Конспект и презентация к уроку истории по теме: "Усиление королевской власти в XV веке во Франции и в Англии"

Цели: - показать завершающую стадию процесса образования централизованного государства во Франции и в Англии;

            - сравнить пути завершения процесса объединения;

            - подвести учащихся к пониманию значения образования централизованного государства во Франции и в Англии

            - продолжить формировать умение анализировать, сравнивать, высказывать и аргументировать свои мысли;

Оборудование: компьютер, презентация, карточки для проверки домашнего задания ( 2 вида: тесты, игра « Верно или неверно»,( и для закрепления изученного материала « Крестики-нолики», карточки с заданиями для работы на уроке.

Оформление доски: тема урока, дата войны Алой и Белой розы ( 1455 – 1485 гг.)

 

                                               Ход урока.

1. Орг. начало урока.

- Здравствуйте, ребята! Рада вас видеть на нашем сегодняшнем уроке! Проверьте, всё ли у вас готово для плодотворной работы на уроке: учебник, тетрадь, ручка, карандаши, дневники и ваши светлые головы. Надеюсь, что сегодня на уроке  вас не смутит наличие гостей, и вы будете работать так же активно и плодотворно, как работаете на всех наших уроках.

2. Проверка домашнего задания:

- Прежде, чем приступить к изучению нового материала, нам нужно проверить, как вы усвоили прошлый материал « Крестьянские восстания во Франции и в Англии». Поэтому, я предлагаю вам два варианта проверки: тест или игра « Верно или неверно».

- Выбирайте любой вид проверки и приступайте к выполнению заданий. Помните, что работать нужно активно и правильно читать задания.

 

                                   1) тестирование:

1. Каким было положение французского народа в XIV веке?

            А) эпидемия чумы уносила много жизней

            Б) сократилось количество выплачиваемого налога

            В) улучшилось благосостояние крестьян;

2. Когда во Франции вспыхнуло восстание получившее название « жакерия»?

            А) апрель 1332 г.

            Б) сентябрь 1346 г.

            В) май 1358 г.

3. Предводителем восстания «жаков» был:

            А) Гильом Каль

            Б) Уот Тайлер

            В) Карл Смелый

4. Почему «жакерия» потерпела поражение? ( выберите несколько вариантов ответа)

            А) стихийность и неорганизованность

            Б) недоверие к главарю

            В) разрозненность отрядов

            Г) плохое вооружение

            Д) отсутствие материальной заинтересованности

            Е) неумелое руководство

5.  Последствием данного восстания можно считать:

            А) веру крестьян в свои силы

            Б) ускорение процесса освобождения крестьян от личной зависимости

            В) процесс ещё большего закрепощения крестьян

6. Одной из причин восстания в Англии можно считать:

            А) закрепощение крестьян

            Б) введение денежного  налога

            В) жестокое обращение сеньоров с крестьянами

7. Крестьянское восстание в Англии началось в:

            А) 1381 г.

            Б) 1384 г.

            В) 1385 г.

 

8. Его возглавил:

            А) Джон Болл

            Б) Гильом Каль

            В) Уот Тайлер

9. Кто не являлся участником данного восстания?

            А) городская беднота

            Б) знатные сеньоры

            В) сельские ремесленники

10. Какое требование повстанцы не выдвигали?

            А) конфисковать церковные земли

            Б) даровать всем зависимым свободу

            В) отменить денежный налог

11. Причинами поражения восстания в Англии можно считать: ( выберите несколько вариантов ответа)

            А) отсутствие талантливого руководителя

            Б) плохая организованность

            В) плохое вооружение у повстанцев

            Г) разобщённость повстанцев

12.  Итогом крестьянского восстания в Англии можно считать:

            А) усиление реакционных законов против бедняков

            Б) крестьяне получили возможность выкупаться на волю

            В) усиление и без того тяжёлых налогов

13. Как  господа расправлялись с восставшими?

            А) вешали изменников

            Б) казнили виновных

            В) всех восставших сажали в тюрьму

14. Какой урок извлёк из данного восстания английский король?

            А) нужно усилить своё влияние

            Б) были смягчены законы против бедных

            В) произошло сильное закрепощение крестьян

   

1. В 1348 г. на Европу обрушилась  эпидемия чумы, которую называли « чёрной смертью».

2. Франции это бедствие не коснулось.

3. Для улучшения своего благосостояния, господа стали вводить новые налоги.

4. Крестьяне не стали платить деньги, чтобы выкупить своего короля и знатных феодалов.

5. В 1358 году во Франции вспыхнуло восстание, получившее название                              « жакерия».

