Конспект и презентация к уроку литературы «М.М.Пришвин «Кладовая солнца»

Исмаилова Наталья Усеиновна

Предмет: русская литература

Класс: 5                                        

 Тема урока: М.М.Пришвин «Кладовая солнца».

Оборудование урока: компьютер, видеопроектор, экран.

 

Материалы к уроку, подготовленные учителем:

Презентация к разным этапам урока

Викторина 

Тесты

Методические приемы:  беседа с учащимися по вопросам, выразительное чтение, анализ отрывка из сказки-были, контроль знаний учащихся, активизация самостоятельной работы.

 

Ход урока.

1.Организационный момент. (Слайд № 1-3)

Цель: подготовка класса к восприятию темы и к общению; создание условия для проведения урока.

- Ребята, сегодня мы продолжим изучать сказку-быль М.М.Пришвин «Кладовая солнца».

Запишем тему урока и эпиграф к нему. Одухотворение природы в произведении.

 «Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях и думаю». (М.М.Пришвин)
 

2.Проверка домашнего задания.

Цель: проверить знание и понимание произведения «Кладовая солнца»; вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме; мотивировать учеников к учебной деятельности.

1. Ответить на вопросы викторины. ( Слайд № 4-5) (Приложение №1)

2. По страницам сказки-были. ( Слайд № 6-14)

 

3.Изучение новой темы.

Цели:

Образовательные:  выявление способов одухотворения природы, ее участие в судьбе детей; усвоение  нового в процессе анализа текстов. Развивающие: создание условия для развития памяти, внимания и воображения; формирование самостоятельной познавательной деятельности. Воспитательные: развитие культуры речи, развитие интереса к изучению сказки-были; воспитание чуткости и любви к природе.

 

 - Ребята, мы с вами прошлись по страницам  сказки-были М.М.Пришвин «Кладовая солнца». Вы показали, что внимательно прочитали и ознакомились с героями и событиями, о которых нам рассказывает автор.

Одухотворение природы в произведении.                                                           

— Первоначально «Кладовая солнца» называлась «Друг человека». Почему, по-вашему, М.М. Пришвин отказался от этого названия?

(Потому что  главная идея автора, показать единство человека и природы, необходимость заботливого отношения к природе.)
- Кто же они, герои сказки-были?

( Настя, Митраша, их родители, Антипыч, собака Травка, лось, змея, тетерев, сосна и ель, волк, зайчик)

- Почему мы включили в этот список растения и животных?

 ( Они являются участниками событий, многим даны имена.)

Солнце дарит тепло земле, а она отдает его добром людям. Как и чем делится с человеком природа?

(целебные ягоды и травы, грибы и т.д.)

 -  Природа в сказке-были  действующее лицо, герой произведения. Давайте посмотрим, как проявляет себя природа по отношению к людям. Для этого вместе с Настей и Митрашей отправимся в лес за кисло-сладкой ягодой клюквой.

  - Мы с вами уже прочитали отрывок « Сросшиеся деревья» о сосне и ели.

   Почему образ сосны и ели автор помещает перед появлением детей в лесу?

(Как предупреждение, нужно быть вместе, рядом.)

 Слепая елань - опасное место. Докажите текстом, что природа предупреждает детей об опасности. Найдите предупреждения.

(«холодная синяя стрелка», «ветер рванул», «сосна простонала», «ель зарычала»).

Найти отрывок прочитать.

- Какой прием использует автор, чтобы «оживить, очеловечить» природу?

(Олицетворение)

-  Где ещё в тексте вам встретились подобные предупреждения?

( Травка завыла, ёлочки не пускают Митрашу в елань) 

Как автор называет природу?

( Великий храм)

 Что хочет сказать нам автор о природе? 

( В замысел писателя входило показать единство человека и природы, неразрывную связь всего существующего на земле.)

Автор все время напоминает, что в природе идет постоянная борьба, в которой побеждает сила, и человек должен уметь совладать с этой силой, подчинить себе могучую стихию.

Подводя итог, мы можем  отметить, что каждому из героев удалось одержать победу над собой и выйти победителем в столкновении с силами природы.

 4.Закрепление темы.

Цель: развитие мышления, воображения школьников, умение применять изученный теоретический материал.

Задача: проверить, проконтролировать следующие умения и навыки (определять жанр и тему произведения, отличать основные виды тропов.)

Самостоятельная работа учащихся (Приложение №2)

Тесты №1-15 (Слайд № 15-20) (Ученикам раздаются одинаковые бланки, где они должны проставить только букву ответа.)

Проверка самостоятельной работы (Приложение №3)

(Самостоятельная проверка работы по тестированию (Слайд №21), подведение итога работы.)

 5.Задание на дом. ( Слайд №22)

 Цель: способствовать развитию речевых способностей у учащихся, внимания, мышления, памяти и воображения, побуждение познавательного интереса к повести и дальнейшей работой над ней.

 - Ребята, дома вы должны будете ответить на вопросы:

Почему М. Пришвин назвал «Кладовую солнца» сказкой-былью? По каким признакам это произведение можно отнести к жанру повести?

 

Приложение №1

  Викторина.

