Конспект и презентация к уроку истории "Западная Европа в IX - XI веках"

Цели: - познакомить учащихся с развитием Западной Европы в IX – XI веках;
            - познакомить с историческими личностями, 
            - обеспечить усвоение новых терминов и понятий;
            - развивать умение рассуждать, высказываться, уметь слушать своего товарища;
 
Оборудование: презентация, компьютер, листочки с заданиями для проверки домашнего задания;
 
                                               Ход урока.
1. Организационное начало урока.
 
2. Проверка домашнего задания.
                                   « Верно или неверно.»

 
1. Карл получил своё прозвище за свой высокий рост (Н)
2. Карл за годы своего правления не смог расширить территории своего государства.(Н)
3. Почти ежегодно Карл во главе большого войска выступал в далёкие походы (В)
4. Карл совершил против саксов 5 походов (Н)
5. Саксы имели сильную конницу и хорошее вооружение (Н)
6. В ответ на восстание саксов Карл приказал казнить 4,5 тысячи человек (В)
7. Местная саксонская знать не поддерживала отношения с Карлом (Н)
8. Карл не сумел покорить народность – авары (Н)
9. В 900 году Карл был провозглашён императором. (Н)
10. Титул – это почётное или высокое звание (В)
11. Карл Великий пользовался большим влиянием не только внутри государства, но и за его пределами (В)
12. Для контроля за деятельностью графов Карл отправлял « государевых посланцев» (В)
13. Карл почти совсем отстранил крестьян от военной службы (В)
14. После смерти Карла его империя была поделена между его наследниками (В)
15. Из огромной территории было создано 3 больших королевства (В)
16. Организация классов феодалов называется феодальной лестницей (В)
17.Во Франции вассалы подчинялись не только своему сеньору, но и королю (Н)
18. Во Франции говорили « Вассал моего вассала – мой вассал» (Н)
19. Простолюдины – это люди из знатного рода (Н)
20. Рыцарь – это мелкий феодал, у которого уже не было вассалов. (В)
 
3. Сообщение темы и целей урока.
( сл. 2)
•Как образовалась Священная Римская империя
•Кто такой король Артур и рыцари Круглого стола;
•Кто такие норманны, какие они совершали завоевания и какие создали государства.
•Познакомитесь с новыми понятиями
( сл. 3) Работаем по плану:
1.Слабость королевской власти.
2.Образование Священной Римской империи.
3.Легенда и быль в истории Англии.
4.Кто такие норманны?
5.Борьба англосаксов с норманнами.
6.Государство норманнов.
 