6. Его возглавил знатный горожанин Гильом Каль.

7. Беднякам некоторых городов Франции удавалось открыть ворота «жакам».

8. Чтобы подавить восстание « жаков» дворяне пошли на обман.

9. Гильом Каль был схвачен и закован в цепи.

10. Потеря предводителя не сломала жаков, и они по-прежнему стали бороться.

11. В Англии в результате высоких налогов по дорогам бродило много разорившихся крестьян.

12. Особой любовью в народе пользовался проповедник Мартин Лютер.

13. В мае 1381 года крестьяне нескольких деревень вблизи Лондона прогнали сборщиков налога и расправились с королевскими чиновниками.

14. Вооружившись арбалетами и мечами, повстанцы стали громить имения феодалов.

15. Предводителем крестьянского восстания в Англии стал сельский ремесленник Уот Тайлер.

16. Он хорошо знал военное дело и старался ввести в свои отряды порядок и дисциплину.

17.  Король Ричард II со своими приближёнными не стал покидать дворца, так как был уверен, что повстанцы в него не проникнут.

18. Король обещал выполнить требования восставших и простить всех участников восстания.

19. Уота Тайлера король сделал своим министром, чтобы тот смог высказывать пожелания народа.

20. К концу XV века большинство английских крестьян стали лично свободными.

 

- Подведём итог выполнения вами домашнего задания…

 

3. Сообщение темы и целей урока.

 - На прошлых уроках мы говорили с вами о том, что Франция вела войны: это была  Столетняя война с Англией, и восстание крестьян под предводительством Гильома Каля.

- Скажите, какие последствия всегда влечёт за собой война?

            1) сожжены деревни

            2) опустошены города

            3) гибнут люди

            4) нанесён урон хозяйству страны

            5) сокращена торговля

( сл. 1) - Но война закончилась, и мирная жизнь начинает постепенно налаживаться.

Тема нашего с вами сегодняшнего урока называется « Усиление королевской власти в конце XV века во Франции и в Англии».

 

- Какие цели мы сегодня с вами для себя определим на урок?

( сл. 2) - Король Людовик XI продолжил объединение страны. Сегодня мы выясним, как и когда произошло объединение Франции и Англии, как сложилось централизованное государство и каково значение его возникновения для жителей этих стран.

( сл. 3)  Работаем по плану:

4. Изучение нового материала.

                                   1) рассказ учителя:

                        1. Завершение объединения Франции

( сл. 4) - После завершения войны во Франции постепенно начинает налаживаться жизнь:

            1) распахиваются запустевшие во время войны земли

            2) восстанавливаются города и деревни

            3) показателем успешно восстановленного хозяйства можно считать то, что в урожайные годы Франция теперь вывозила хлеб в соседние страны.

            4) восстанавливается ремесло

            5) начинается производство тканей и стекла

            6) начинают появляться ярмарки.

- Как вы думаете, кто был заинтересован в объединении страны?

( сл. 5)

- Как вам известно, феодалы в годы войны захватили много земли из королевских владений и желали вернуть страну в феодальную раздробленность. Т.е. они не хотели объединения страны.

- Но были феодалы, которые сами лишились своей власти над крестьянами, поэтому они хотели заменить эту власть государственным принуждением.

- В объединении страны были также заинтересованы горожане и рыцари. Почему?

( король покровительствовал городам, рыцари несли службу королю и тот раздавал им земли)

 

( сл. 6)

- В годы правления в Франции короля Людовика XI крупные феодалы объединились в тайный союз, душой которого был герцог Бургундии Карл  Смелый.

- Сейчас я предлагаю вам познакомиться поближе с этими двумя людьми. Я вам зачитаю небольшие  характеристики, а  вы должны будете заполнить такую табличку, куда вносите только черты их  личности

 

  Людовик XI

Карл Смелый

                        « Ф. Де Коммин « Мемуары»

« Из всех тех, кого я знал когда-либо, всего лучше мог выпутаться из беды и напасти король  Людовик XI, наш господин, смиреннейший в одежде и на словах. Он весьма старался подкупить всякого, кто мог ему послужить или повредить ему. Он нисколько не досадовал, если человек, которого он хотел расположить к себе, ему отказывал, но продолжал свои усилия, давая щедрые обещания и на самом деле жалуя ему деньги и такие отличия, какие, как он знал, тому любы. Те же, кого он во времена мира  и благополучия изгонял и отвергал, он, если нужно, снова подкупал дорогою ценой, пользовался ими и не испытывал никакой вражды за прошлое. Совершенно естественно он был другом людей среднего класса и врагом всех «вельмож», которые могли обходиться без него. Никто никогда не выслушивал столько людей, не расспрашивал о стольких вещах, как он, никто не желал узнать стольких лиц, как он, досконально знал всех людей значительных и сильных  в Англии, Испании, Португалии, Италии, а так же земель  Бургундии и Бретани»

- Каким вы представили себе короля Людовика XI?

