Конспект и презентация к уроку истории "Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад"

Цели: - дать представление о возникновении, ценностях и особенностях исламской цивилизации;

            - выяснить роль ислама в объединении арабских племён, познакомиться с характерными чертами феодального строя на Ближнем Востоке.

            - продолжить формирование умения работать с картой

            - познакомиться с новыми понятиями

Оборудование: компьютер, презентация

 

                                   Ход урока.

1. Организационное начало урока.

 

2. Проверка домашнего задания:

                        1) тестирование по теме: « Образование славянских государств».

1. В VI веке славяне занимали обширные территории от:

            А) реки Эльбы до среднего течения Дуная

            Б) от реки Лабы до реки Днепра

            В) от Днепра до Южного Буга

2. Славянские племена делились на:

            А) северных, южных и западных

            Б) северных, западных, восточных

            В) западных, южных и восточных

3. Какая группа славян являлась предками русского, украинского и белорусского народов?

            А) восточные

            Б) западные

            В) северные

4. Народное собрание у славян называлось:

            А) сход

            Б) вече

            В) круг

5. Болгарское государство возникло в:

            А) VI веке

            Б)во II половине  VII века

             В) в середине  VIII века

6. Какое знаменательное событие произошло в Болгарии в середине IX века?

            А) на них напали славянские племена

            Б) заключили союз с германцами

            В) приняла от Византии христианство

7. Какой византийский император приказал ослепить 14 тысяч пленных?

            А) Юстиниан

            Б) Василий II

            В) Симеон

8. В каком году Кирилл и Мефодий были направлены в Великоморавскую державу для выплне6ния просветительской мысли?

            А) 863 г.

            Б) 872 г.

            В) 880 г.

9. Какой деятельностью занимались Кирилл и Мефодий в Болгарии?

            А) строили храмы, открыли школу для подготовки священников

            Б) строили школы, переводили книги на болгарский язык

            В) печатали книги, проводили церковные книги

10. Великоморавская держава распалась в:

            А) 891 г.

            Б) 895 г.

            В) 906 г.

11. Какой князь положил начало созданию Польского государства?

            А) Мешко I

            Б) Болеслав I Храбрый

            В) Симеон

 

                                   Критерии оценки:

                        Менее 5 – «2»

                        От 5 до 7 – «3»

                        От 8 до 10 – «4»

                                   11 – «5»

 

Ключ:

1 – а,  2 – в,  3- а, 4 – б, 5 – б,  6 – в,  7- б, 8 – а, 9 – а. 10 – в,  11 – а

 

3. Сообщение темы и целей урока.

( сл. 4)  План:

1.Природа и занятия населения Аравии.

2.Племена бедуинов

3.Муххамед – основатель ислама.

4.Завоевания арабов.

5.Правление Аббасидов.

6.Халиф Харун ар – Рашида.

7. Распад халифата.

( сл. 5) Задание на урок.

Почему распалась такая великая держава – арабский халифат?

 

4. Изучение нового материала.

                   1) рассказ учителя

- Покажите на карте Аравийский полуостров.

- Найдите и покажите государства, которые были соседями арабов к началу 7 века ( Византия, Франкское государство, Хазарское царство)

- Какими морями омывается Аравийский полуостров? ( Красным, Аравийским, Средиземным, Каспийским)

-  Можете ли вы, глядя на карту, описать природные особенности и занятие населения?

( сл. 6) Арабы издавна жили на Аравийском полуострове в Юго – Восточной Азии. Для земледелия были пригодны лишь небольшие оазисы на юге и западе Аравии. Там жили осёдлые арабы, которые занимались выращиванием хлебных злаков,  сахарный тростник, хлопчатник. Возделывали сады, выращивали финиковые пальмы и виноградники.

( сл. 7)  Кочевые арабы – бедуины  передвигались со своими стадами. Они разводили верблюдов, овец и лошадей.

- Как вы думаете, почему именно верблюдов разводили бедуины?

( Они питались его молоком и мясом, одевались в ткани из верблюжьей  шерсти, укрывались в палатке из верблюжьего войлока от зноя. Из кожи верблюда шили обувь, сёдла. Сбрую. При переходе на новое место  верблюд перевозил бедуина с семьёй и его имущество.

- Рассмотрите иллюстрацию в учебнике на стр. 75 –Караван – сарай  на торговом пути.

Вдоль берега Красного моря  пролегал старинный торговый путь из Византии в Африку и Индию.

( сл. 8)  Самым крупным был город Мекка. Состоятельные граждане жили  в больших каменных домах, а бедные в лачугах. Богачи скупали у кочевников товар  и дважды в год снаряжали караваны в Сирию и Йемен.  Зимой и летом они снаряжали караваны в соседние страны. Каждую весну 4 месяца  в Мекке проходили ярмарки  ( ежегодные или сезонные торги). Бедуины пригоняли скот и обменивали его на оружие, хлеб, ткани, псуду.

( сл. 9)  В Мекке было расположено древнее святилище – храм Кааба ( « куб »), служивший святым местом для всех арабов. Знать Мекки руководила религиозными обрядами, снабжала паломников пищей и одеждой.

( сл. 10)  Давайте поближе познакомимся с племенем бедуинов.

Бедуины делились на несколько племён, очень часто между ними возникали стычки из-за недостатка земли. Ожесточённые схватки вызывали у них  обычаи кровной мести: за убийство или оскорбление родича мстил весь род или даже племя. Войны длились иногда десятилетиями. Во главе племени стояли вожди, которые выбирались из богатого рода.

- Какую функцию выполняли вожди?

