Конспект и презентация к уроку истории по теме: "Образование и философия"

Цели: - познакомить учащихся с тем, благодаря чему расширялись представления средневековых жителей о мире;

            - познакомиться с развитием средневековых университетом, его структурой

            - познакомиться с новым направлением – схоластикой и её яркими представителями;     

Оборудование: компьютер, презентация, тесты

 

                                               Ход урока.

1. Орг. начало урока.

2. Проверка домашнего задания:

                        Тестирование по теме: « Завоевание турками-османами Балканского полуострова»

1. В конце какого века болгары восстали и добились освобождения от власти Византии?

            А) в конце XII века

            Б) в конце III века

            В) в конце XIV века

2. Самым мощным на Балканском полуострове было:

            А) Сербское царство

            Б) Византийское царство

            В) Болгарское царство

3. Византийская империя была ослаблена:

            А) междоусобными войнами

            Б) бесконечными восстаниями крестьян

            В) вереницей часто сменяющихся императоров

4. Османская империя получила такое название в связи с:

            А) её местоположением

            Б) именем её основателя

            В) с населяющими её народами

5. По какой причине османские воины перешли от набегов к завоеваниями Балканских стран?

            А) слабость Балканских стран

            Б) неумение править императоров

            В) они хотели получить добычу и земли

6. Как назывался город, который стал столицей Османской империи?

            А) Константинополь

            Б) Стамбул

            В)  Адрианополь

7. В каком году состоялась битва на Косовом поле?

            А) 1364 г.

            Б) 1389 г.

            В) 1410 г.

8. Храброго сербского воина, который сумел пробраться к султану и убить его, звали:

            А) Ян Жижка

            Б) Милош Обилич

            В) Иован Миклош

9. Битва на Косовом поле окончилась для сербов:

            А) победой над турками

            Б) страшным поражением

            В) трудно определить, кто выиграл в этой борьбе

10. Кто из турецких султанов, желая избавиться от соперников, приказал даже убить своего 9-месячного брата?

            А) Мехмед II

            Б) Баязид I

            В) Осман-паша

11. В каком году Константинополь был переименован в Стамбул?

            А) в 1384 г.

            Б) в1420 г.

            В) в 1453 г.

 

4. Сообщение темы и целей урока.

( сл. 2)  План урока:

Представления о мире расширяются.
Переводы с греческого и арабского.
Средневековые университеты.
Схоластика.
Пьер Абеляр и Бернар Клервоский.
« Ангельский доктор»

 

5. Изучение нового материала:

                        1) рассказ учителя:
            1. Представления о мире расширяются.
( сл. 3)

Прочитайте материал на стр.208 и ответьте на вопрос: « Благодаря чему расширялись представления людей о мире»

            1) С развитием городов и торговли, деловых и дипломатических связей,

            2)  в ходе военных предприятий, завоевания новых территорий и

            3) переселений люди стали чаще покидать родные места.

            4) На дорогах Европы можно было встретить немало торговцев, бродячих ремесленников и веселых школяров, монахов и паломников, актеров и гонцов, дипломатов и воинов. Крестьянские повозки с медлительными волами степенно двигались к ближайшему рынку. В Рим по делам церкви направлялись епископы и аббаты.

            5) Во время Крестовых походов европейцы убедились в том, как широк и разнообразен мир. У них появился интерес к жизни людей в далеких странах. Путешественники выходили далеко за пределы христианского мира и привозили интересные сведения о разных народах.
( сл.4) Яркий рассказ о странах Дальнего Востока в XIII веке оставил венецианский купец и путешественник Марко Поло. Около четверти века провел он в странствиях, много лет жил в Китае. Вернувшись в Италию, он написал книгу, где рассказал о жизни и обычаях народов Азии. «Книга Марко Поло» долгое время служила руководством для составления географических карт.

                                2. Переводы с греческого и арабского.

( сл. 5) Жители Западной Европы V—X веков почти забыли греческий язык и вовсе не стремились знать восточные языки. Они относились враждебно, настороженно ко всем «чужакам», «иноверцам»:мусульманам, иудеям, язычникам, позднее —православным христианам.
( сл. 6) В XI—XII веках появилось большое количество переводов на латинский язык книг греческих и арабских ученых: почти все сочинения Аристотеля, главные труды греков и арабов по географии, астрономии, математике, медицине. Центрами перевода были Испания (здесь еврейские ученые переводили арабские и греческие книги на еврейский язык, а христиане — с еврейского на латынь) и норманнская Сицилия, единственное королевство этого времени, где бок о бок мирно жили православные греки, арабы-мусульмане и западные католики. Круг знаний европейцев необыкновенно расширился и обогатился.

                     3. Средневековые университеты.

