Конспект и презентация к уроку истории "Русь и Золотая Орда"

Образовательные цели:

сформировать у учащихся представление о сущности монголо-татарского ига и его последствиях.
охарактеризовать политику борьбы князей и Александра Невского во время его княжения.

Развивающие цели:       

продолжить учиться планировать свою деятельность.

выделять главное.
работать с дополнительными источниками.
развивать коммуникативные умения.
предъявить  результаты самостоятельной работы.
рассказывать об исторических событиях, объяснять смысл важных важнейших исторических понятий.

Воспитательные цели:

воспитывать любовь к Родине, национальное достоинство.

     Тип урока: урок формирования новых знаний.

Форма организации работы: групповая.

 

Основные понятия и термины: Золотая Орда, улус, баскаки, перепись населения, численники, ярлык, басма.

Оборудование: отрывок из документа (Печатный лист для каждой группы), рабочий лист для каждой группы, презентация « Русь и Золотая Орда», настенная карта « Борьба Руси с иноземными захватчиками в 13 веке».

Ход урока:

Организационный момент.
Повторение изученного материала.

Исторический диктант.

Кто возглавил поход на Русь? (хан Батый)
Какое княжество первым подверглось удару монголов? ( Рязанское)
Какой город монголы брали два месяца и назвали его « злым городом»? ( Козельск)
Сколько походов на Русь совершили монголы? (Два)
Когда шло завоевание Руси? (1237-1240)
Кто шли на Русь с Запада? (шведы и немецкие рыцари)
Когда была Невская битва? (1240)
Когда были разбиты немецкие рыцари?  (1242)
Кто разгромил завоевателей на Западе? (князь Александр)
Какое прозвище получил князь Александр? ( Невский)

Взаимопроверка на уроке.

Изучение  нового  материала.

                               План урока

        1.     Ордынское владычество

2.     Повинности русского населения

3.     Борьба русского народа против ордынского владычества

4.     Последствия ордынского владычества

 Учитель: Если тема нашего урока называется «Русь и Золотая Орда», то о чем мы с вами будем говорить?

1. Ордынское владычество.

Так какие же отношения сложились у Руси и Золотой Орды?

Работа с документом. ( Документ распечатан для каждой группы).

«И вот какой обычай был у хана Батыя: когда приедет кто-нибудь на поклон к ним, то не велели сразу приводить такого к себе, но приказано было волхвам, чтобы шел он сначала через огонь и поклонился кусту и идолам. А из всех даров, которые привозили с собой для царя, часть брали волхвы и сначала бросали в огонь, а уже потом к царю допускали и пришедших, и дары. Многие же князья с боярами своими проходили через огонь и поклонялись солнцу, и кусту, и идолам, ради славы мира этого, и просил каждый себе владений...»

Проехав многие земли, прибыл Михаил к Батыю... И вот дошли они до того места, где были сложены горящие костры по обеим сторонам пути. И все поганые проходили через огонь и кланялись солнцу и идолам. Волхвы также хотели провести Михаила и Федора через огонь. Михаил же и Федор сказали им: «Не подобает христиа­нам проходить через огонь и поклоняться ему, как вы поклоняетесь. Такова вера христианская: не велит поклоняться ничему сотворен­ному, а велит поклоняться только Отцу и Сыну и Святому Духу».

«...И тут приехали убийцы, соскочили с коней и, схватив Михаила и растянув ему руки, начали бить кулаками по сердцу. После этого повергли ниц на землю и стали избивать его нога­ми. Так продолжалось долго. И вот некто... по имени Домам отрезал голову святому мученику Михаилу и отшвырнул ее прочь. После этого сказали Федору: «Если ты поклонишься бо­гам нашим, то получишь все княжество князя своего». И отве­тил Федор: «Княжения не хочу, богам вашим не поклонюсь, а хочу пострадать за Христа, как и князь мой!» Тогда начали мучить Федора, как прежде Михаила...

Случилось же убиение их в год 6753 (1245), месяца сентября в двадцатый день...»

Не менее зверской расправе подвергся Рязанский князь Роман Олегович.

 

1.  Подумайте, какую цель преследовали монголы, столь жестоко рас­правляясь с князьями и заставляя их получать ярлык на княжение?

