихся на основе межпредметных связей.
Воспитывать трудолюбие.

Оборудование:

экран; мультимедийный проектор; политическая карта мира, карта России;

 у учащихся атласы; презентация «Масштаб», выполненная в Power Point 2003.

 

Ход урока

      I. Организационная часть урока.

Учителя знакомят учащихся с темой урока, целями и задачами урока.

Повторение теоретического материала.

Учитель географии: (слайды № 2 – 8)

 

В обычной жизни и, особенно на уроках географии, истории мы пользуемся различными изображениями земной поверхности. Вспомним, какие существуют способы изображения поверхности Земли. Это: фотографии, аэрофотоснимки, рисунки, планы местности, схемы, карты.

 

Что такое план местности?

Ответ: План местности – это чертеж небольшого участка земной поверхности на плоскости, в уменьшенном виде, с помощью условных знаков.

 

Что такое карта?

Ответ: Географическая карта - это уменьшенное изображение земной поверхности или ее частей на плоскости при помощи условных знаков.

 

Какие общие признаки  этих двух способов изображения Земли?

Ответ:  изображение на плоскости, использование условных знаков, изображение в уменьшенном виде.  Для того чтобы изобразить большой или не очень большой участок земной поверхности на карте или плане, необходимо знать - во сколько раз это изображение меньше действительного. Каждая карта содержит указание на использованный при ее составлении масштаб, что позволяет её владельцу судить о соотношении между длиной линии на карте и длиной соответствующей ей линии на местности.

 

Что показывает масштаб?

Ответ: Масштаб показывает во сколько раз каждая линия, нанесенная на карту, уменьшена по отношению к ее действительным размерам на местности.

 

 Какие виды масштабов мы знаем?

Ответ: Именованный, численный и линейный

(Вместе с учителем в результате фронтальной беседы заполняется таблица на слайде)

 

Решаются задачи со слайдов № 7, 8

Перевести:

Численный масштаб в именованный:

1 : 2 000
1 : 15 000 000

Именованный масштаб в численный:

в 1 см – 30 км
в 1 см – 500 м

Какой из масштабов крупнее?

1 : 25
1 : 300
1 : 50 000

 

Учитель математики:

 Масштаб и его виды  рассматриваются,  изучаются  на уроках географии.

 Почему же в учебнике математики предложена такая тема?

Ответ: Масштаб – это отношение. А отношение – одно из понятий математики.

По слайду №  9  даются ответы на вопросы:

1. Что называют отношением двух чисел?

Ответ: Отношением двух чисел называют их частное

2.  Что показывает отношение двух чисел?

Ответ: Отношение двух чисел показывает, во сколько раз первое число больше второго, или какую часть первое число составляет от второго.

3.  Как иначе можно записать отношение 1: 100 и что оно показывает?

Ответ: оно показывает, что первое число составляет  часть от второго числа или что первое число в 100 раз меньше, чем второе.

4. Что показывает отношение 1000: 1?

Ответ: Это отношение показывает, что первое число в 1000 раз больше второго.

5.  Как найти отношение 400 м к 8 см?

Ответ: Надо выразить величины в одной и той же единице измерения.

6.  Выразите в см: 650 м; 5 км;

(Ответ: 650 м = 65 000 см; 8 км = 800 000 см)

 

III. Решение задач.

Учитель математики: Решение задач записывается на доске и в тетрадях с обсуждением.

 

Слайд № 10, 11.

Задача № 1.

Длина дороги между городами 2400 км. Какой длины получится линия, изображающая

эту магистраль на карте, сделанной в масштабе:

а) 1:100 000 000;  б) 1:200 000 000?

Решение:

а)

   на карте

                  на местности

       1см

       100000000см = 1000км

       Х см

                2400км

Х = 2400 : 1000 = 2,4 (см) Ответ: 2,4 см

 

Слайд № 17.

Задача № 5 (решается с учителем географии).

По физической карте полушарий  определите реальное расстояние между Пекином и

Нью-Дели. М 1 : 90000000

на карте

на местности

1см

90000000см  = 900км

4см

Х км

 

Ответ: 3600км.

 

Слайд № 18.

Задача № 6. Найти расстояние от Рязани до с. Константиново (родина С.А.Есенина) через Рыбное, если расстояние по карте – 8см.  М 1 : 325000.

 

Рязань – Рыбное –  Константиново 

на карте

на местности

1см

325000см = 3,25км

8см

Х см

 

IV. Итог урока.

 

V. Домашнее задание: «Дидактические материалы по математике для 6 класса», А.С. Чесноков, К.И.Нешков, стр.16, № 183, 184, 185.


Просмотров: 172 | Загрузок: 56
Автор: Поплавская М.Б.
Теги: масштаб
Предмет: Математика


Похожие образовательные материалы:
Всего комментариев: 0
avatar