Конспект урока и презентация по теме: "Формирование Древнерусского государства"

Цели: показать процесс формирования государства у восточных славян;

            - выяснить, что явилось предпосылками, а что причинами создания Древнерусского государства;

            -  познакомиться с внутренней организацией Древнерусского государства;

            - развивать умение работать с картой, находить нужную информацию.

Оборудование: компьютер, презентация.

 

                                               Ход урока:

1. Орг. начало урока.

2. Проверка домашнего задания:

 

3. Сообщение темы и целей урока:

( сл. 2) План урока:

Предпосылки создания Древнерусского государства.
Появление княжеской власти у восточных славян.
Образование государственных центров.
Образование Древнерусского государства. Его организация

 

4. Изучение нового материала:

                        1) рассказ  учителя:

- Вспомните, каким  общественным строем жили люди в древности? ( родоплеменной строй)

- Как этот строй сменялся?

- Процесс формирования единого государства – это длительный этап в развитии.

- Давайте с вами вспомним, что такое государство?

[Организационная диаграмма] ( сл. 3)

 

- Государство просто так не возникает на пустом месте. Для этого нужны специальные условия, которые называются предпосылки.

( сл. 4) Предпосылки создания древнерусского государства:

            1) разложение родоплеменного  строя

            2) Развитие торговли и ремесла

            3) Рост городов как племенных  княжений

            4) Появление неравенства и знати

            5) Внешняя угроза

( сл. 5) В IX веке в жизни восточных славян всё большее значение начинает приобретать торговля. По Неве, Ладожскому озеру, Ловати, Днепру шёл торговый путь « из варяг в греки», соединявший Балтийское и Чёрное моря.

                        2) работа с картой:

- Давайте проследим этот путь: река Нева – Ладожское озеро – река Волхов, озеро ильмень – река Ловать – волоком тащили до Днепра – река Днепр – Чёрное море. Конечный пункт – Византия.

 

( сл. 6) Конечным пунктом была Византия. Там купцы обменивали свой товар на шёлковые ткани, золото, вина, овощи, дорогое оружие

- Как вы думаете, чем могли торговать славяне? ( меха пушных зверей, мёд, воск, дары леса)

 - А что могли покупать в византийцев? ( шёлковые ткани, золото, оружие, вина, овощи)

( сл. 7) Людей, занимающихся торгом, называли купцами.

 

- А как вы думаете, занятие торговлей было выгодным или невыгодным? Почему?

( сл. 8) Занятие торговли было прибыльным, но очень опасным и сложным, потому что на купеческие караваны нападали печенеги, обосновавшиеся в просторах Причерноморья.

( сл. 9) С развитием торговли в центральных племенных посёлках, ведущих к Чёрному и Балтийскому морям, стали складываться специальные пункты, куда люди стали свозить свой товар. В дальнейшем эти поселения стали превращаться в города: Киев – у полян, Чернигов – у северян, Смоленск и Полоцк – у кривичей, Любеч и радимичей, Новгород – у ильменских славян.

 

- Давайте обобщим и запишем предпосылки появления Древнерусского государства:

            1) торговый путь « из варяг в греки»

            2) появление первых торговых центров – городов

            3) развитие ремесла

            4) купцы постоянно опасались  набегов печенегов – кочевников

            5) купцы стали нанимать вооруженные отряды для охраны своих судов специальных людей, которые были объединены в дружины под руководством князя.

            6) города – центры торговли

            7) необходимо выработать единые правила, денежные единицы, порядок …

- Причиной создания единого русского государства была общая военная угроза со стороны опасных соседей.

 

                           2. Появление княжеской власти у восточных славян:

( сл. 10)  О том, как появилась княжеская власть у восточных славян, рассказывает                       « Повесть временных лет». Но до сих пор историки спорят о происхождении первых русских князей и слова «Русь»

( сл. 11) Многие историки считают, что первые князья – норманны, выходцы из Скандинавии. В конце VIII – IX века они стали совершать торговые и завоевательные походы, подчиняя славян. Не найдя здесь больших богатств,  скандинавские пришельцы обложили данью финоугорские племена.

- что моги требовать норманны в качестве дани? ( мёд, шкуры)

Постепенно финоугорские племена заводили на славянских землях « торговые места», оседали здесь.

- Некоторые восточнославянские города стали приглашать к себе за небольшую плату вооружённые отряды руссов во главе с военачальниками – князьями.

( сл. 12)  Во время войн они возглавляли народные ополчения славян, передавая им премудрости военного искусства. Впоследствии варяжские князья стали выполнять и другие поручения

( сл. 13) Во время войн они возглавляли народные ополчения славян, передавая им премудрости военного искусства. Впоследствии варяжские князья стали выполнять и другие поручения

                        3. Образование государственных центров

                       ( сл. 14 -16) работа по учебнику:

 

                        4. Образование древнерусского государства.

( сл. 17) В 879 г. в Новгороде умер Рюрик и новым князем становится его  родственник Олег. В 882 году он собрал большое войско и двинулся в поход на юг. По пути он подчинил себе кривичей.

 

( сл. 18) Подойдя к Киеву, он хитростью выманил из города Аскольда и Дира и убил их. Киев Олег объявил « матерью всех городов русских», столицей своих земель

 

                   Работа с документом на стр. 32

( сл. 19) рассказ учителя:

( сл. 20 – 21 ) – работа со схемой

 

5. Подведение итога урока:

         Вопросы на стр. 31

 

6. Домашнее задание:

         Параграф 3, вопросы, записи, рабочая тетрадь, термины.


Просмотров: 461 | Загрузок: 73
Автор: Антоненкова А.В.
Теги: Русь
Предмет: История


Похожие образовательные материалы:
Всего комментариев: 0
avatar