 
4. Изучение нового материала.
                        1) рассказ учителя.
( сл. 4) Власть последних королей из династии Каролингов во Франции существенно ослабела. Современники давали королям унизительные прозвища: Карл Толстый, Карл Простоватый, Людовик Заика, Людовик Ленивый.
( сл. 5) В конце X века крупные феодалы Франции избрали королём богатого и влиятельного графа Парижского  - Гуго Капета, который получил такое прозвище из-за головного убора – капюшона).
( сл. 6)  Французское королевство состояло из 14 крупных владений. Многие феодалы имели более обширные земли, чем сам король и считали его лишь первым среди равных, не всегда подчинялись его приказам. Королю принадлежало лишь владение на северо – востоке страны с городами Париж и Орлеан. Но очень много земель не принадлежал королю и он не мог управлять этими территориями.
- Король не имел власти над всей страной, не издавал общих законов, не мог собирать налог со всего населения. У него не было ни постоянного войска, ни оплачиваемых чиновников. ( сл. 7) Управлял он лишь при помощи своих придворных ( знатные господа, состоявшие при дворе короля в его свите) .
( сл. 8) В Германии власть короля сначала была сильнее, чем во Франции.  Очень часто на Германию нападали кочевно – скотоводческие племена венгров, двинувшихся  от предгорий Южного Урала в Европу и занявших равнину между реками Дунай и Тисса.
( сл. 9) Лёгкая конница венгров совершала набеги на страны Западной Европы и Балканский полуостров, прорвалась за Рейн доходила до Парижа. Но больше всего страдала Германия: венгры разоряли и угоняли в плен многих жителей.
( сл. 10) В 955 году немецкие и чешские войска во главе с германским королём Оттоном I разгромили венгров в битве на юге Германии. Вскоре вторжение венгров прекратилось, и они перешли к осёдлому образу жизни.
                            Дополнительный материал.
Королю Оттону было ровно 24 года, когда он был возведён на престол Германского государства; он получил имя в честь деда, дожившего до рождения внука (912 год). К шестнадцати годам, в929 г., он вступил в брак с Эдит, дочерью англосаксонского короля Эдуарда, поскольку его отец Генрих 1 заботился о поддержке связей со своими земляками, переселившимися за море. Он научился читать только после смерти своей супруги, и саксонский историк не упускает случая заметить, что к книжной премудрости он был очень способен: «Быстро стал читать и понимать прочитанное»; кроме того, он умел объясняться на славянском и романском языках. Внешность у Оттона была отцовская; от отца к нему перешли наклонности и свойства: он был таким же страстным охотником и так же общителен, но его стремления были более возвышенны, он сознавал себя как бы «порфирородным» и смотрел на свое королевское призвание глубоко и серьёзно. Недаром о нём рассказывают, что он постоянно постился перед теми днями, когда ему необходимо было явиться перед народом с венцом на голове. Съезд князей, на котором его избрание должно было получить окончательную санкцию, был созван на франкской территории, в Аахене. Пышная обстановка, в которой происходило это избрание, указывает, в какой степени успела утвердиться королевская власть: при избрании присутствовали герцоги, многие из знати и множество народа. После того как князья, то есть светская знать, возвели и посадили его на трон, воздвигнутый в зале, соединявшей дворец с собором, архиепископ Майнцский представил собравшейся в соборе толпе «избранного Богом, некогда назначенного могущественным владыкой Генрихом, ныне властвующего над всеми князьями короля Оттона…» «Если вам этот выбор по сердцу, то поднимите правую руку к небу», — добавил архиепископ. Затем архиепископами Майнцским и Кёльнским было совершено коронование; за ним последовало миропомазание. Во время коронационного пира королю за столом служили герцоги: Гизельберт Лотарингский, Эберхард Франконский (брат Конрада I), Герман Швабский, Арнульф Баварский, между которыми были распределены высшие придворные должности на этом торжестве, которому все старались придать как можно больше значения.
Смерть Оттона I

Пасху 973 г. Оттон встретил в Кведлинбурге в кругу своей семьи и многочисленного собрания графов, князей и епископов, съехавшихся по случаю прибытия императора в город. Вскоре после этого, 7 мая 973  г., Оттон скончался на 61-м году жизни.

( сл. 11) В 962 году Оттон I совершил поход на Рим, и папа провозгласил его императором. Под его власть, кроме Германии, попала ещё и  часть Италии. Так Римская империя была восстановлена ещё раз и стала называться Священная Римская империя германской нации. Император хотел, чтобы его считали главой всех правителей Европы, но реальная власть его была ограничено:

            1) германские князья добились независимости

            2) население Италии не прекращало борьбы с захватчиками

- И Германия, и Италия так же не были едиными государствами, состояли из множества самостоятельных графств. Герцогств , баронств и т.д. Имели свои гербы, флаги, главный город и т.п. Феодальная раздробленность в этих государствах существовала на всём протяжении Средневековья.

( сл.12) В Средние века были широко известны легенды о короле Артуре и его сподвижниках – рыцарях Круглого стола. легендарный вождь бриттов V—VI века, разгромивший завоевателей-саксов; центральный герой британского эпоса и многочисленных рыцарских романов. До сих пор историки не нашли доказательств исторического существования Артура, хотя многие допускают существование его исторического прототипа.

Согласно легенде, Артур собрал при своем дворе в Камелоте  доблестнейших и благороднейших рыцарей Круглого стола. О подвигах Артура и его рыцарей существуют многочисленные легенды и рыцарские романы, в основном касающиеся поисков Святого Грааля и спасения прекрасных дам. Эпос о короле Артуре и его рыцарях послужил основой для произведений литературы, живописи, кинематографа и других видов искусства.

( сл. 13)  Артур — сын короля Британии Утера Пендрагона. Утер воспылал любовью к прекрасной Игрейне, жене старого герцога из замка Тинтагель. Чтобы провести с ней ночь, король попросил волшебника Мерлинапридать ему облик герцога Тинтагеля. В качестве платы Мерлин потребовал отдать ему младенца на воспитание, когда тот родится. Мерлин наложил на мальчика чары, придав силу и отвагу. Затем чародей отдал Артура на воспитание старому рыцарю сэру Эктору. Через несколько лет Утера отравили приближённые, и страна погрузилась в безвластие и междоусобицу.