2.  Как вы считаете, чей выбор был правильным: князей, проходивших языческий обряд и получавших ярлык, или тех, кто не желал покориться Орде? Свое мнение обоснуйте.

4.  Почему монголы освобождали священнослужителей от выплаты дани? Какие цели они преследовали?

 

Физкультминутка

Раз — подняться, потянуться
Раз — подняться, потянуться,
Два — нагнуть, разогнуться,
Три — в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре — руки шире,
Пять — руками помахать,
Шесть — на место ти…

Учитель: как вы думаете, в чем выражалось ордынское владычество? В рабочих листах напишите ваши предположения

Рабочий лист

В чем выражалось ордынское владычество

Что знаю?

Что узнал?

 

 Возможные варианты ответов:

князья вынуждены ездить в Орду
князья получали ярлык на право княжения
многие терпели унижения и даже погибали)

Работа с презентацией « Русь и Золотая Орда» (Слайд 1- 6)

Обсудите в группе, что узнали нового и допишите в рабочие листы.

Возможные  варианты ответов:

        перепись населения численниками
        баскачество
        людей уводили в рабство
        несли повинности в пользу Орды)
        повинности русского населения

2. Повинности русского населения

Рабочий лист. Страница 2

Параграф 14. Изучите пункт Повинности русского населения.  Запишите их в рабочий лист.

 

Повинности русского населения

 

 Возможные варианты ответов:

      ежегодные выплаты – ордынский выход.
      внеочередные платежи.
      кормили и содержали послов.
      поставляли воинов в ордынскую армию.

Борьба русского народа против ордынского владычества. ( Слайд 7-8)

Две позиции русских князей:

Первая - открытое вооруженное выступление, стремление немедленно добиться освобождения от зависимости.

Такую политику проводили тверские князья, князья Юго-Западной Руси. Князья, вставшие на путь открытой вооруженной борьбы с монголо-татарами, остались в памяти народной как богатыри, народные герои.

 Их подвиги воспеты в песнях, былинах, некоторые из них русской церковью названы святыми.

Подобные действия носили героический, но безнадежный характер. Вооруженное сопротивление русских князей вело к разорению их земель, гибели их самих и тысяч людей.

Вторая позиция:

политику лояльности, сотрудничества с монголо - татарами проводил, в частности, Александр Ярославич, княживший тогда в Новгороде.

Политика сотрудничества Александра Ярославича с монголе - татарами подвергалась осуждению, как современниками, так и его потомками.

     Но следует учитывать, что свою политику по отношению к монголо - татарам Александр Ярославич строил с учетом того, что в тот период над Русью нависли две опасности: одна - с Востока, другая - с Запада, со стороны католического Рима.

Учитель: Попробуем вместе сделать вывод.

Вывод: Князья пытались бороться, но поскольку противостоять силе было трудно, то старались получить ярлык на право княжения.

IV. Последствия ордынского владычества ( Слайд 9)

Разрушены города
Приостановлено каменное строительство
Произошла утрата многих ремесел
Приостановился процесс развития феодального землевладения
Сократилась численность населения
Русская культура пришла в упадок (из-за пожаров погибло множество произведений искусства, письменных источников).

Этап подведения итогов и рефлексия.

Оценка эффективности работы на уроке.

Ф.И. ученика__________________________________________________

Сделайте, пожалуйста,  метки, которые соответствуют вашей оценке результатов урока. Если Вы низко оцениваете результаты, то метка ставится 0, если выше, то выберите подходящий балл – от 1 до 5.

                          

Домашнее задание:  параграф 14

Нарисуйте книжку-миниатюру «Ордынское владычество»
Составьте книжку-словарь темы.
Исторический диктант (10 предложений)

      Источники:

А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. История России. С древнейших времен до конца XVI века. Москва. Просвещение. 2012.
Хрестоматия по истории России: с древнейших времён до 18 века: в 4т., т.1 (Сост.: И.В.Бабич, В.Н. Захаров, И.Е. Уколова)  М, 1994;
Е. В. Симонова. Методическое пособие к  учебнику А. А. Данилова и Л. Г. Косулина. История государства и народов России. Дроф. Москва. 2003


Просмотров: 342 | Загрузок: 73
Автор: Грибанова О.М.
Теги: Русь
Предмет: История


Похожие образовательные материалы:
Всего комментариев: 0
avatar