- Какими способами он добивался укрепления своей власти? ( подкуп, давал должности, интересовался сильными людьми)

- На какой класс опирался король? ( на средний)

- Почему ( богатые феодалы могли ему противостоять, а средний класс его поддерживал)

- О каких чертах личности можно узнать из этого отрывка? ( целеустремлённый, хитрый, практичный, терпеливый, расчетливый)

  Людовик XI

Карл Смелый

целеустремлённый,

хитрый, лживый

практичный,

терпеливый,

расчетливый

скупой

льстил людям, которых боялся или ненавидел

натравливал своих врагов друг на друга.

 

- А сейчас прослушайте  отрывок о Карле Смелом и заполните вторую часть таблицы.

Родился в Дижоне в семье бургундского герцога Филиппа Доброго и португальской инфанты Изабеллы. С ранней юности он страстно занимался рыцарскими играми и военными упражнениями; получил хорошее образование, так что без труда читал латинских писателей. Уже 19-летним юношей в битве при Гаверене выказал ту упрямую, доходившую до безрассудства отвагу, которая на всю жизнь осталась основной чертой его характера. Жил просто, чуждаясь роскоши и волокитства, царивших при дворе его отца. Всю свою жизнь он пытался жить по законам рыцарской чести. Он презирал интриги, коварство, притворство, но при этом был храбр, высокомерен и упрям.

- О каких чертах личности Карла Смелого вы узнали ?

- Что означает выражение « законы рыцарской чести»?

- На какой класс опирался герцог Бургундский и почему? ( на знатных феодалов, которые могли противостоять королю)

( сл. 7)

  Людовик XI

                 Карл Смелый

целеустремлённый,

хитрый, лживый

практичный,

терпеливый,

расчетливый

скупой

льстил людям, которых боялся или ненавидел

натравливал своих врагов друг на друга.

хорошо образованный

упрямый

отважный до безрассудства

любил простоту

жил по законам рыцарской чести

презирал коварство, интриги, притворство

Храбрый

высокомерный

честолюбивый

 

- Борьба между Людовиком XI и Карлом Смелым продолжалась 12 лет. В открытой войне король потерпел поражение и был вынужден заключить унизительный для себя мир. Тогда Людовик XI натравил на Карла Смелого недовольных им соседей. В войне с ними войско герцога Бургундского было разгромлено, он сам убит. Король затем поодиночке расправился с остальными противниками. Попадавших в его руки, Людовик XI держал по многу лет в железных клетках, где пленники не могли даже выпрямиться в полный рост.

                                   2) работа с картой

( сл. 8)

- Найдите карту на стр. 179.

- Рассмотрите её и скажите, каким цветом обозначены владения короля? Что можно сказать о его территории?

- Что вы можете сказать о владениях феодалов?

- Какие территории ещё не входили в королевские земли? Каким цветом они обозначены?

- Большая часть герцогства Бургундского досталась королю. К Франции была присоединена и южная область Прованс с городом Марселем. Лишь герцогство Бретань вошло в состав королевских владений при преемниках Людовика XI. К концу XV века объединение Франции завершилось.

- Таким образом делаем вывод: к концу XV века объединение Франции завершилось.

                        3) рассказ учителя:

                        2. Франция – централизованное государство.

- Процесс объединения страны шёл параллельно с усилением королевской власти. Какие же факты об этом свидетельствуют?

            1) ещё после Столетней войны король заменил отряды вассалов постоянным войском из рыцарей и наёмников, т.е. создал постоянное войско.

            2) для того, чтобы содержать постоянное войско нужны деньги. Где их взять? Поэтому король создал ежегодный  налог со всей страны.

            3) король сам решал государственные дела, объявлял войну и заключал мир, издавал законы, судил своих подданных, (даже шутил, что всех своих советников он возит в седле своего коня)

            4) управлял государством при помощи чиновников, находящихся у него на службе.

- Располагая деньгами и постоянным войском, король теперь не нуждался в Генеральных штатах. Поэтому в годы своего правления он созывал их всего лишь  1 раз.

- Т.о к концу XV века Франция была подчинена единой централизованной власти – власти короля. Значит , к концу XV  века во Франции сформировалось централизованное государство.

( сл. 9)

- Запишем определение:

Централизованным называется государство, которое управляется из одного центра, имеются единые органы управления, законы, налоги и постоянное войско.