Спустя двадцать лет Мерлин и епископ Кентерберийский в Лондоне представили собравшимся рыцарям меч, воткнутый в камень, на котором была надпись: «Кто вытащит сей меч из-под наковальни, тот и есть по праву рождения король над всей землёй английской». Ни один из королей и баронов не смог извлечь меча. Его случайно вынул юный Артур, который искал меч своему названому старшему брату — сэру Кею. Мерлин раскрыл юноше тайну его происхождения и провозгласил Артура королём. Однако правители удельных королевств, метившие на трон Утера, отказались его признать и пошли на юного Артура войной. Призвав на помощь заморских королей-полководцев Бана и Борса, Артур отстоял свой трон и начал править.

Артур сделал своей столицей город Камелот и собрал за одним столом лучших рыцарей Земли. Чтобы между ними не было раздоров из-за высоких и низких мест, Мерлин подарил королю Круглый Стол. Артур женился на прекрасной Гвиневре, дочери короля Лодегранса, но их брак был бездетным.

После того, как Меч-из-Камня сломался в поединке Артура с сэром Пелинором, Мерлин пообещал молодому королю новый чудо-меч. Его выковали эльфы озера Вателин, и Владычица Озера вручила меч Артуру с условием: обнажать только во имя правого дела и вернуть ей, когда придёт срок. Меч, названный Экскалибур, разил без промаха, а его ножны защищали лучше любой брони.

Узнав о смуте в Британии, Артур вернулся из-за моря. Войска короля и самозванца встретились на Каммланском поле для переговоров. Но во время встречи змея укусила одного из рыцарей, и он выхватил меч, что стало сигналом для атаки обеим сторонам. В грандиозной битве, разразившейся в Каммлане, погибло всё воинство Британии. Предатель Мордред пал, пронзённый копьём Артура, но и сам смертельно ранил отца.

Умирающий король попросил сэра Бедивера вернуть меч Экскалибур Владычице Озера. Затем его самого на лодке печальные леди под предводительством младшей сестры Морганы, Моргиатты (в других вариантах легенды — самой Морганы, раскаявшейся в своих проступках) — увезли на остров Авалон. По преданию (похожему на пророчество оВтором Пришествии), Артур дремлет на Авалоне в ожидании дня великой нужды, когда он воспрянет ото сна, чтобы спасти Британию.

( сл. 14) Согласно легенде, Артур собрал при своем дворе в Камелоте доблестнейших и благороднейших рыцарей Круглого стола. О подвигах Артура и его рыцарей существуют многочисленные легенды и рыцарские романы, в основном касающиеся поисков Святого Грааля и спасения прекрасных дам. Эпос о короле Артуре и его рыцарях послужил основой для произведений литературы, живописи, кинематографа и других видов искусства.

( сл. 15) Круглый стол – во время переговоров и совещаний означало равноправие и достоинство каждого участника встречи

( сл. 16) Вероятно, Артур был вождём бриттов – древних жителей острова и руководил сопротивлением против вторжения в Британию англов и саксов. Около 200 лет бритты сражались за свою свободу, но были истреблены, частично превращены в зависимых людей, частично переселились.

                                   2) работа по учебнику:

                                  ( сл. 17) Стр. 39 - 42

                                   3) рассказ учителя:

( сл. 18)  Борьбу англосаксов против датчан возглавил король Альфред Великий. Сначала он терпел поражение от датчан, скрывался в лесу. Собрав конное войско, он сооружал крепости, строил морской флот и сумел остановить натиск датчан.

                                   4) самостоятельная работа:

( сл. 19 - 20)

                                   Стр. 43 – 44 – « Государство норманнов»

- Какие государств образовались в скандинавских странах в 9 -11 веках?

- Где и когда образовалось герцогство норманнское?

- Чем занимались норманны?

5. Подведение итога урока.

                        Вопросы на стр. 44.

6. Домашнее задание:

Параграф 4, вопросы, творческое задание - рассказ от лица народа, на которых напали норманны.


Просмотров: 818 | Загрузок: 115
Автор: Антоненкова А.В.
Теги: история Европы
Предмет: История


Похожие образовательные материалы:
Всего комментариев: 0
avatar