Назовите детское прозвище М.М.Пришвина. (Курымушка)
Кто был его первым путеводителем по «азбуке» природы? (Птицелов, пчеловод, охотник по прозвищу Гусек)
Когда была написана сказка-быль «Кладовая солнца»? (1945)
Как первоначально называлась сказка-быль? ( «Друг человека»)
Какие деревья боролись между собой в произведении? (ель и сосна)
За какой ягодой отправились Настя и Митраша? (за клюквой)
Перечислите клички домашних животных в хозяйстве Насти и Митраши. (Зорька, Дочка, Дереза, Петя, Хрен)
Какому делу выучился Митраша у отца? ( выучился бондарскому ремеслу)
О какой «чудесной вещи» рассказал мальчику отец? (о компасе)

10. Перечислите, кого приютил « на себе» большой чёрный пень? (шесть маленьких ящериц, четыре бабочки-лимонницы, большие черные мухи, громадная змея)

11.Кто был конкурентом Травке во время охоты на зайца-русака? (лиса)

12.Какую помощь оказала Настя ленинградским детям из детдома? (Настя отдала всю свою целебную ягоду)

 

Приложение №2

Тесты М. М. Пришвин «Кладовая солнца»

Жанр произведения:

а)  повесть;

б) сказка;

 в) сказка-быль.

2.  Название произведения означает, что речь в нём идет:

а) о богатых залежах торфа на болотах;

б)  о душевном богатстве людей;

в) о богатом и животном мире лесов.

3. В  произведении описываются события:

а) времён первой мировой войны;

б) периода Великой Отечественной войны;

в) наших дней.

4. Тема произведения:

 а) единство человека и природы, необходимость заботливого отношения к природе;

б) взаимоотношения между людьми;

в) размышления о том, насколько природа выше человека и человеческих страстей.

5. Повествование в произведении ведется от лица:

а) Митраши и Насти;

б) геологов;

в) жителей деревни.

6. Рассказчики считают, что в дружбе Митраши и Насти было:

а) прекрасное равенство;

б) бесспорное первенство сестры;

в) преимущество брата.

7. Смысл истории сосны и ели:

а) элемент сказки, объясняющий стон и вой, раздающийся в ветреную погоду;

б) рассказ о возникновении дикого леса близ Блудова болота;

в) предыстория конфликта между Митрашей и Настей.

8. Елань (топкое место в болоте) называлась Слепою, так как:

а) люди, попав в неё, теряли зрение;

б) здесь росли цветы, которые народ именовал «куриная слепота»;

в) внешне она никак не отличалась от остального болота.

9. Закон жизни в лесу, отвергнутый Травкой, требовал от диких зверей жить для:

а) других;

б) себя;

в) природы.

10. Человеческая правда, которую Антипыч «перешепнул» Травке, - это правда:

а) принципа «Один за всех и все за одного»;

б) вековечной суровой борьбы людей за любовь;

в) слов «Мы с тобой одной крови: ты и я».

11. Травка не могла выносить плач сплетённых навеки деревьев, потому что:

а) они напоминали ей о её собственном горе;

б) собаке было страшно слышать этот вой;

в) ей было их жалко.

12. В предложении: « …могучие стволы соснового бора стали как зажженные свечи великого храма природы» - автор употребил:

а) антитезу;

б) аллегорию;

в) сравнение.

13. Рассказ о тетереве-косаче ( «Косач как будто стал расцветать в лучах восходящего солнца. На голове гребешок загорелся огненным цветком. Синяя в глубине чёрного грудь его стала переливать из синего на зеленое. И особенно красив стал его радужный, раскинутый лирой хвост») представляет собой:

а) описание;

б) повествование;

в) рассуждение.

14. В предложении: « Земля под ногой стала как гамак, подвешенный над бездной» - используется:

а) антитеза;

б) сравнение;

в) гипербола.

15. В отрывке: « Тогда серая хмарь плотно надвинулась и закрыла всё солнце с живительными лучами. Злой ветер очень резко рванул. Сплетённые корнями деревья, покрывая друг друга сучьями, на всё Блудово болото зарычали, завыли, застонали» - используется:

а) гипербола;

б) олицетворение;

в) метафора.

 

Используемая литература:

 

1.Русская словесность: фольклор и литература. Учебник для 5 класса общеобразовательной школы. Т.П. Чаплышкина, А.М.Садвакасова, Л.В.Сафронова, Н.Н.Ставицкая, С.Я.Ходова. – 3-е изд., - Алматы: Атамура, 2010.

2. Русская словесность. Дидактический материал: Для 5 класса общеобразовательной школы. Т.П. Чаплышкина, А.М.Садвакасова, Л.В.Сафронова, Н.Н.Ставицкая, С.Я.Ходова. Алматы: Атамура, 2001.

3. Русская словесность: фольклор и литература. Методическое руководство: Для 5 класса общеобразовательной школы. Т.П. Чаплышкина, А.М.Садвакасова, Л.В.Сафронова, Н.Н.Ставицкая, С.Я.Ходова. –   Алматы: Атамура, 2001.

4. Литература: Тесты. 5 – 8 кла.: учебно-метод.пособие Авт.-сост. Н.Н.Коршунова, Е.Ю.Липина. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа,2001.

 5. Альбом 5 класс. Иллюстрации художника И.Л.Брунина и фотографии   В.Е. Гиппенрейтера № 59-68


Просмотров: 1301 | Загрузок: 164
Автор: Исмаилова Н.У.
Теги: пришвин
Предмет: Литература


Похожие образовательные материалы:
Всего комментариев: 0
avatar