Образовательные цели: сформировать у учащихся представление о сущности монголо-татарского ига и его последствиях. Развивающие цели: продолжить учиться планировать свою деятельность. выделять главное. Воспитательные цели: воспитывать любовь к Родине, национальное достоинство. Тип урока: урок формирования новых знаний. Форма организации работы: групповая.
Основные понятия и термины: Золотая Орда, улус, баскаки, перепись населения, численники, ярлык, басма. Оборудование: отрывок из документа (Печатный лист для каждой группы), рабочий лист для каждой группы, презентация « Русь и Золотая Орда», настенная карта « Борьба Руси с иноземными захватчиками в 13 веке». Ход урока: Организационный момент. Исторический диктант. Кто возглавил поход на Русь? (хан Батый) Взаимопроверка на уроке. Изучение нового материала. План урока 1. Ордынское владычество 2. Повинности русского населения 3. Борьба русского народа против ордынского владычества 4. Последствия ордынского владычества Учитель: Если тема нашего урока называется «Русь и Золотая Орда», то о чем мы с вами будем говорить? 1. Ордынское владычество. Так какие же отношения сложились у Руси и Золотой Орды? Работа с документом. ( Документ распечатан для каждой группы). «И вот какой обычай был у хана Батыя: когда приедет кто-нибудь на поклон к ним, то не велели сразу приводить такого к себе, но приказано было волхвам, чтобы шел он сначала через огонь и поклонился кусту и идолам. А из всех даров, которые привозили с собой для царя, часть брали волхвы и сначала бросали в огонь, а уже потом к царю допускали и пришедших, и дары. Многие же князья с боярами своими проходили через огонь и поклонялись солнцу, и кусту, и идолам, ради славы мира этого, и просил каждый себе владений...» Проехав многие земли, прибыл Михаил к Батыю... И вот дошли они до того места, где были сложены горящие костры по обеим сторонам пути. И все поганые проходили через огонь и кланялись солнцу и идолам. Волхвы также хотели провести Михаила и Федора через огонь. Михаил же и Федор сказали им: «Не подобает христианам проходить через огонь и поклоняться ему, как вы поклоняетесь. Такова вера христианская: не велит поклоняться ничему сотворенному, а велит поклоняться только Отцу и Сыну и Святому Духу». «...И тут приехали убийцы, соскочили с коней и, схватив Михаила и растянув ему руки, начали бить кулаками по сердцу. После этого повергли ниц на землю и стали избивать его ногами. Так продолжалось долго. И вот некто... по имени Домам отрезал голову святому мученику Михаилу и отшвырнул ее прочь. После этого сказали Федору: «Если ты поклонишься богам нашим, то получишь все княжество князя своего». И ответил Федор: «Княжения не хочу, богам вашим не поклонюсь, а хочу пострадать за Христа, как и князь мой!» Тогда начали мучить Федора, как прежде Михаила... Случилось же убиение их в год 6753 (1245), месяца сентября в двадцатый день...» Не менее зверской расправе подвергся Рязанский князь Роман Олегович.
1. Подумайте, какую цель преследовали монголы, столь жестоко расправляясь с князьями и заставляя их получать ярлык на княжение? 2. Как вы считаете, чей выбор был правильным: князей, проходивших языческий обряд и получавших ярлык, или тех, кто не желал покориться Орде? Свое мнение обоснуйте. 4. Почему монголы освобождали священнослужителей от выплаты дани? Какие цели они преследовали?
Физкультминутка Раз — подняться, потянуться Учитель: как вы думаете, в чем выражалось ордынское владычество? В рабочих листах напишите ваши предположения Рабочий лист В чем выражалось ордынское владычество Что знаю? Что узнал?
Возможные варианты ответов: князья вынуждены ездить в Орду Работа с презентацией « Русь и Золотая Орда» (Слайд 1- 6) Обсудите в группе, что узнали нового и допишите в рабочие листы. Возможные варианты ответов: перепись населения численниками 2. Повинности русского населения Рабочий лист. Страница 2 Параграф 14. Изучите пункт Повинности русского населения. Запишите их в рабочий лист.
Повинности русского населения
Возможные варианты ответов: ежегодные выплаты – ордынский выход. Борьба русского народа против ордынского владычества. ( Слайд 7-8) Две позиции русских князей: Первая - открытое вооруженное выступление, стремление немедленно добиться освобождения от зависимости. Такую политику проводили тверские князья, князья Юго-Западной Руси. Князья, вставшие на путь открытой вооруженной борьбы с монголо-татарами, остались в памяти народной как богатыри, народные герои. Их подвиги воспеты в песнях, былинах, некоторые из них русской церковью названы святыми. Подобные действия носили героический, но безнадежный характер. Вооруженное сопротивление русских князей вело к разорению их земель, гибели их самих и тысяч людей. Вторая позиция: политику лояльности, сотрудничества с монголо - татарами проводил, в частности, Александр Ярославич, княживший тогда в Новгороде. Политика сотрудничества Александра Ярославича с монголе - татарами подвергалась осуждению, как современниками, так и его потомками. Но следует учитывать, что свою политику по отношению к монголо - татарам Александр Ярославич строил с учетом того, что в тот период над Русью нависли две опасности: одна - с Востока, другая - с Запада, со стороны католического Рима. Учитель: Попробуем вместе сделать вывод. Вывод: Князья пытались бороться, но поскольку противостоять силе было трудно, то старались получить ярлык на право княжения. IV. Последствия ордынского владычества ( Слайд 9) Разрушены города Этап подведения итогов и рефлексия. Оценка эффективности работы на уроке. Ф.И. ученика__________________________________________________ Сделайте, пожалуйста, метки, которые соответствуют вашей оценке результатов урока. Если Вы низко оцениваете результаты, то метка ставится 0, если выше, то выберите подходящий балл – от 1 до 5.
Домашнее задание: параграф 14 Нарисуйте книжку-миниатюру «Ордынское владычество» Источники: А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. История России. С древнейших времен до конца XVI века. Москва. Просвещение. 2012.
Похожие образовательные материалы: |
Всего комментариев: 0 | |
|
|