( сл. 7) Средневековое общество было корпоративным. Каждый человек имел свою, четко очерченную «нишу»,входил в ту или иную корпорацию

( сл.8) – запишем определение

Корпорация -  — обособленную группу людей, которые занимаются определенным общим делом, живут соответствующим ему образом, подчиняются особым правилам и распорядкам.

( сл. 9) Университеты представляли собой корпорации людей интеллектуального труда — профессоров (преподавателей) и студентов (от латинского слова «студере» — усердно заниматься).

( сл. 10)  - запишем определение

Само слово «университет» означает «корпорация». Учеба и преподавание наук стали особым занятием. В одних университетах всеми делами руководили студенты (так было в Болонье), а в других (например, в Париже) — совет профессоров.
- Занятия велись всюду на латинском языке, и люди из разных стран могли учиться в любом университете. Поселявшиеся в городе «чужаки» не могли рассчитывать на поддержку городского суда в столкновениях с местными жителями. В борьбе с городскими властями университеты добивались самоуправления: они имели выборных руководителей, собственный суд.
( сл. 11) – запишем термины

Студенты из одной страны объединялись в землячества (или «нации»), а преподаватели создавали объединения по предметам — факультеты , возглавлявшиеся деканами. Все вместе — и преподаватели, и студенты — избирали главу университета — ректора.
( сл. 12) Обычно в университетах, кроме подготовительного, было три факультета: богословский (или философский), юридический, где изучали законы, и медицинский. Занятия вели так: преподаватель — магистр, или профессор, — читал выдержки из книг и объяснял непонятные места, а студенты слушали и записывали лекции («лекция» в переводе с латыни — чтение).

( сл. 13) Лекции дополнялись диспутами — словесными поединками. Это были состязания в знаниях и красноречии — споры по заранее выдвинутым вопросам, например: «Сотворен ли человек в раю?» Нападающий старался своими вопросами выявить в рассуждениях противника противоречие либо с его же собственными доводами, либо с Библией и сочинениями церковных писателей, признанных отцами церкви. Толпы учеников и сторонников каждого участника диспута с неослабным вниманием и азартом ловили каждое слово, оценивали вопросы и ответы. Иногда диспуты были такими бурными, что заканчивались потасовками между участниками или «болельщиками».
- В XV веке в Европе было уже более 60 университетов. Парижский университет славился преподавателями философии и богословия, университет Болоньи (Италия) —права, Салерно (Сицилия) — медицины. Университеты способствовали появлению в Европе светской интеллигенции и образованного чиновничества, общему подъему культуры.

                                        4. Схоластика.

( сл. 14) В XI—XIII веках в соборных школах и университетах расцветает новая религиозная философия — схоластика (от греч. «схолэ» — школа).
                                   2) работа по учебнику:

                        Прочитать материал на стр.211 - 212
                                   3) рассказ учителя:
                         5. Пьер Абеляр и Бернар Клервоский.

( сл. 15) Одним из самых известных философов-схоластов XII века был француз Пьер Абеляр (1079—1142). Абеляр с детства проявлял большие способности к науке и уже в 13 лет стал странствующим школяром. Он быстро превзошел всех своих профессоров и побеждал их в диспутах.

В 1117 году Абеляр стал преподавать в Парижской соборной школе. Его лекции пользовались огромной популярностью, слушатели и ученики стекались к нему толпами. Но и врагов становилось у него все больше: обсуждая тот или иной вопрос философии или богословия, Абеляр не пересказывал мнения отцов церкви, а предлагал свое толкование.
( сл. 16) В 1119 году началась история любви Абеляра и Элоизы, ставшая знаменитой на много веков. Юная Элоиза, племянница парижского священника, удивляла современников умом, образованностью и красотой. Тогда женщины не могли посещать школу, и Абеляра попросили стать ее домашним учителем. Вскоре Абеляр и Элоиза полюбили друг друга. «И над раскрытыми книгами больше звучали слова о любви, чем об учении; больше было поцелуев, чем мудрых изречений; ...глаза чаще отражали любовь, чем следили за написанным», — вспоминал потом Абеляр в замечательной книге «История моих бедствий». Элоиза родила Абеляру сына. Разъяренный дядюшка счел себя опозоренным и решил мстить. Его родственники, подкупив слугу Абеляра, напали ночью на философа и изувечили его. Элоиза ушла в монастырь, но любила Абеляра до конца жизни; ее письма к возлюбленному потрясают печалью и нежностью.
( сл. 17) Ученики уговорили искалеченного философа продолжить лекции. Но тут на Абеляра обрушились его идейные противники. Самым мощным из них был знаменитый мистик, создатель ордена тамплиеров и вдохновитель второго Крестового похода Бернар Клервоский (1090—1153).
- Абеляр утверждал на своих лекциях и в книгах, что разобраться в вопросах веры можно только при помощи разума. «Нельзя уверовать в то, чего ты предварительно не понял, и смешны проповеди о том, чего ни проповедник, ни его слушатели не могут постигнуть разумом».