         1) руководили воинами в время набегов

            2) выбирали места для кочевий

            3) разбирали споры между членами племени

            4) выкупал пленников

            5) кормил бедняков

- Постепенно среди арабов возникает стремление объединиться. Почему?

         1) прекращение вражды племён между собой

         2) борьба с внешними врагами

         3) упадок торговли

         4) знать желала объединить племена с целью укрепления власти над бедняками.

( сл. 11)  Объединению арабских племён способствовала новая религия – ислам. Основателем ислама является  житель Мекки – Мухаммед. С 6 лет он остаётся сиротой, его берут на воспитание родственники, у которых он пасёт овец и коз.  Его посещали видения – он говорил, что слышал голос Бога.  Примерно в 610 году Мухаммед выступил с проповедью новой религии. Он утверждал, что нет других богов, кроме Аллаха, а себя называл « посланником Бога» - его Пророком.

- Он обличал « несправедливо наживающих богатство», призывал богачей помогать бедным, выкупать на волю и освобождать рабов. Все, кто принимали его веру, стали называть себя мусульманами, т.е. «покорными богу»

( сл. 12)

Опасаясь за свою жизнь, в 622 году Мухаммед со сторонниками переселился в соседний оазис, названный в его честь -  Медина. Год переселения ( хиджра) – стал начальной датой мусульманского летоисчисления.

( сл. 13) В Медину стали стекаться сторонники новой религии. В 630 году знать подписала договор с Мухаммедом и большинство арабов приняли ислам и признали власть Мухаммеда. Мекка и Медина превратились в священные города, а Кааба – их главное святилище

( сл. 14)  Речи Мухаммеда записывали его ученики на пальмовых листьях и камнях, заучивали наизусть. После его смерти эти записи были переработаны и составлена священная книга мусульман - Коран

( сл. 15)  Коран включает в себя 114 глав, первая из них выполняет ту же роль что и христианская молитва «Отче наш».  Первые суры Корана представляют собой целые трактаты, а последние занимают всего несколько строчек. Содержание сур крайне разнообразно —  и пересказ библейских историй, и изложения основ мусульманского права и описания реальных исторических событий периода противостояния Мекки и Медины.

 

_ Главные ценности новой религии:

         1) покорность богу

            2) частная собственность

            3) нравственные заповеди

( сл. 16)  В Коране сказано, что Аллах сотворил мир за 6 дней, он создал Адама и Еву. А седьмой день – у мусульман пятница – стал днём отдыха.

                                   2) работа по учебнику:

- Чему учит Коран? ( стр. 77 -  в синей рамке)

 

                                   3) самостоятельная работа:

- Прочитайте самостоятельно пункт « Мораль и право» ( стр. 78) и будьте готовы ответить на вопросы:

- Продолжите предложения:

1) Государство не должно издавать законы, т.к. …( все законы изложены Мухаммедов, государство должно только их выполнять)

2) Правила поведения мусульман называются ( шариатом)

3) Мусульманская мораль приписывала: ( не убий, не укради, не лги, люби ближнего, уважай родителей)

4) Мусульманам запрещалось… ( пить вино, играть в азартные игры, есть свинину, заниматься ростовщичеством )

5) Мусульманам разрешалось.. ( иметь 4 жены )

( сл. 17 ) Запишем новые термины

Шариат – правила поведения мусульман
Кади – знатоки Корана, духовные судьи.

 

                        4) рассказ учителя:

( сл. 18)  После смерти Мухаммеда Арабским государством управляли халифы                             ( заместители пророка)При них многочисленные отряды арабов вышли за пределы Аравийского полуострова и обрушились на Византию и Иран. Многие города сдавались с условием, что жителям сохранят жизнь и имущество.

( сл. 19) В начале VIII века арабы возобновили наступление. Подчинили племена берберов. В 711 г. переправились через Гибралтарский пролив.  В 751 году нанесли китайскому войску поражение.

( сл. 20)  Аббасиды расправились с народом и облагодетельствовали иранцев -из них стали назначать Визиров. Завоевания почти прекратились. В халифат вошли Сицилия, Кипр, Крит и Юг Италии. Земля принадлежала халифам, а эмиры(наместники),жили за счет налогов. Ислам распространялся за счет налоговых льгот. Но потом эту льготу отменили. Тем не менее практически во всех завоеванных странах в качестве единой религии был утвержден ислам. Новая династия создала новую столицу-Багдад, на р. Тигр. Здесь пересекались торговые пути. Государство стало  называться Багдадский халифат.

 

                        5) работа по учебнику:

( сл. 21 – 22)

Расцвет халифата пришелся на правление Халифа Харун  ар-Рашида -героя «1000 и 1 ночи»,где он показан мудрым и справедливым политиком. Но он был деспотом.

Опасаясь жить в городе халиф поселился в соседней крепости. Его визирь был

казнен из-за зависти к его богатству. Харун хотел продолжить войны, но потерпел неудачу. Борьба покоренных народов подрывала власть арабов. Из  жителей Средней Азии халифы набирали гвардию, но скоро ее начальники стали назначать халифов. Наместники-эмиры передавали свои престолы по наследству и не подчинялись халифам. В 8 в.возник Кордовский халифат, в 9 веке отделились Египет, Северная Африка, Иран и Афганистан. В  1055 г. Турки-сельджуки захватили Багдад и халиф короновал их предводителя титулом султана.

 

5. Подведение итога урока.

            Вопросы на стр. 83

 

6. Домашнее задание:

            Параграф 9, вопросы, записи, рабочая тетрадь,.


Просмотров: 1222 | Загрузок: 178
Автор: Антоненкова А.В.
Теги: Халифат
Предмет: История


Похожие образовательные материалы:
Всего комментариев: 0
avatar