                          3.  Последствия объединения Франции.

                            4) самостоятельная работа учащихся:

 - Сейчас вы самостоятельно познакомитесь с последствиями объединения Франции. Для этого  откройте учебник на стр. 180-181 и прочитайте его.

- Но вы должны не только внимательно прочитать этот материал, но и найти в нём ответ на вопрос, каково же значение объединения страны?

- Давайте с вами назовём последствия объединения Франции ( сл. 10)

            1) подчинение единой центральной власти

            2) было покончено с феодальной раздробленностью

            3) установление единого налога

            4) король покровительствовал росту городов и расширению торговли

            5) появился торговый флот

            6) складывалась единая культура, единый язык и единый народ

                                       5) рассказ учителя:

                                   4. Война Алой и Белой розы в Англии.

- Мы с вами узнал, как происходило усиление королевской власти во Франции, а сейчас познакомимся с тем, как этот процесс происходил в Англии.

( сл. 11)

- Через два года после Столетней войны в Англии началась междоусобная война, продолжавшаяся 30 лет. Феодалы разделились на две враждующие группы: каждая поддерживала одну из ветвей династии Плантагенётов — Ланкастеров или Йорков, боровшихся за престол. Так как в гербе Ланкастеров была изображена алая роза, а в гербе Йорков — белая, войну назвали Войной Алой и Белой розы (1455—1485).

- Запишите к себе в тетрадь дату ( на доске)

-Эта борьба была очень жестокой. Победители беспощадно рубили головы своим противникам. Родственники погибших мстили семьям своих врагов, убивая даже детей. В отличие от обычной феодальной войны, в которой противники старались захватить побольше пленных ради получения выкупа, здесь главная цель состояла в уничтожении противников.

 

( сл. 12)

- Война закончилась после того, как почти все знатные дворяне истребили друг друга. В борьбу за престол вступил дальний родственник Ланкастеров Генрих Тюдор. Победив в последнем сражении, Генрих женился на дочери короля из династии Йорков и соединил в своем гербе алую и белую розы. С него в Англии началось правление династии Тюдоров.          

                        5. Правление Генриха Тюдора.

( сл. 13)

 - Что же сделал Генрих, придя к власти?

            1) запретил феодалам содержать вооружённые отряды

            2) вёл борьбу с непокорными феодалами

            3) пополнял казну разными способами ( штраф со знатных феодалов, собирал налог с населения даже в мирное время)

            4) парламент собирал только  2 раза

            5) раздавал земли и титулы своим сторонникам

- Таким образов, в Англии установился абсолютизм.

( сл. 14)

- Запишем определение:

Абсолютизм – форма правления, при которой монарху принадлежит неограниченная верховная власть.

 

- ( сл. 15)     Основные черты абсолютизма:

            1) создание аппарата чиновников

            2) создание постоянной армии

            3) отсутствие сословно-представительских органов

 

5. Подведение итога урока.

- А сейчас мне хочется узнать, как вы внимательно работали на уроке и разобрались ли вы с новым материалом.

- Для закрепления изученного я предлагаю вам игру « Крестики-нолики». Если вы полностью согласны с тем, что я буду говорить  – вы ставите «Х», если не согласны «О»

1. В годы правления Людовика XI был создан тайный совет, который возглавил Карл Смелый.

2. В борьбе между Людовиком XI и Карлом Смелый победу одержал герцог Бургундский Карл Смелый.

3. Самым последним герцогством, которое было присоединено к королевским владениям было Бретань.

4. К концу XV века во Франции было установлено централизованное государство.

5. К концу XV века объединение Франции завершилось.

6. Феодальная война  Алой и Белой розы длилась 30 лет.

7. войну роз прекратил Генрих Тюдор, женившись на дочери короля т из династии Йорков.

8. При Генрихе прекратился собираться парламент.

9. При Генрихе VII в Англии происходит складывание абсолютизма.

 

- Если вы выполнили задание без ошибок, то у вас должна была получиться буква «М», означающая, что вы молодцы.

 

6. Рефлексия.

- Сегодня на уроке я узнал…

- Меня заинтересовало…

- Я не совсем разобрался…

- Я сегодня на уроке работал…

7. Выставление оценок.

8. Домашнее задание:

            Параграф 21, записи, вопрос 6или 7 письм., задание 2,4 в рабочей тетради.


Просмотров: 2359 | Загрузок: 318
Автор: Антоненкова А.В.
Теги: история Франции, История Англии
Предмет: История


Похожие образовательные материалы:
Всего комментариев: 0
avatar