( сл. 18)  Нужно понимать, чтобы верить.
- Нужно верить, а не рассуждать, — полагал Бернар. — Вера должна быть простой и искренней, идти от сердца, а не от рассудка. Божественные тайны выше человеческого ума, к ним нельзя прикасаться. Мудрствования мешают силе и чистоте веры, ведут к гордыне и заблуждениям. Только в любви к Иисусу, в глубоком переживании веры человек мистически соединяется с Богом.
-  Спор Абеляра и Бернара стал спором двух направлений средневековой мысли: рационализма — опоры на разум (от лат. «рацио») и мистики — опоры на сверхъестественные силы.
( сл. 19) Враги Абеляра добились того, что его учение было осуждено на церковном соборе в 1121 году. Абеляра заставили собственноручно бросить свою книгу в костер. Философ бедствовал, скитался по монастырям, но ученики по-прежнему шли к нему, и он продолжал преподавать.
- Бернар рассылал по всей Европе письма с призывами пресечь деятельность «еретика». В 1140 году Бернару удается собрать новый церковный собор. Абеляр приехал на него в надежде отстоять свои взгляды на открытом диспуте. Но Бернар и его сторонники не хотели открытого диспута. В ночь до собора было принято решение: сжечь все книги Абеляра, а его самого заставить молчать. Абеляр обратился к суду папы, но папа подтвердил решение собора.
- Больной и сломленный философ удалился в монастырь. В 1142 году он умер. Элоиза похоронила его и через 20 лет сама была погребена рядом с ним. На их гробнице написали: «Да отдохнут они от скорбного труда и любви».

                                   6. «Ангельский доктор».

( сл. 20) Вершиной средневековой схоластики были труды ученого XIII века Фомы Аквинского (1225—1274). Фома был сыном итальянского графа, учился в монастырской школе и университете в Неаполе. Несмотря на протесты семьи, он стал монахом доминиканского ордена.
- Фома был смиренным, добрым и необыкновенно работоспособным человеком. Самая знаменитая его книга — «Сумма богословия». В этой грандиозной книге Фома собрал все знания о Боге и мире, накопленные Средневековьем.

( сл. 21) Но не просто сложил их, как в арифметике, в сумму, он создал картину всей христианской Вселенной, показывая, что у каждой ее «детали», от человека до муравья, свое место и своя роль, предназначенные Богом. «Сумму богословия» часто сравнивают с другими великими произведениями Средневековья, о которых вы еще узнаете из этой книги, — с готическими соборами и «Божественной комедией» Данте. В них тоже изображен весь христианский космос.
- После смерти Фому называли «ангельским доктором», а вскоре церковь объявила Фому Аквинского святым.
                        4) самостоятельная работа:
                        7. «Удивительный доктор».

- Прочитать и рассказать об « удивительном докторе»

Современник Фомы Аквинского, монах ордена францисканцев, англичанин Роджер Бэкон преподавал в университетах Оксфорда и Парижа. Он доказывал, что для познания истины авторитет и разум недостаточны, а нужны также наблюдения и опыт. Только с помощью опыта можно проверить, верны ли наши знания.
- Многие годы ученый занимался алхимией и астрологией. Бэкон проводил опыты с различными веществами, магнитной стрелкой и увеличительными стеклами. Он предвидел многие будущие открытия. Бэкона считали волшебником и прозвали «удивительным доктором».

 

5. Подведение итога урока:

( сл. 24 – 25)

                        Игра « Крестики-нолики»

- если утверждение верное – «Х», если нет «О»

 

1(Х) С развитие городов, торговли, деловых и дипломатических связей, в ходе войн и переселений средневековые жители стали больше узнавать мир.

2(Х) Яркий рассказ о странах Дальнего Востока составил Марко Поло, который путешествовал более 25 лет.

3(Х) В 11-12 веках появилось большое количество переводов с латинского и греческого.

4.(О)Университеты представляли собой корпорации людей физического труда.

5 (Х) преподаватели создавали свои объединения по предметам – факультативам.

6 ( О) В университетах, кроме подготовки существовало очень много факультетов

7 (Х) схоластика – это религиозная философия, стремящаяся познать Бога и мир при помощи логических рассуждений.

8(Х) Пьер Абеляр и Бернар Клервонский были идейными противниками.

9(Х) Церковь объявила Фому Аквинскому святым за его смирение и добродетель.

 

6. Домашнее задание:

      Параграф 27, вопросы, 7 вопрос - письменно


Просмотров: 755 | Загрузок: 96
Автор: Антоненкова А.В.
Теги: история Европы
Предмет: История


Похожие образовательные материалы:
Всего комментариев: 0
avatar